Пока мы любовались эпичным извержением вулкана Руанг в далекой Индонезии, позволившим еще и наблюдать образование молний в столбе выбросов, возник вопрос. В заметках о грандиозном событии глаз зацепился за любопытный факт: с острова, который сам по себе просто верхушка вулкана, которая поднимается из воды, увезли 828 человек.
– Ну жили и жили, с кем не бывает, – возразит кто-то. Но всего 22 года назад этот же вулкан уже показал мощное извержение.
25 сентября 2002 года остров содрогнулся от оглушительного грохота и треск. Вулкан показал свою мощь, выкинув в атмосферу столб выбросов высотой 20 км. 2 деревни были завалены пеплом буквально под крышу домов. А раскаленный пирокластический поток спустился к морю по юго-восточному склону острова, «слизав» 1/10 территории. 1 000 жителей на время покинули остров.
Но люди вернулись. Расчистили деревни, построили новые дома, снова посадили на остывших склонах мускатный орех.
А ведь они знали, на что способен проснувшийся вулкан. В 1871 году Руанг уже показывал свою мощь. Сам вулкан тогда еще был необитаем, но жители соседнего острова Тагуланданг использовали склоны для создания плантаций.
Извержение уничтожило и абсолютно все растения на Руанге, и поселения самого Тагуланданга. Большой кусок горной породы откололся с вершины вулкана и упал в море. Это вызвало волну цунами высотой в 25 метров, которая прошла вглубь суши на 180 метров.
Цунами за десятки секунд снесло на прибрежные деревни. В главном поселении, состоящим из 75 домов, остался пригодным для проживания лишь один. Этот день стал последним для 416 местных жителей.
О том событии хорошо известно благодаря заметкам очевидца, немецкого зоолога Мейера.
Вершина горы упала и скатилась в море. Волна разрушила три деревни и /смыла/ четыреста шестнадцать человек, в том числе местного раджу
Объяснить отсутствие страха перед извержениями тем, что они были «делами давно минувших дней», тоже не получится. Всего с момента наблюдения, с 1808 года, Руанг просыпался около 20 раз, в том числе и в 1949 году.
Апрельское извержение, начавшееся 16 апреля, заканчивается. Последний выброс состоялся 20 числа. И, конечно же, жители вулкана спешат вернуться в деревни и проверить, насколько пострадали плантации.
Почему для кого-то «Жить как на вулкане» – это норма
Руанг долгое время использовался жителями соседнего острова как сельскохозяйственная колония. Они пересекали узкий пролив на лодках, делали сельскохозяйственные дела и уплывали обратно. Но в 20 веке часть из них перебралась на вулкан как на постоянное место жительства.
Почему так произошло?
Когда мы говорим об Индонезии, мы должны помнить, что это – 4-я по численности населения страна мира. Каждый год оно увеличивается. Пик роста пришелся на середину прошлого столетия.
И здесь под боком – целый необитаемый остров площадью 20 кв. км. Поэтому часть жителей соседнего Тагуланданга перебралась жить в прямом смысле на вулкан, который раньше был для них большим огородом.
И огородом очень плодородным.
Почва, смешанная с вулканическим пеплом, обогащена минералами: фосфором, калием, микроэлементами и т. д. Для тех индонезийцев, которые обеспечивают жизнь своих семьей сельским хозяйством, Руанг – это не опасная штука, а разбрасыватель бесплатных удобрений и гарантия хороших урожаев.
Извержение же – вещь такая: может случиться – а может и нет. А урожай надо собирать всегда. Когда иллюзорная угроза становится реальной, как сейчас, то расценивается как досадная данность.
О том, что вулканический пепел – отличное удобрение, люди знали и знают по всему миру. В Италии под Везувием разбиты огромные виноградники. Виноградный сок из ягод, собранных здесь, обладает особыми вкусовыми качествами за счет богатого состава почвы. Во всяком случае так утверждают производители, пробовать не доводилось.
Вулканические окрестности еще и имеют особый, более теплый микроклимат. Когда вулкан активен, то он работает как большой нагреватель. Даже если по склонам не течет лава, под землей продолжает бурлить магматический очаг.
Активный вулкан дает приятные бонусы в виде геотермальных источников. При желании горячей водой, нагретой магмой в недрах Земли, можно умело и выгодно обращаться. Как тут не вспомнить Исландию – передовика вулканизма и геотермальной энергетики.
Если задать вопрос индонезийцу, вернувшемуся на Руанг и подметающему двор от пепла, то он наверняка ответит: «Потому что здесь мой дом». Мы можем сколько угодно удивляться недальновидности людей, возвращающихся на опасные территории, но все-таки здесь жили их родители и для некоторых это многое значит.
Да и всегда есть категория людей, для которых переезд – это разрушение всего привычного уклада жизни и существенные финансовые траты.
Поэтому для некоторых фраза «Жить, как на вулкане» – норма жизни.