Найти тему
Цветы в саду

Вербное воскресенье: история, традиции и народные приметы

Оглавление

Дорогие мои друзья! Сегодня прекрасный праздничный день! Православные христиане отмечают 28 апреля один из самых значимых праздников Великого поста - Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим отмечают ровно за неделю до Светлого Христова Воскресения, в шестое воскресенье Великого поста. Это переходящий праздник — то есть его дата меняется каждый год и зависит от дня празднования Пасхи.

Это прекрасный и очень трогательный праздник. Всегда в этот день мне вспоминается стихотворение "Вербочки" Александра Блока, написанное им в 1906 году.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

Даже в старые советские времена на этот день дедушка вегда покупал букетики вербы или ивы, что удалось купить на рынке у бабулечек, привозящих корзинки с небольшими пучками цветущего кустарника связанными простыми нитками. Очень трогательно ее ставили в центр стола в хрустальную вазочку, как самый дорогой дар весны. Я ничего не знала и не ведала про то, что в этот день много сотен лет назад Иисус Христос въезжал в древний город Иерусалим, а жители Иудеи приветствовали его пальмовыми ветвями как Миссию с восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Оса́нна в вышних!»

-2

Ничего не знала, не сведущи были дети Советского Союза в этих евангелистских тонкостях, но ликование проникало в каждое мгновение этого воскресного дня.

История Вербного воскресенья

Христианский праздник посвящен въезду Христа в Иерусалим, поэтому его официальное церковное название — Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим, 12 век
Вход Господень в Иерусалим, 12 век

Согласно Новому Завету, в последние дни земной жизни Христос с учениками прибыли в Иерусалим. Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, — своего Спасителя, — и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и отеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего»

Иерусалим
Иерусалим

Там же собрались паломники со всего мира, чтобы встретить главный ветхозаветный праздник Песах (Пасху). По пути в Иерусалим в субботу Христос воскресил Лазаря. Отсюда пошло название праздника Лазарева суббота, которую отмечают за день до Вербного воскресенья.

Вход Господень в Иерусалим. Джотто. 1304-06
Вход Господень в Иерусалим. Джотто. 1304-06

Узнав о чуде воскрешения Лазаря, верующие вышли встречать у ворот города нового Мессию (Христа). В Иерусалим Иисус въехал верхом на молодом осле, которого нашли последователи Христа. По одной из версий, выбор осла подчеркивал мирный характер Мессии. Если бы он въехал в город на коне, то это было бы похоже на обычай торжественного входа в город царя или полководца.

К тому моменту люди уже знали о чудесах, которые творит Христос, и надеялись, что он положит конец римской оккупации и станет новым царем. Евангелисты Матфей и Марк пишут, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями (побегами). Евангелист Иоанн называет их листьями финиковой пальмы. Из-за этого Вход Господень в Иерусалим также называют Пальмовым воскресеньем.

Вход Господень в Иерусалим. Пьетро Лоренцетти
Вход Господень в Иерусалим. Пьетро Лоренцетти

В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона, конец 17 века
Вход Господень в Иерусалим. Русская икона, конец 17 века

В православной традиции, когда не было возможности использовать листья пальмы при богослужениях, их заменили веточками вербы. Отсюда пошло народное название праздника — Вербное воскресенье.

-8

Традиции Вербного воскресенья

Главная традиция Вербного воскресенья у православных христиан — освящать веточки вербы в церкви. Причем они не должны быть искусственными. Освятить вербу можно в ночь с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье во время Всенощного бдения или на утренней службе в воскресенье. Затем освященную вербу ставят в домах рядом с иконами.

В России принято с утра слегка ударять домочадцев (особенно маленьких детей) вербой и приговаривать: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Считается, что это приносит здоровье и счастье на целый год.

В православии до VII века было принято на Вербное воскресенье устраивать «Шествие на осляти»: патриарх садился на лошадь, наряженную осликом, которую под уздцы вел царь. Затем это представление упразднили.

Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим.

Поговорки и приметы

«Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед»

«Не верба бьет, а старый грех»

«Если вербная неделя ведряная (ясная, погожая), с утренниками, то яри хороши будут»,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут»

Народная мудрость примечала все что происходило в природе, а отталкивалась, естественно, от Православных праздников.

Итак! Дорогие друзья! Весна пришла! Природа просыпается и молодые пушистые вербы (обратите внимание, когда бы не проходило вербное воскресенье, они всегда зацветают) радуют нас не меньше, чем в нашем детстве. Ярко горят свечи и на душе праздник.

С праздником всех причастных! Со светлым праздником, который вселяет веру в будущее!