Найти тему
Aut-Aut

Фортуна “звонила” Моргунову неоднократно, но потом ей это надоело

Почему из знаменитой троицы Евгению Моргунову досталось меньше всех славы и наград.

Талантлив ли Моргунов? Советские телезрители даже не задумывались над этим вопросом. Актер стал их любимцем после первого “выхода” в короткометражке Леонида Гайдая “Пес Барбос и необычный кросс”. Тогда на экране родилась знаменитая троица Трус — Балбес — Бывалый, которых сыграли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. На троих актеров обрушилась небывалая слава. И лучшим подтверждением ее были даже не новые роли, не бесконечные творческие встречи и не особое отношение со стороны, например, директоров магазинов, а анекдоты про всех троих, которые народ изобретал на протяжении многих лет.

Однако на момент выхода “Барбоса…” Моргунову было уже 34, а в его актерской биографии — более 30 ролей. И — ни одной, которая бы запомнилась. Хотя это были пусть маленькие, но роли в таких знаменитых картинах, как “В 6 часов вечера после войны” Пырьева, “Молодая гвардия” Герасимова, “Судьба человека” Бондарчука. И даже в знаменитой романтической сказке “Алые паруса” Моргунов тоже сыграл — полицейского капрала.

В фильме Сергея Бондарчука “Судьба человека”, 1959 г.
В фильме Сергея Бондарчука “Судьба человека”, 1959 г.

Не складывалось у молодого Моргунова и на театральных подмостках. В 1948 году его зачислили в Театр-студию киноактера, но сомневались в профпригодности. И Евгений, который никогда не боялся “начальства”, обратился за рекомендацией к знаменитому режиссеру Александру Довженко, хотя появлялся у него только в массовке. Александр Петрович написал записку, которая прямо так и начиналась: “Талантлив ли Моргунов?”. На этот вопрос Довженко честно ответил: “Я не знаю”. Но перечислил такие качества молодого артиста, как выносливость, терпение, разнообразные бытовые навыки, включая умение доить корову, и главное — находчивость, которая порой способна выручить всю съемочную группу.

К сожалению, с годами терпение Моргунова куда-то испарилось, а вот его решительность, переходящая в настырность, переросла в репутацию скандалиста, с которым режиссерам лучше “не связываться”.

Если тебе нравится наш канал, пожалуйста, поставь нам лайк и не забудь подписаться. Ссылки на другие интересные публикации также сможешь найти внизу этой статьи.

Человек из массовки

Евгений Моргунов родился в Москве 27 апреля 1927 года. Отец рано ушел из семьи. Мать воспитывала Женю одна и, судя по всему, все силы положила на ребенка, отказывая себе во всем. Несмотря на бедность, Женя рос крепким и подвижным. Мальчишки во дворе непременно ставили его в ворота — такому было труднее забить…не мяч, а консервную банку.

Евгений в фильме Александра Столпера “Дни и ночи”, 1944 г.
Евгений в фильме Александра Столпера “Дни и ночи”, 1944 г.

Когда началась война, Женя пошел на завод “Фрезер” и работал, как все подростки той поры, по 12 часов, не считая это подвигом. Гораздо больше его заботило, что его не пускают в “артисты”. Мальчик с детства любил петь, мечтал о славе Леонида Утесова. А на большом заводе, даже во время войны, процветала художественная самодеятельность, и лучших периодически звали в массовку на “Мосфильм”.

В Моргунове уже тогда проявился талант по-особому общаться с начальством. 16-летний рабочий, не задумываясь, написал самому Иосифу Виссарионовичу. Так и изложил: хочу быть как Станиславский и Немирович-Данченко, а директор завода против. Как ни странно, реакция с самого верха последовала. Моргунова рекомендовали во вспомогательный состав знаменитого тогда Камерного театра под руководством Александра Таирова. Но парень почти сразу перевелся во ВГИК к не менее знаменитым Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.

Отрицательный герой

В этот момент Сергей Аполлинарьевич занимает всех своих студентов в фильме “Молодая гвардия”. Первый вариант романа Александра Фадеева вышел в 1946 году. Писатель долго собирал документальные материалы, но по горячим следам — подпольная организация была разгромлена фашистами в 1943 году — трудно было избежать фактических ошибок. Когда вышел фильм 1948 года, выяснилось, что организацию предал не тот человек, на которого указывали ранее. А именно Евгению Моргунову досталась роль предателя.

В фильме Сергея Герасимова “Молодая гвардия”, 1948 г.
В фильме Сергея Герасимова “Молодая гвардия”, 1948 г.

Понятно, что отрицательный персонаж и так не был в главных героях, но этого хватило, чтобы реального Моргунова мальчишки чуть ли не забрасывали камнями при встрече. И уж конечно, Евгению, в отличие от юных Нонны Мордюковой, Инны Макаровой, Сергея Гурзо и Владимира Иванова, не досталось ни рубля из Сталинской премии. А потом фильм вообще перемонтировали, роль Моргунова еще больше сократили, а его персонажа переименовали. В общем, картина, которая для многих молодых актеров стала трамплином в профессию, для Моргунова оказалась в чем-то роковой. Режиссеры предлагали ему исключительно фашистов и жандармов, толстых и необаятельных мерзавцев.

А ведь Евгений до определенного возраста был худощавым симпатичным парнем. Но из-за голодного детства и юности у него нарушился обмен веществ и развился диабет. В те времена еще не было надежных способов контролировать эту неизлечимую болезнь. В любом случае надо было сидеть на диете, питаться по часам и т.д. Но разве в киноэкспедиции можно этого добиться? Моргунов быстро набирал вес, а со временем его начали мучить боли в ногах.

Вот он — Бывалый!

Возможно, Моргунов так и остался бы исполнителем малозаметных эпизодических ролей, но в его жизнь опять вмешиваются “большие” люди, сами того не подозревая. Иван Пырьев, руководя “Мосфильмом”, Высшими режиссерскими курсами и различными творческими объединениями, неустанно ищет молодые таланты и особенно — будущих комедиографов. Великих режиссеров “Иван Грозный” сумел увидеть в мешковатом, не слишком уверенном в себе Эльдаре Рязанове, заставив взяться за “Карнавальную ночь”, и в тощем очкастом фронтовике Леониде Гайдае, прибывшем во ВГИК из Иркутска. Первая же комедия Гайдая “Жених с того света” была разгромлена как идеологически невыдержанная, и режиссера вынудили работать в другом жанре.

Но в 1961 году Пырьев собирает режиссеров для создания сатирического альманаха “Совершенно серьезно” и предлагает Гайдаю снять одну из новелл по фельетону о незадачливых браконьерах.

Кадр из фильма Леонида Гайдая “Пес Барбос и необычный кросс”, 1961 г.
Кадр из фильма Леонида Гайдая “Пес Барбос и необычный кросс”, 1961 г.

Герои фельетона в сценарии быстро получили клички Трус, Балбес и Бывалый. После непродолжительного кастинга на роль Труса был приглашен уже известный 44-летний Георгий Вицин. В цирке Гайдай увидел Юрия Никулина. А вот толстяка Бывалого кому только не предлагали: Игорю Ильинскому, Василию Меркурьеву, Михаилу Жарову. Но они были уже пожилыми людьми, а в кадре предстояло много бегать.

Говорят что в этот момент Пырьев, не то в какой-то гостинице, не то на “Мосфильме”, встретил Моргунова, снимавшегося у Ивана Александровича в паре картин. И решил: вот он, Бывалый! И тут же направил телеграмму Гайдаю. Понятно, что Леонид Иович и не думал спорить с мэтром.

Альманах состоял из пяти новелл, но остальные мало кто помнит. Зато “Пес Барбос и необычный кросс” был номинирован на “Золотую ветвь” Каннского фестиваля и получил награды в Сан-Франциско и в Лондоне.

Почти сразу между Леонидом Гайдаем и Евгением Моргуновым начались разнообразные недоразумения. Необычный характер Моргунова давно был известен в кинематографических и не только кругах. Он еще с юности, будучи бедным студентом, мог зайти в троллейбус, громогласно объявить, что он — контролер, проверить у всех билеты и не заплатить за собственный. Чуть ли не на съемках “Молодой гвардии” Герасимову нужно было что-то добыть у местных колхозников, и Моргунов заявился к председателю, сообщив, что завтра на площадку прибудет сам Ворошилов, контролировать процесс создания всенародно важной картины. Все необходимое было немедленно выделено, на следующий день председатель прибыл лично поприветствовать “власть”, но оказалось, что это — розыгрыш.

Моргунов справедливо считал себя соавтором “Пса Барбоса…”, но это не давало права переходить некоторые границы. Однако актер был уверен: раз “троица” имеет такой большой успех и кочует из фильма в фильм, ему все позволено. Были разнообразные конфликты, в том числе из-за гонораров. Последней каплей для Гайдая стал случай на “Кавказской пленнице”, когда Моргунов явился в зал, где просматривали черновой материал, с группой поклонниц. Гайдай попросил удалиться посторонних, и Моргунов сказал что-то типа “Подумаешь, Феллини!”. В общем, заключительные эпизоды “Кавказской пленницы” снимали уже с дублером, а из фильмов Гайдая исчезла знаменитая троица.

Александр Демьяненко, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Фрунзик Мкртчян в фильме Леонида Гайдая “Кавказская пленница”, 1966 г.
Александр Демьяненко, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Фрунзик Мкртчян в фильме Леонида Гайдая “Кавказская пленница”, 1966 г.

Она еще появилась в фильме Евгения Карелова в картине “Семь стариков и одна девушка”, Трус и Бывалый числились среди персонажей в “Комедии давно минувших дней” Юрия Кушнерева, но все это было уже не то.

Однако зритель продолжал любить Моргунова. Возможно, лысый толстенький, громкий и напористый персонаж чем-то напоминал времена недавнего хрущевского волюнтаризма. Ну, и явная приблатненность Бывалого тоже была вполне узнаваема в стране, где масса народа отсидела в лагерях. Надо сказать, что Моргунов пользовался своей славой, и не всегда в разумных пределах. Очень быстро приятельские отношения внутри знаменитой троицы сошли на нет. Скромнейший Георгий Вицин откровенно побаивался, что еще выкинет Моргунов. А Никулина Евгений Александрович просто “достал”. Получая контрамарки в цирк на два лица, он приводил с собой десяток. А однажды, надев депутатский значок, расхаживал перед зданием цирка на Цветном бульваре и заверял прохожих: директор Никулин как раз сейчас ведет прием граждан и помогает получить бесплатные квартиры!

Американская дочь

Варвара Рябцева в фильме Александра Птушко “Сказка о потерянном времени”, 1964 г.
Варвара Рябцева в фильме Александра Птушко “Сказка о потерянном времени”, 1964 г.

Трудно себе это представить, но в жизни Моргунова были необыкновенные любовные истории. Так, много лет он находился в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой. Она была старше на 13 лет. Моргунов жил в ее роскошной квартире в центре Москвы. Но это не была связь альфонса со стареющей артисткой. Все говорили, что они выглядели счастливой парой. Тем более что Моргунов, несмотря на свою внешность и персонажей, обожал классическую музыку, любил Мусоргского и Рахманинова, сам недурно играл на фортепиано. В этом союзе имелась одна серьезная проблема — Варвара не могла родить детей, которых Моргунов очень хотел.

В 1963 году, на волне небывалой популярности “Бывалого”, Евгений Александрович сумел заручиться благословением самого Михаила Шолохова и как режиссер снял короткометражку по “Донским рассказам”. Называлась она “Когда казаки плачут” и делалась на Свердловской киностудии. На картине работала молоденькая монтажер Татьяна Бурмистрова. Позже она говорила, что режиссер Моргунов просто-напросто подпоил ее и она провела ночь в его гостиничном номере. Татьяне было очень стыдно за себя, никакого продолжения эта связь не имела, кроме….рождения девочки Арины. Однако Бурмистрова скрыла дочь от Моргунова. Как он выяснил правду, неизвестно, но это произошло позже, и актер пытался повидаться и помочь родной дочери. Бурмистрова же была категорически против. Позже они с Ариной эмигрировали в США.

Роковой июнь

Супруга Евгения Моргунова Наталья Николаевна. Фото с сайта kino-teatr.ru
Супруга Евгения Моргунова Наталья Николаевна. Фото с сайта kino-teatr.ru

В том же 1963 году в жизни Моргунова происходит, пожалуй, последняя счастливая случайность. Однажды в квартире его друзей раздался звонок. Моргунов схватил трубку. Девушка очень приятным голосом сообщила, что ей нужен профессор такой-то, она должна сдать ему зачет. Звонившая просто ошиблась на одну цифру, думая, что попала в институт. Но Моргунов немедленно представился тем самым профессором и назначил личную встречу. Так он познакомился с Наташей, которая на сей раз была на 13 лет моложе.

Поначалу девушка была очень недовольна тем, как ее разыграли, но в итоге не могла устоять перед суперпопулярным актером. Да и Евгений Моргунов был далеко не так прост. Он знал не только музыку, но и поэзию, а о его напористом характере мы уже достаточно сказали.

Любопытно, что, женившись на Наталье, Моргунов продолжал заботиться о Варваре Рябцевой. Даже выхлопотал ей роль в картине “Сказка о потерянном времени”. И вроде как законная супруга беспрекословно терпела эту “дружбу”.

В браке у Моргунова родилось двое сыновей. Актер стремился, чтобы у его детей было все самое лучшее, учил их музыке. Но судьба обоих оказалась трагичной. Старший, Антон, после развода жил с матерью, толком не работал, пил и не поддерживал отношения с собственными детьми. Он умер в 2021 году в 55-летнем возрасте.

А вот младший, Николай погиб совсем молодым. Ему было всего 25, когда он заснул за рулем и угодил в страшную аварию.

С Натальей Крачковской в фильме Михаила Козакова “Покровские ворота”, 1982 г.
С Натальей Крачковской в фильме Михаила Козакова “Покровские ворота”, 1982 г.

Преждевременный уход сына надломил Моргунова окончательно. К тому моменту ему давно не предлагали ничего приличного. Последней заметной работой стал поэт Соев в “Покровских воротах” 1980 года. Потом чередой последовали киноподделки перестроечного периода. Зато “Бывалого” жаловали криминальные авторитеты, одним из его друзей был сам Отари Квантришвили.

Моргунов исправно кочевал по творческим и не очень встречам, а это застолья, выпивки, которые были противопоказаны при его недуге. Он перенес два инфаркта, инсульт. Его ноги были в таком состоянии, что врачи неоднократно настаивали на ампутации стоп. И только самоотверженность Натальи Николаевны, которая каждое утро в течение часа делала мужу сложные перевязки, спасала ситуацию. На сцену к зрителям Моргунов был вынужден выходить в тапочках или валенках, каждый раз с юмором обыгрывая свой внешний вид.

Он ушел через год и пять дней после гибели младшего сына, 25 июня 1999 года. На его похоронах не было ни одного представителя кинематографических организаций. Еще бы — ведь Моргунов, возможно, из-за своего характера, единственный из знаменитой троицы не стал народным артистом СССР. Скромное звание, которое ему было присвоено еще в 1978 году, — заслуженный артист Российской Федерации. А народная любовь не гарантирует официальных почестей.

Хочешь еще?

Гайдай. Великий смешной

-10

Иван Пырьев. От великого до ужасного, и наоборот

-11

Андерсен. Страхи и фобии знаменитого сказочника

-12

Назначь мне свиданье на этом свете. Лучшие стихи о любви и как они создавались

-13

Подписаться на нас

Дзен

VK

Telegram

ОК

TenChat

YouTube