Октябрь 4 [1937 г., Симферополь]. 4-40. Чёрная южная звёздная ночь.
6-00. Беру билет на Судак.
7-15. Автобус отходит. До Зуи - голая равнина с квадратами почерневшей кукурузы, небольшими холмами на севере, отдалённым силуэтом Чатырдага на юге.
Шоссе давно не ремонтировалось, выщерблено, трясёт... Впрочем, шофёр больше едет по боковым дорогам.
Спуск в долину Бештерека с неизбежными здесь пирамидальными тополями и белыми домиками, крытыми черепицей. Долина Зуи... После Зуи Крымские горы приближаются к шоссе, местность становится холмистей, голые холмы начинают вырастать и на севере.
В 9-10 въезжаем в Карасубазар (42 км от Симферополя). типичный крымский город: в садах, с ослепительно белыми , почти исключительно одноэтажными домиками под черепичными крышами.
У самого въезда - новенькое кино. К северу от города возвышается обрывистый каменистый массив Ак-каи, на юге - холмистая, достаточно зелёная местность, переходящая в предгорья Крымских гор.
После Карасубазара шоссе становится значительно лучше, трясёт вполне терпимо. На 15 км от Карасубазара - ласковая зелёная долина Кучук-Карасу опять с пирамидальными тополями и беленькими домиками Бахчи-Эли.
За долиной на востоке поднимается поперечный лесистый хребет, одетый белыми облаками. За Бахчи-Эли дорога поворачивает к югу, незаметно поднимаясь на перевал в долину Мокрого Индола.
Почти к самому шоссе подходят лесистые склоны гор, по обеим сторонам поднимаются две округлых вершины, скрытые в мрачных серых облаках. Лес тянется уже с обеих сторон шоссе...
Спуск... Красивые квадраты садов, обсаженных пирамидальными тополями. Вновь относительный простор, замыкаемый особенно справа рядом отдельных округлых лесистых беспорядочно расположенных вершин.
Грузовик с разбитым боком и упавшими (и, конечно, разбившимися) ящиками с виноградом стоит на дороге. Шофёр не вовремя вздремнул и налетел на мостик...
10-50. Салы (79 км от Симферополя). Селение расположено внизу, в глубокой долине, куда сбегает и шоссе на Старый Крым, Феодосию. Мы же едем прямо на юг по Судакскому шоссе.
Сейчас же после Салы дорога вступает в мелколесье, потом в зелёную котловину в горах. Повсюду поднимаются округлые лесистые горы, некоторые с причудливыми скалами у вершин. Невольно вспоминается Гойхтский перевал между Белореченской и Туапсе.
На 6 км от Салы начинается длинный спуск среди мелколесья. "Перевал" позади. Панорама вновь расширяется. Вновь с обеих сторон толпы гор, но с каждым километром к морю они кажутся выше, беднеют лесом, разнообразней и грандиозней становятся скалы на их вершинах, напоминая то клюв птицы, то зубья пилы, то одинокий бивень...
Впереди уже виднеется вырез Судакской долины... Слева бесконечно тянется татарское кладбище - тысячи камней-надгробий с надписями и без них, расположенных на земле в разнообразнейших положениях... Память о мёртвых на мёртвой, жёлтой, прожжённой солнцем земле...
Биюк-Таракташ* - татарское селение слева от шоссе (справа виднеется Кучук-Таракташ). Жёлтые облупившиеся сакли сливаются с безрадостным жёлтым фоном местности...
Отсюда начинается Судакская долина, замыкаемая со всех сторон жёлтыми голыми горами с издали видимой у самого моря скалой с развалинами генуэзской крепости. В центре ея сплошной массив виноградников, тянущихся почти до самого моря.
12-00. Судак (27 км от Салы). Голубое небо, жаркое солнце, сухая земля... О дождях здесь не слышали. Автостанция расположена у самого начала "города" возле церкви и базара.
* Позднее переименовано в Каменку, ныне не существует - А.К.
Продолжение следует