Сначала я попросил нейросеть рассказать, что такое «Дикие истории из Петербурга», а потом спросил, на что ещё похожа моя книга. Вот, что получилось.
Список похожих
- «Дом, в котором…» Мариам Петросян — похожи по атмосфере. В обеих книгах магия переплетается с реальностью, а персонажи живут в отдельном целостном мире. Ещё нейросеть говорит, что в обеих книгах «история о поломанных судьбах сочетается с утешительным чувством, что всё обязательно будет хорошо». Но я не понял, где в «Диких историях» спрятались поломанные судьбы.
- «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхина — здесь нейросеть явно промахнулась, потому что «в обоих произведениях поднимаются сложные и серьёзные темы коллективизации, репрессии, лагерей, историй о людях, которые лишились родного дома и оказались в ужасающих условиях». Это точно не про «Дикие истории».
- «Граф Аверин. Колдун Российской империи» Виктор Дашкевич — оба произведения написаны в жанре городского фэнтези, где магия переплетается с реальностью, а их действие разворачивается в Петербурге. Но думаю, на этом сходства и заканчиваются. Кажется, Граф Аверин всё же более классический образец жанра.
- «Чужак» Макс Фрай — здесь сходство тоже заключается в жанре городского фэнтези, и снова что-то про поломанные судьбы. Нет, в «Диких историях» поломанных судеб.
- «Лавр» Евгений Водолазкин — тут нейросеть решила, что обе книги написаны уже в жанре славянского фэнтези. Ну и про поломанные судьбы не забыла. Промах по всем фронтам.
- «Женщины непреклонного возраста и др. беспринцЫпные рассказы» Александр Цыпкин — в этот раз сходство в жанре и языке. Обе книги это сборники коротких историй, написанных короткими предложениями. В целом, правда, так что засчитано.
- «Хтонь в пальто» Ирина Иванова — и снова городское фэнтези, и снова короткие предложения. Но насколько я знаю, по формату и по сюжету обе книги далеки друг от друга, насколько это вообще возможно.
- «Шепот тёмной стороны» Александра Лисина; «Мама из другого мира. Делу — время, забавам — час. Книга 3» Диана Рахманова (Рыжая Ехидна); «Женщины Лазаря» Марина Степнова — и снова городское фэнтези и пресловутые поломанные судьбы, которых нет в «Диких историях».
Что такое «Дикие истории из Петербурга»
Вот, что отвечает на это нейросеть.
«Дикие истории из Петербурга» — это сборник коротких историй о Питере, впитавших в себя странности локаций и жителей города. Автор описывает город и его стереотипы, добавляя своё мнение и ощущения.
Ещё вот такой вариант был.
«Дикие истории из Петербурга» — сборник коротких историй о Питере, написанный Никитой Нефёдовым в жанре магического реализма. Герой услышал зов и отправился в Петербург, чтобы город рассказал ему истории, которые должны быть услышаны.
Содержание:
1. Правда о переезде в Петербург.
2. Правда о петербургских рыбаках.
3. Правда об эрмитажных котах.
4. Правда об исполнении желаний.
5. Правда о сторожевых львах.
6. Правда о Цифровой башне.
7. Правда об уличных музыкантах.
8. Правда о петербургских окраинах.
И последний вариант:
«Дикие истории из Петербурга» — сборник коротких историй о Питере, написанный Никитой Нефёдовым в жанре магического реализма. Книга описывает особенности Петербурга глазами приезжего, добавляя своё мнение и ощущения. Становится понятно, что автор не просто берёт истории из фантазии или по слухам других людей, а сам переживал все моменты и делится своими впечатлениями.
В общем и целом, всё по факту, но нейросеть просто собрала в кучу все аннотации и описания с разных площадок, насколько я понимаю. А я думал, что она своими словами расскажет.
А кто такой Никита Нефёдов
Снова отвечает нейросеть:
Никита Нефёдов — писатель. Родился 26 декабря 1997 года в станице Красноярская Цимлянского района Ростовской области.
Окончил девять классов школы и техникум по строительной специальности. Вместо домашки писал прозу.
Призёр Международного конкурса им. В. В. Карпенко в 2015 году. Дважды участник форума «Таврида» в Крыму. Финалист литературного фестиваля «Русские рифмы» в 2017 году.
Автор книг: «Дикие истории из Петербурга», «Беспечный сталкер», «Исчадие».
Вот ещё несколько фактов о Никите Нефёдове:
В 2017 году вместе с несколькими друзьями основал при литературном объединении «Лира» (г. Волгодонск) молодёжное подразделение «ЛитоСфера», которое вскоре после этого покинул.
В 2018 году не поступил в Литературный институт им. Горького (Москва).
В октябре 2019 года переехал в Санкт-Петербург.
В 2019 году издал авторский сборник «Изнанка Мира» за счёт стипендии от МинКульта и РСПЛ.
В 2020 году опубликовал рассказ «Ужас окаянный, или новый рассказ Вани Писаренко» (сейчас «Как считаю нужным») в альманахе «Наше слово».
Большой брат следит за мной.
На что на самом деле похожи «Дикие истории из Петербурга»
Работая над расширенной версией сборника, я потихоньку собираю список референсов и просто схожих по разным признакам книг. Получился вот такой набор:
- «Петербургские повести» Гоголя — тут всё просто. Это неоспоримая классика текстов о петербургском мифе, и от этого никуда не деться. А ещё один из читателей прямо сравнил «Петербургские повести» с «Дикими историями»;
- «Мастер и Маргарита» Булгакова — самое спорное сравнение, о котором мне говорили. Но сходство на самом деле одно и очень простое. Оно в атмосфере книги. Булгаковскую Москву сравнили с Нефёдовским Петербургом, вроде того;
- «Дневник провинциала в Петербурге» Салтыкова-Щедрина — очень косвенный референс, который заключается в самом факте взгляда на Петербург со стороны приезжего;
- «Самые страшные сосульки всегда над входом» Кель Тео — современный и малоизвестный рассказ, с автором которого я когда-то жил в общаге Литинститута. Очень яркий представитель темы петербургского мифа, в котором не понятно, что происходит, но кайфуешь от каждого мини-эпизода;
- «Город внизу» Макса Далина — один из первых референсов к «Диким историям», который мне попались на глаза после публикации сборника. В этой книге тоже главный герой от первого лица живёт в странном Петербурге и замечает то, на что никто не обращает внимание. Но в отличие от моего сборника, у Макса Далина это повесть с цельным сюжетом;
- «Чертог белой ночи» Марии Казанцевой — книга, которую я ещё не читал и даже до обзора от МирФ не добрался, но жанрово это очень близкий референс: магический реализм, городское фэнтези. И дело тоже в Петербурге. Однако это большой и серьёзный роман, а не сборник новелл;
- «Питерские монстры» Веры Сороки — на мой взгляд это самый близкий референс и одна из немногих книг, от которых я в полном восторге. Роман в рассказа про Питер, в котором живут не только люди, и настолько эта изнанка остроумно обыграна, что честно признаю, что «Дикие истории» немного отстают.
- «Питер рок-н-ролл» Бригадного Подряда — песня, в которой петербургский миф, наверное, воплощается даже ярче, чем в некоторых книгах в списке. Послушайте, это бомба.
Вот такой вот список пока получается. А как вы думаете, на какую книгу больше всего похожи «Дикие истории из Петербурга»? Прочесть сборник бесплатно можно на Литрес и нескольких других сервисах, а я буду ждать ваши комментарии о том, насколько справедливы сравнения в этой статье.