Найти тему
📚 МемуаристЪ

Снимают блокбастер про унылого Василия Тёркина

Да, это Василий Тёркин, душа компании и балагур!
Да, это Василий Тёркин, душа компании и балагур!

Киноделы добрались и до Васи Тёркина, неунывающего бойца. Ох, лучше бы и не брались. Уже по материалам в прессе и со съёмок всё понятно. Да, вместо бодрых фронтовых стихов про неунывающего бойца какой-то сумрачный Советский Союз. Судя по фото массовки, снимали помесь ГУЛАГа с концлагерем. А уж глава администрации и помощник сенатора в роли Тёркина так и лучится отчаянием.

Василий Тёркин родился у фронтового корреспондента Твардовского в самую тяжёлую фронтовую годину. Поэма закончена в сорок втором году, какие уж там поводы для радости. А ведь поэма на удивление светлая и веры в Победу там до краёв.

Это вовсе не юмористические стишки, как кажется некоторым. Там трагической фронтовой правды горстями, потому и простые красноармейцы Васю Тёркина полюбили сразу. Настоящий он, наш, боевой. Душа компании, который даже смерти и то не дался!

«И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен».

С экранизациями Тёркину не везло, ставили в театре. На основе театральных постановок сделали два киноспектакля в 1973 и 1979 году. На мой вкус, оба так себе. Найти толкового Тёркина не удалось.

В первом решили крайне оригинально. Мол, Тёркин - душа народа, потому он должен быть разный. И все выступающие такого коллективного Тёркина играли. Странноватая идея, да и выполнена на любителя.

В киноспектакле с Табаковым тоже Тёркиным не пахнет. Играет он вовсе не балагура и простецкого парня. Перед нами как раз военкорр, с явной амбицией на кремлёвские кабинеты. Такой себе на уме. А уж где Табаков берётся за винтовку - смешно смотреть. Сыграл он никакого не Тёркина, а натурального кандидата в члены ЦК Твардовского. Вот тут верю или себя самого, умного политика Табакова, директора театра сыграл.

И вот киноделы взялись за легендарного бойца. Режиссёр Карен Геворкян рассказывает об этом так:

«Это трехчасовой фильм, состоящий из двух частей, своеобразная антология Великой Отечественной на уровне окопного солдата - Василия Теркина... Её главный персонаж, корневой русский, и что я особенно хочу подчеркнуть - советский – человек. Он вместе с другими советскими людьми одержал фантастическую победу в большой войне. Василий Теркин - это особенный, удивительный человек. Он очень прочный.
При этом ни гигант, ни богатырь, а простой, незаметный парень. Вот о таком корневом человеке из народа мне и хочется напомнить зрителю. Потому что мы, в поисках себе новых героев, от него сильно ушли. Возможно, даже отчасти предали его. А без такого Василия Теркина в этой жизни, а тем более на войне - никак. То есть с моей стороны, это попытка воскресить такого простого, но надежного человека, воссоздать воздух того времени, а не просто сделать актерскую картину с главным героем - балагуром, который любит поиграть на гармошке, поет и приплясывает, постоянно веселя других людей».

Мда, балагуром в картине и не пахнет. Кино трагическое и едва ли не пораженческое. А уж снято в таких костюмах и цветах, что поневоле вспоминаются голливудские агитки про СССР. Это там Советская Россия погрязла в вечной грязи, слякоти и хтонических сумерках.

Счастливые освобождённые советские люди? Фото со съемок
Счастливые освобождённые советские люди? Фото со съемок

А ведь в Калининграде не сорок второй снимался, а сорок пятый, победный год. Но почему-то в кадре бредут унылые советские люди в рванье, унылые сумрачные пионеры и узники в полосатых штанах, то ли беглецы из концлагерей, то ли из ГУЛАГа, не понять.

Артист Александр Алексеев, который Тёркин, в кадре унылее самого себя. Даже с девушкой из массовки сфотографировался будто в утре стрелецкой казни. Вроде и форма боевая, и гармошка даже в руках. Чего ж такое отчаяние на лице?

Душа компании, неунывающий боец! Перед камерой как на расстреле.
Душа компании, неунывающий боец! Перед камерой как на расстреле.

Тем интереснее, что Алексеев, вообще, не артист. Это его первый фильм. Я-то всегда думал, что Тёркина должен кто-то вроде Гагарина играть. Или Меньшикова из фильма про Петра 1937 года. Вечно неунывающий, с хитринкой, народной сметкой. Чтобы и товарищей приободрить, и в самый трудный момент ухмыльнуться «врёшь, не возьмёшь»!

«Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врёт
Весело и складно.
В стороне лесной, глухой,
При лихой погоде,
Хорошо, как есть такой
Парень на походе».

А они кого выбрали? Слов нет, человек в роли Тёркина любопытный, что называется, всю жизнь ищет себя. Он же не только в администрации штаны просиживал. Он и учителем истории поработал, и на скорой помощи, и поисковиком по лесам побегал. Со всем уважением, только причём тут Тёркин? Не слишком самонадеянно за такие роли браться. Ну типаж никуда не деть, ему бы сумрачных тевтонских рыцарей играть, а не Тёркина.

Сам артист поневоле рассказывает о выборе роли так:

«Вы вот позвонили мне, а я как раз на дежурстве – между вызовами сижу, бумаги заполняю. Честно признаюсь, когда мне режиссер фильма предложил на роль Тёркина попробоваться, я даже не воспринял это всерьез. А потом подумал, а почему бы и не согласится?».

Я подскажу, потому что из него Тёркин не получается. Ну не каждому артисту дано Гамлета с Цезарем сыграть, хоть все и мечтают. А Тёркин и Табакову при всех его талантах не дался. Ну бывает.

Кстати совсем недавно видел отличного Тёркина, нет не в нашем кино, у китайцев. Отличный же фильм «Добровольцы» про Корейскую. Был там такой боец в чинах невеликих - товарищ Ли. Вот вроде ничего в нём нет, а это ровно Тёркин. Не удивлюсь, если китайских режиссёр поэмой Твардовского и вдохновлялся.

В любой ситуации знает как обстроить нехитрый фронтовой был, и в боевом ремесле мастер и товарищей подбодрит всегда шуткой вовремя. Почему у китайцев и нынешнем кино получается те характеры передать. Как они не расплескали?

«Словно в праздник на вечерке
Половицы гнёт в избе,
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе».

Зато почти точно знаю какие строчки Тёркина вдохновляли творцов наших. Очень сильно удивлюсь, если из в картине не окажется. Потому как кандидат в члены ЦК с 1961 года Твардовский в 1963 году написал очень политически грамотное продолжение Тёркина. Кто не читал «Тёркина на том свете», так и не читайте. Противная книжка.

Чего вдруг через двадцать лет поэт взялся за Тёркина? Так понятно почему, разоблачили культ личности. Как Сталина из Мавзолея вынесли ночной порой, так у Твардовского сразу глаза на вождя и открылись. И сразу за перо, строку гнать. Говорят, Хрущёв все ладоши отбил, когда Твардовский её зачитывал.

То ли узник Освенцима, то ли ГУЛАГа, поди пойми киноделов. Фото со съемок
То ли узник Освенцима, то ли ГУЛАГа, поди пойми киноделов. Фото со съемок

В новой поэме сплошные репрессии, ГУЛАГ и к стенке за анекдот про Сталина. Подлость в том, что даже слова Сталин в поэме нет. Но намёки такие, что не промахнёшься. Ну-ка, отгадайте загадку Твардовского:

«Кто же все-таки за гробом
Управляет тем Особым?
Тот, кто в этот комбинат
Нас послал с тобою.
С чьим ты именем, солдат,
Пал на поле боя.
Сам не помнишь? Так печать
Донесет до внуков,
Что ты должен был кричать,
Встав с гранатой. Ну-ка?»

Для тех, кто в 1963 году не догадался, ну вдруг, были такие кто не знали, что в атаку идючи, кричали и отгадка в поэме есть. Это сегодня в кино «За Родину! За Сталина!» не услышать. Там другое, за булочку, за трамвайчик, как в шедевре «Зоя». Ну-ка, слово Твардовскому:

«Теркин вовсе помрачнел.
Невдомёк мне словно,
Что Особый ваш Отдел
За самим Верховным».

А дальше кандидат в члены ЦК вождя откровенно поносит. Он у него и не живой, и не мёртвый. И склеп себе в Кремле при жизни устроил. Вроде и живыми правит, а сам себе памятники ставит. Ну а на том свете легионы жертв Сталинских репрессий:

«Там - рядами по годам
Шли в строю незримом
Колыма и Магадан,
Воркута с Нарымом».

Вот читаешь такое и нехорошее ощущение. Как два разных Твардовских. Куда ж делся отважный и талантливый фронтовой корреспондент? Лихой и насквозь советский? Будто не пережил он фронтовых лет, будто убили его, а за него гонит строку кто-то совсем другой. В форме серо-чёрной и ремень с пряжкой «готт мит унс». С чего мне такое мерещится?

Радостные пионеры из будущей картины про Тёркина, видимо. Фото со съемок
Радостные пионеры из будущей картины про Тёркина, видимо. Фото со съемок

Вот и фотографии со съёмок нового блокбастера про Тёркина мне ровно те же чувства навевают. Уныние и сумрак антисоветчины, будто и правда, на том свете снимают. Зачем только замечательную поэму Твардовского из сорок второго поганить своим названием? Не понимаю.

Я смешное скажу. Видел я отличного Тёркина, дурацкого, но по духу именно того самого, фронтового. В давнишнем КВН команды Парма. Только играл неунывающего бойца там не глава администрации, а артист из детского театра. Самое то для Тёркина, он таким и должен быть, слегка детским, наивным, открытым.

Поэма у них была шутейная «Василий Тёрминатор», глупость, конечно, но смешная.

«Чу! Сверкнуло, синим светом.
Ветер дунул от реки.
Тёрминатор, Тёрминатор,
Зашептались мужики.
Возле бара на хайвее
Обступил народ гурьбой:
Нержавейка?
Нержавейка!
Отвечает наш герой».

Там даже не в стишках дело, хотя и они вполне в духе раннего Твардовского. Но это сыграно именно так, как должно быть в кино. Когда и хитринка лёгкая, и улыбка до ушей и удаль залихватская и вприсядку прохаживаются. В таком исполнении даже Терминатор уже какой-то свой, почти советский.

Тёркин здорового человека. Слегка с примесью робота
Тёркин здорового человека. Слегка с примесью робота

«Вдруг из темноты квартала
Робот жидкого металла:
Пули градом, всё, конец!
Но известно: пуля - дура,
Тёрминатор - молодец!

Он, хоть и с подбитым глазом,
Махом сгрёб врага в кулак.
Тот - сквозь пальцы! Вот зараза!
Сразу видно, жидковат!»

Вот на такого Тёркина я бы в кино посмотрел с удовольствием. Но нет, режиссёр нам про трёхчасовую трагедию талдычит и о поисках очередного эталонного русского. Коренного что ли, или как-то так. Я-то всегда думал, коренная - это лошадка в тройке, которая промеж пристяжных бежит. А оно вон как. Может и правда, лучше тогда про Василия Тёрминатора снять?