…чтобы понравиться работодателю и понять, что вам и правда хочется здесь работать. 33 вопроса и как правильно их задавать.
Худшее, что вы можете сделать на предложение перейти к вашим вопросам - ответить, что у вас вопросов нет. Для полного эффекта можете добавить “Наверное”.
Вопросы интервьюеру - это необходимость, а не просто правила игры и хорошего тона.
В статье разберем:
- Зачем нужно задавать вопросы
- Основные правила
- Как правильно формулировать вопросы
- Чем отличаются вопросы на разных этапах интервью
- О чем спрашивать - 33 примерных вопроса
- Основные ошибки
Внимание! Лонгрид…
Зачем задавать вопросы потенциальному работодателю
- Продемонстрируете свою заинтересованность в компании и вакансии.
Задавая правильные вопросы, вы сообщаете следующее:
- мне хорошо знакома ваша компания…
- …и я был бы рад стать частью вашей команды…
- …но я хочу уточнить некоторые нюансы…
- …которые позволят мне принять взвешенное решение.
2. Выделите себя среди других кандидатов
3. Получите дополнительную возможность сказать то, что не успели в ходе интервью, но очень хотели
4. Узнаете больше о компании и поймете, подходит ли она лично вам
5. Продемонстрируете свои soft skills, которые в том числе оценивает HR на собеседовании.
Пример
Основные правила
- Составьте список вопросов заранее, пока вы готовитесь к интервью, и приходите с ним на встречу.
- Проранжируйте их в порядке убывания важности - вам может не хватить времени задать их все.
- Задавайте вопросы, которые касаются конкретной компании и конкретной вакансии - не нужно общих обезличенных формулировок.
- Не перескакивайте с темы на тему - вопросы и ответы должны органично вписываться в вашу беседу.
- Не задавайте слишком много вопросов. Вы можете незаметно пересечь черту между заинтересованным кандидатом и утомительным.
- Задавайте вопросы, уместные для данного этапа интервью.
Как правильно формулировать вопросы
Найдите отличия:
#1 “А куда делся предыдущий руководитель?”
Первый вопрос не только содержит в себе негативный подтекст. Но и ответ на него ничего вам не даст.
#2 “Будет ли у меня возможность пообщаться с моим предшественником, узнать о статусе задач, состоянии команды?”
Ответ же на второй вопрос может вам рассказать не только о том, насколько простым или сложным будет начало вашего карьерного пути. Но и, например, следующее:
- существует ли в компании профессиональный рост и перспективы
- как здесь принято прощаться с людьми и/или передавать дела
- как скоро от вас будут ждать самостоятельности
- в какой среде придется работать
- психологический климат в будущей команде и т.д.
Поэтому взгляните на свои заготовленные вопросы и представьте, какие ответы вы сможете на них получить. Устроят ли они вас или вопросы будет лучше задать как-то иначе?
В идеале они должны получиться:
- Открытыми.
Такими, на которые вы получите максимально развернутый ответ. И речь даже не про “Да” или “Нет”.
Если вы просто спросите, когда работодатель ожидает закрыть вакансию, вы узнаете только то, что у вас осталось N дней для принятия решения. Если вы добавите еще “... и почему именно в эти сроки?”, сможете увидеть картину целиком. Например, что придется быстро адаптироваться или сразу окунуться в новый масштабный проект, что будет нужно пересобрать команду и т.д.
2. Персонализированными.
Такими, чтобы интервьюер понял, что вы готовились к встрече и интересуетесь конкретно этой компанией и вакансией, а не работой в целом.
Вместо “Какие у компании планы на ближайшие 3 года?” лучше вопрос сформулировать таким образом: “Вчера вышла статья на РБК о том, что ваша компания строит завод для запуска нового продукта в Санкт-Петербурге. На какой срок рассчитан этот проект и будет ли у меня возможность в нем поучаствовать?”
3. Визуализирующими.
Такими, чтобы интервьюер представил вас на рабочем месте, ему понравилась эта картинка и ваш образ на рабочем месте прочно закрепился в его воображении.
Например: “Представим, что я вышел на работу. Прошла неделя - я познакомился с руководителем, коллегами, внутренней политикой компании. Какие первостепенные задачи мне предстоит решить?”
4. Корректными, позитивными.
Такими, чтобы сложилось впечатление, что вы приятный в общении человек, умеющий подбирать слова.
Например, вас сильно беспокоят переработки, и их наличие станет для вас решающим фактором. Но вопрос “Есть ли у вас переработки и как они оплачиваются?” всегда будет вызывать аллергию у HR и менеджмента компании. Если вы спросите “Сколько в среднем длится рабочий день в вашей компании/в этой роли?”, скорее всего, интервьюер расскажет, как у них принято. Например, закончили задачу - идете домой, но в случае важного для компании проекта работаете до достижения результата. Или что компания работает в разных часовых поясах, поэтому у вас будет гибкое начало дня, но нужно быть на связи до 22:00 или по выходным.
5. Соответствующими культуре компании.
Такими, чтобы интервьюер не решил: “Оу, это совсем не наш человек”.
К моменту встречи у вас уже сложилась некая картинка - из приглашения, сопроводительного письма, первого звонка, рассказа о компании и вакансии, а также из ваших собственных изысканий. Полностью зеркалить рекрутера будет лишним, но старайтесь придерживаться того же стиля общения.
Например, не стоит сыпать терминологией стартапера, если вы решили попробовать свои силы в консервативной компании. Даже если вам кажется, что это покажет, какой вы классный специалист. И наоборот.
6. Понятными.
Конкретному собеседнику (забываем про узкоспециализированный сленг) и понятными вообще (интервьюер понял, что вас интересует, почему и как ответить на ваш вопрос).
Чем отличаются вопросы на первом и втором интервью
Задавать одинаковые вопросы рекрутеру и будущему руководителю нельзя. Вернее не так… Можно, но вы не получите нужный эффект.
Задача первого интервью с рекрутером - понравиться друг другу. Рекрутер должен захотеть показать вас потенциальному руководителю, а вы должны убедиться, что хотите работать в этой компании и в этой должности. Важны все три составляющие.
Здесь не стоит сильно углубляться в детали. Скорее всего, у рекрутера есть некое задание от нанимающего менеджера, в котором описан портрет идеального кандидата, и краткое описание команды и задач. Вряд ли он сможет ответить вам на вопросы о конкретных задачах, дедлайнах, совещаниях и отчетах, о сложностях, с которыми предстоит столкнуться и т.д.
Пример из личного опыта… Я искала менеджера в свою команду. Идеально подходящий по резюме кандидат отвалился еще на этапе приглашения на интервью. Он не просто оскорбился на смайлик в сообщении от рекрутера, но и отчитал его, менеджмент компании и компанию в целом за такой несерьезный подход.
Мы могли только поблагодарить соискателя за сэкономленное время - несложно представить себе реакцию человека, обидевшегося на смайлик, когда он попадет в офис с топ-менеджерами в футболках с неоднозначными принтами.
Задача второго и последующего интервью - познакомиться с нанимающим руководителем, понять, насколько вы соответствуете ожиданиям друг друга, какие задачи и на каких условиях предстоит решать.
А также это хорошая возможность лишний раз рассказать руководителю о вашем опыте, важных достижениях, успешных кейсах и завершенных проектах. Да, это также можно делать через вопросы (особенно когда другой возможности вам не представили).
То, что вы добрались до этого этапа, можно легко обнулить, сказав что-то вроде: “На первом собеседовании [имя рекрутера] так подробно мне все рассказал (–а), поэтому у меня больше нет вопросов”.
О чем спрашивать - 33 примерных вопроса на собеседовании
1. Вопросы о вакансии:
- идеальный портрет кандидата на эту должность
- цели отдела, в котором вам предстоит работать
- ваша роль в достижении этих целей
- задачи и проекты, на которых вам нужно сосредоточиться в первую очередь
- с какими отделами вам нужно взаимодействовать в работе
- как выглядит стандартный рабочий день в этой роли
- о зоне ответственности и конкретных обязанностях
- о сложностях, с которыми, возможно, придется столкнуться
- о ресурсах, которыми вы будете располагать (команда, ERP, клиентская база, маркетинговые бюджеты и пр.)
- об актуальности вакансии (почему открыта, в какие сроки ожидают ее закрыть)
2. Вопросы о команде:
- организационная структура компании
- кому будете подчиняться вы и кто будет в вашем прямом подчинении
- о взаимодействии с коллегами и вышестоящим руководством
- о сильных сторонах и точках ростах команды
- об организации рабочего процесса - работает ли кто-то из команды удаленно или в других городах/часовых поясах
3. Вопросы о компании:
- планы развития (открытие новых магазинов/филиалов, выход на новые рынки, запуск новых продуктов и т.д.)
- цели компании на ближайший год
- как менялась компания в последние 2-3 года
- ценности компании
4. Вопросы о корпоративной культуре компании:
- что отличает эту компанию (например, это замечают в первую очередь все новички)
- среднестатистический портрет сотрудника компании
- стиль управления и степень открытости к идеям и предложениям сотрудников
- как организованы рабочие процессы, встречи, совещания, принятие решений
- о внерабочих мероприятиях (благотворительность и волонтерские движения, спортивные команды или книжные клубы, бизнес-завтраки с топ-менеджерами компании и пр.)
- о развитии сотрудников в компании (обучение, наставничество, обмен опытом, тренинги, конкурсные проекты и пр.)
5. Вопросы об условиях:
- как будет проходить ваше погружение в должность (передача дел, обучение, постановка задач и пр.)
- что будет считаться успешным прохождением испытательного срока
- об оценке эффективности вас и вашего отдела
- об изменениях в ваших обязанностях, полномочиях и зоне ответственности в ближайшие полгода-год
- о перспективах профессионального развития (например, где вы можете оказаться в ближайшие год-два)
6. Завершающие вопросы:
- остались ли вопросы, на которые вы можете ответить
- нужно ли предоставить дополнительную информацию (ваши сертификаты, ссылки на портфолио, рекомендации и пр.)
- как будет строиться ваше дальнейшее взаимодействие (сроки и формат обратной связи, тестовые задания и пр.)
Коротко об ошибках
- Не задавать вопросы вообще
- Не задавать те вопросы, которые имеют для вас большое значение при выборе места работы
- Комментировать ответ, если вы с ним не согласны (примите его к сведению, сделайте выводы и переходите к следующим вопросам)
- Задавать вопросы, ответы на которые ничего вам не дадут (для галочки)
- Задавать вопросы, ответы на которые прозвучали во время встречи или в описании вакансии
- Задавать только те вопросы, которые касаются ваших профитов (зарплата, отпуск, cоц.пакет и пр.), или спрашивать об этом в самом начале
- Задавать слишком много вопросов
- Задавать вопросы во время рассказа интервьюера о компании и вакансии (запишите их и спросите, когда вам “передадут микрофон”)
- Задавать вопросы, которые задавать не нужно. С этим разберемся уже в следующей статье.
И в заключение
Это не универсальное руководство к действию. Конечно, вопросы и их подача не могут быть одинаковыми для разных сфер деятельности, должностей, обязанностей, компаний, требований работодателя к вам и ваших к работодателю.
Но план действий будет примерно похожим в любой ситуации:
- внимательно изучите описание вакансии и компании
- поищите информацию о компании в открытых источниках
- определите для себя, какой информации вам не хватает для принятия решения, и подготовьте вопросы
- зафиксируйте, что вас особенно заинтересовало или насторожило в тексте вакансии, отзывах или в ходе самого интервью
- спрашивайте, как только появится такая возможность
- внимательно слушайте ответы, делайте выводы
- поблагодарите интервьюера за подробные ответы и уделенное время
Если вы к концу собеседования поймете, что вам нравится эта вакансия, закончите беседу фразой о том, что у вас еще остались важные для вас вопросы, и вы будете рады обсудить их на следующем интервью.
P.S. Если вы нашли эту статью полезной, подпишитесь на канал - обещаю, будет не только о собеседованиях.