Киноделы добрались и до Васи Тёркина, неунывающего бойца. Ох, лучше бы и не брались. Уже по материалам в прессе и со съёмок всё понятно. Да, вместо бодрых фронтовых стихов про неунывающего бойца какой-то сумрачный Советский Союз. Судя по фото массовки, снимали помесь ГУЛАГа с концлагерем. А уж глава администрации и помощник сенатора в роли Тёркина так и лучится отчаянием.
Василий Тёркин родился у фронтового корреспондента Твардовского в самую тяжёлую фронтовую годину. Поэма закончена в сорок втором году, какие уж там поводы для радости. А ведь поэма на удивление светлая и веры в Победу там до краёв.
Это вовсе не юмористические стишки, как кажется некоторым. Там трагической фронтовой правды горстями, потому и простые красноармейцы Васю Тёркина полюбили сразу. Настоящий он, наш, боевой. Душа компании, который даже смерти и то не дался!
«И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен».
С экранизациями Тёркину не везло, ставили в театре. На основе театральных постановок сделали два киноспектакля в 1973 и 1979 году. На мой вкус, оба так себе. Найти толкового Тёркина не удалось.
В первом решили крайне оригинально. Мол, Тёркин - душа народа, потому он должен быть разный. И все выступающие такого коллективного Тёркина играли. Странноватая идея, да и выполнена на любителя.
В киноспектакле с Табаковым тоже Тёркиным не пахнет. Играет он вовсе не балагура и простецкого парня. Перед нами как раз военкорр, с явной амбицией на кремлёвские кабинеты. Такой себе на уме. А уж где Табаков берётся за винтовку - смешно смотреть. Сыграл он никакого не Тёркина, а натурального кандидата в члены ЦК Твардовского. Вот тут верю или себя самого, умного политика Табакова, директора театра сыграл.
И вот киноделы взялись за легендарного бойца. Режиссёр Карен Геворкян рассказывает об этом так:
«Это трехчасовой фильм, состоящий из двух частей, своеобразная антология Великой Отечественной на уровне окопного солдата - Василия Теркина... Её главный персонаж, корневой русский, и что я особенно хочу подчеркнуть - советский – человек. Он вместе с другими советскими людьми одержал фантастическую победу в большой войне. Василий Теркин - это особенный, удивительный человек. Он очень прочный.
При этом ни гигант, ни богатырь, а простой, незаметный парень. Вот о таком корневом человеке из народа мне и хочется напомнить зрителю. Потому что мы, в поисках себе новых героев, от него сильно ушли. Возможно, даже отчасти предали его. А без такого Василия Теркина в этой жизни, а тем более на войне - никак. То есть с моей стороны, это попытка воскресить такого простого, но надежного человека, воссоздать воздух того времени, а не просто сделать актерскую картину с главным героем - балагуром, который любит поиграть на гармошке, поет и приплясывает, постоянно веселя других людей».
Мда, балагуром в картине и не пахнет. Кино трагическое и едва ли не пораженческое. А уж снято в таких костюмах и цветах, что поневоле вспоминаются голливудские агитки про СССР. Это там Советская Россия погрязла в вечной грязи, слякоти и хтонических сумерках.
А ведь в Калининграде не сорок второй снимался, а сорок пятый, победный год. Но почему-то в кадре бредут унылые советские люди в рванье, унылые сумрачные пионеры и узники в полосатых штанах, то ли беглецы из концлагерей, то ли из ГУЛАГа, не понять.
Артист Александр Алексеев, который Тёркин, в кадре унылее самого себя. Даже с девушкой из массовки сфотографировался будто в утре стрелецкой казни. Вроде и форма боевая, и гармошка даже в руках. Чего ж такое отчаяние на лице?
Тем интереснее, что Алексеев, вообще, не артист. Это его первый фильм. Я-то всегда думал, что Тёркина должен кто-то вроде Гагарина играть. Или Меньшикова из фильма про Петра 1937 года. Вечно неунывающий, с хитринкой, народной сметкой. Чтобы и товарищей приободрить, и в самый трудный момент ухмыльнуться «врёшь, не возьмёшь»!
«Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врёт
Весело и складно.
В стороне лесной, глухой,
При лихой погоде,
Хорошо, как есть такой
Парень на походе».
А они кого выбрали? Слов нет, человек в роли Тёркина любопытный, что называется, всю жизнь ищет себя. Он же не только в администрации штаны просиживал. Он и учителем истории поработал, и на скорой помощи, и поисковиком по лесам побегал. Со всем уважением, только причём тут Тёркин? Не слишком самонадеянно за такие роли браться. Ну типаж никуда не деть, ему бы сумрачных тевтонских рыцарей играть, а не Тёркина.
Сам артист поневоле рассказывает о выборе роли так:
«Вы вот позвонили мне, а я как раз на дежурстве – между вызовами сижу, бумаги заполняю. Честно признаюсь, когда мне режиссер фильма предложил на роль Тёркина попробоваться, я даже не воспринял это всерьез. А потом подумал, а почему бы и не согласится?».
Я подскажу, потому что из него Тёркин не получается. Ну не каждому артисту дано Гамлета с Цезарем сыграть, хоть все и мечтают. А Тёркин и Табакову при всех его талантах не дался. Ну бывает.
Кстати совсем недавно видел отличного Тёркина, нет не в нашем кино, у китайцев. Отличный же фильм «Добровольцы» про Корейскую. Был там такой боец в чинах невеликих - товарищ Ли. Вот вроде ничего в нём нет, а это ровно Тёркин. Не удивлюсь, если китайских режиссёр поэмой Твардовского и вдохновлялся.
В любой ситуации знает как обстроить нехитрый фронтовой был, и в боевом ремесле мастер и товарищей подбодрит всегда шуткой вовремя. Почему у китайцев и нынешнем кино получается те характеры передать. Как они не расплескали?
«Словно в праздник на вечерке
Половицы гнёт в избе,
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе».
Зато почти точно знаю какие строчки Тёркина вдохновляли творцов наших. Очень сильно удивлюсь, если из в картине не окажется. Потому как кандидат в члены ЦК с 1961 года Твардовский в 1963 году написал очень политически грамотное продолжение Тёркина. Кто не читал «Тёркина на том свете», так и не читайте. Противная книжка.
Чего вдруг через двадцать лет поэт взялся за Тёркина? Так понятно почему, разоблачили культ личности. Как Сталина из Мавзолея вынесли ночной порой, так у Твардовского сразу глаза на вождя и открылись. И сразу за перо, строку гнать. Говорят, Хрущёв все ладоши отбил, когда Твардовский её зачитывал.
В новой поэме сплошные репрессии, ГУЛАГ и к стенке за анекдот про Сталина. Подлость в том, что даже слова Сталин в поэме нет. Но намёки такие, что не промахнёшься. Ну-ка, отгадайте загадку Твардовского:
«Кто же все-таки за гробом
Управляет тем Особым?
Тот, кто в этот комбинат
Нас послал с тобою.
С чьим ты именем, солдат,
Пал на поле боя.
Сам не помнишь? Так печать
Донесет до внуков,
Что ты должен был кричать,
Встав с гранатой. Ну-ка?»
Для тех, кто в 1963 году не догадался, ну вдруг, были такие кто не знали, что в атаку идючи, кричали и отгадка в поэме есть. Это сегодня в кино «За Родину! За Сталина!» не услышать. Там другое, за булочку, за трамвайчик, как в шедевре «Зоя». Ну-ка, слово Твардовскому:
«Теркин вовсе помрачнел.
Невдомёк мне словно,
Что Особый ваш Отдел
За самим Верховным».
А дальше кандидат в члены ЦК вождя откровенно поносит. Он у него и не живой, и не мёртвый. И склеп себе в Кремле при жизни устроил. Вроде и живыми правит, а сам себе памятники ставит. Ну а на том свете легионы жертв Сталинских репрессий:
«Там - рядами по годам
Шли в строю незримом
Колыма и Магадан,
Воркута с Нарымом».
Вот читаешь такое и нехорошее ощущение. Как два разных Твардовских. Куда ж делся отважный и талантливый фронтовой корреспондент? Лихой и насквозь советский? Будто не пережил он фронтовых лет, будто убили его, а за него гонит строку кто-то совсем другой. В форме серо-чёрной и ремень с пряжкой «готт мит унс». С чего мне такое мерещится?
Вот и фотографии со съёмок нового блокбастера про Тёркина мне ровно те же чувства навевают. Уныние и сумрак антисоветчины, будто и правда, на том свете снимают. Зачем только замечательную поэму Твардовского из сорок второго поганить своим названием? Не понимаю.
Я смешное скажу. Видел я отличного Тёркина, дурацкого, но по духу именно того самого, фронтового. В давнишнем КВН команды Парма. Только играл неунывающего бойца там не глава администрации, а артист из детского театра. Самое то для Тёркина, он таким и должен быть, слегка детским, наивным, открытым.
Поэма у них была шутейная «Василий Тёрминатор», глупость, конечно, но смешная.
«Чу! Сверкнуло, синим светом.
Ветер дунул от реки.
Тёрминатор, Тёрминатор,
Зашептались мужики.
Возле бара на хайвее
Обступил народ гурьбой:
Нержавейка?
Нержавейка!
Отвечает наш герой».
Там даже не в стишках дело, хотя и они вполне в духе раннего Твардовского. Но это сыграно именно так, как должно быть в кино. Когда и хитринка лёгкая, и улыбка до ушей и удаль залихватская и вприсядку прохаживаются. В таком исполнении даже Терминатор уже какой-то свой, почти советский.
«Вдруг из темноты квартала
Робот жидкого металла:
Пули градом, всё, конец!
Но известно: пуля - дура,
Тёрминатор - молодец!
Он, хоть и с подбитым глазом,
Махом сгрёб врага в кулак.
Тот - сквозь пальцы! Вот зараза!
Сразу видно, жидковат!»
Вот на такого Тёркина я бы в кино посмотрел с удовольствием. Но нет, режиссёр нам про трёхчасовую трагедию талдычит и о поисках очередного эталонного русского. Коренного что ли, или как-то так. Я-то всегда думал, коренная - это лошадка в тройке, которая промеж пристяжных бежит. А оно вон как. Может и правда, лучше тогда про Василия Тёрминатора снять?