Здравствуйте Уважаемые читатели! Часто приходится читать, что контрудары РККА были лишними и вели только к потерям. Да, к потерям вели, но именно они порой были средством против блицкрига, и наше командование, в котором вопреки соровским мифам находились не дураки, а грамотные люди, это понимало. Итак, вторая декада июля 1941 года. Немецкие танковые группы выходят к Смоленску. Две советские армии, а это 20-я и 16-я, на подступах к городу и его окраинах практически в котле, от Москвы после выхода врага к Ельне 18 июля его отделяло менее 350 километров. В этот момент разрабатывается весьма простой, но эффективный план, к созданию которого причастны Георгий Константинович Жуков, Семен Константинович Тимошенко, конечно, Иосиф Виссарионович Сталин и многие другие светлые головы из штаба. Создаются пять групп, которые должны были ударить по прорвавшимся вперёд танковым соединениям и, имея локальное превосходство, остановить их, а затем окружить.
Направления ударов было три: с севера и юга, а так же в центре, классическая операция на окружение. Но сил было недостаточно, поэтому товарищ Сталин предложил усилить войска кавалерией, но времени уже не было, пехота танки догоняла и окно возможностей закрывалось, а вот бомбардировщики перекинули. Как итог, начиная с 23 июня Красная армия переходит в наступление и вклинивается в порядки противника, создавая кризис в его обороне. Причем в этот день в Берлине выходит директива № 33, согласно которой разгромить РККА под Смоленском и взять Москву предстояло 9-й и 2-й армиям. Ой, как немцы ошибались... Ведь в это время ситуация у врага ухудшается, вышедшая из котла 22-я армия отбивает город Великим Луки, тесня врага на запад. 63-й стрелковый корпус из состава 21-й армии еще накануне, 13 июля, перейдя в наступление, опрокинул врага и освободил Жлобин и Рогачев. Наступательные действия ведут и войска в Смоленске до 28 июля 1941 года, стараясь вернуть контроль над городом, прорыв к которому и мог обеспечить окружение немцев.
Да, окружить не удалось, враг был силен и недостаточно измотан. А вот сохранить коридор к Смоленску наши смогли, и советские части, потеряв надежду отбить Смоленск, вышли из окружения к 5 августа 1941 года, пусть и с потерями. Но главное, что продвижение немцев было остановлено. Это можно было назвать успехом, тем более, что в немецких штабах повисла тревога. Этот эпизод Смоленского сражения хорошо показывает роль контрударов. А вот если бы остались стоять в линию и оборонять, все было бы куда хуже. Смоленский котел бы схлопнулся, а дальше немцы продолжили бы таранить оборону и идти вперед. А в добавление хочу привести цитату врага, это будет не заезженный Гальдер, а фон Бок,один из скептиков Барбаросса. Так вот, в своем дневнике он записал следующее:
" Нельзя отрицать, что наш основательно потрёпанный оппонент добился впечатляющих успехов."
В завершение замечу, что в августе уже атакует враг и потеснит наши войска, нанеся потери, вернув контроль над утраченными территориями и продвинется ещё на восток, но темп будут уже далеко, не тот, как в начале кампании. А у меня на этом все. Спасибо за внимание. До свидания!