Весной 2023 года купил я по случаю интересную пару мартенсов 1460 линейки Pascal. Я так до сих пор и не могу понять, чем именно 1460 этой линейки отличаются от классики. Повелся я на отличную цену, назначенную за витринный образец обуви из линейки Made in England, хотя продавец честно предупредил о паре мелких косметических дефектов. Фотографии дефектов предоставлены не были, было лишь сказано, что они мелкие, незначительные, а если мне что-то не понравится, то я всегда смогу ботинки вернуть за счет продавца. Ну, в очередной раз поверив в порядочность людей, я перевел деньги и через некоторое время получил прекрасную бордовую картонную коробку. Шифры на коробке я декодировать не умею, желающие могут попробовать сами.
Мартенсы были, реально, новыми, практически не ношеными.
Это всегда видно по степени изношенности рисунка подошвы. И первое, что бросилось мне в глаза: цвет подошвы отличается от стандартного коричневатого. На этой паре подошва серая, без желтовато-коричневого оттенка, хотя она такая же прозрачная, как у большинства современных мартенсов.
Второе интересное отличие этой пары состоит в том, что прострочена она не желтыми, а белыми нитками, что необычно. Скажу сразу: как показал опыт, белые швы на самом ботинке совсем не облегчают процесс ухода за ними при помощи черного крема.
Большинство фотографий в этой заметке сделаны совсем недавно, поэтому на мартенсах присутствуют следы износа, нанесенные мной самим в ходе тестовой эксплуатации.
Но главное было не в этом. Как только я открыл коробку, я почувствовал замечательный запах качественной кожи. Кожа была очень необычная для мартенсов, достаточно толстая, но при этом странно мягкая, с фактурным рисунком настоящей высокосортной кожи. Разгадка была на стельке:
В общем, мне попалась достаточно редкая и изначально очень недешевая пара – результат коллаборации с Horween. Вообще-то, Мартенс пошел по правильному пути увеличения коллабораций с разными брендами и проектами, копируя тем самым маркетинговую стратегию New Balance. Однако продукция NBобладает весьма неплохим качествам, а их коллаборации, если судить по цене, относятся чуть ли не к премиальным линейкам, про Мартенс такого, увы, не скажешь. Большинство коллаборационных моделей представляют собой классические 1460 или 1461, сделанные в классической Азии, но расписанные при этом разнообразными рисунками или узорами. Качество кожи при этом не улучшается, главная мартенсовская проблема заломов не решается, но продажи, насколько я понимаю, уверенно растут. И это нормально, главное, чтобы народу нравилось. А ему, судя по продажам и популярности моделей лимитированных коллаборационных выпусков, нравится ого-го как! Свежеприобретенная мною коллаборационная пара имеет, как минимум, два достоинства: английское происхождение и премиальную кожу. Если кто не знает, Horween – это достаточно раскрученный бренд кожевенной мануфактуры, у которой покупают кожу многие, чаще всего американские, производители недешевой обуви. У тех же New Balance было несколько моделей из хорвиновской кожи. Короче, мне досталась премиальная пара по очень привлекательной цене, которую я даже не буду озвучивать. Тема цен заслуживает отдельного разговора.
Теперь о самой обуви. Мне достался размер 9UK. Здесь никогда заранее не угадаешь, какой именно размер тебе подойдет. Я всегда беру один из трёх возможных, 9, 9,5 или 10. Удивительно, но современные мартенсы делаются иногда и в половинном размере, но только современные. Опыт, написанный кровью, текущей из дырок, протертых неподходящими мартенсами гласит, что лучше брать больше, чем меньше. Для меня иногда 10UK бывает просто «на пределе», а иногда вот прям сильно великоват. Соответственно, 9UK иногда идеален, иногда просто откровенно мал. Поэтому я редко беру 9UK без примерки. На этот раз повезло. Колодка у паскалей немного другая, отличная от обычных 1460, но неудобств при ходьбе это не вызывает, во всяком случае у меня. Причиной этому является чрезвычайная мягкость кожи, что, впрочем, имеет и оборотную сторону: пятка и голеностоп фиксируются недостаточно жестко, что весьма странно и непривычно для высокой обуви на восемь люверсов. Кстати о люверсах, точнее об одном из них. Один из заявленных дефектов состоял как раз в том, что верхний правый люверс на одной полупаре оказался криво поставленным. Вот:
Изначально он выглядел еще хуже и сильно цеплялся за шнурки, но полминуты работы круглым надфилем избавили шнурки от всех опасностей и улучшили внешний вид. Справедливости ради отметим, что снаружи, при надетом ботинке и завязанном шнурке этот дефект не виден вообще.
В общем, моим любимым жировым кремом для туристской обуви, которым я обычно мажу мартенсы, эту пару мазать не следует, здесь нужно использовать самый лучший восковой крем для приличной обуви, что лишний раз подчеркивает «паркетный» характер современных мартенсов. Ну и крем следует брать бесцветный или мазать ботинки в районе белых швов крайне аккуратно, если вы, всё-таки, используете черный крем.
Скорее всего, на этих ботинках не будет столь ненавистных всем заломов, по крайней мере качество кожи вселяет такую надежду. Опыт тестовой эксплуатации показал, что эта кожа к таким повреждениям не предрасположена.
В общем, что-то мне подсказывает, что слабым местом этой модели является именно подошва, именно ее ресурс, устойчивость к истиранию, определяет срок службы этой пары. Еще одна забавная деталь состоит в том, что практически сразу стерлось золотое тиснение со стельки, его хватило на 5 – 6 прогулок, не более, так что сейчас уже невозможно прочитать, из какой замечательной кожи сделаны ботинки.
В общем, покупка удачная, будем носить по хорошей и сухой погоде!