Найти тему
Музклассы.рф

Сергей Лихачев: «Ключ к интересному обучению музыке — умение сочинять и импровизировать»

Что можно сделать, чтобы как можно больше людей стремилось получать базовое музыкальное образование? Как минимизировать количество детей, бросающих «музыкалку» и почему у них вообще появляется такое желание? Нужно ли обучать учащихся музыкальных школ творческим навыкам или им достаточно исполнительских?

Эти и другие довольно сложные вопросы мы обсудили с музыкантом и педагогом Сергеем Юрьевичем Лихачевым, который активно пропагандирует и продвигает авторскую методику своего отца Юрия Яковлевича Лихачева. Суть методики состоит в развитии у детей творческих навыков через внедрение в учебный процесс таких дисциплин как сочинение, импровизация, подбор по слуху и транспонирование.

Заслуженный работник культуры РФ Юрий Яковлевич Лихачев с сыновьями Михаилом и Сергеем в концертном зале Санкт-Петербургской ДМШ им. В. В. Андреева
Заслуженный работник культуры РФ Юрий Яковлевич Лихачев с сыновьями Михаилом и Сергеем в концертном зале Санкт-Петербургской ДМШ им. В. В. Андреева

Сергей Юрьевич Лихачев — музыкант, лауреат международных конкурсов, преподаватель по классу баяна и аккордеона, дирижер оркестра баянистов и аккордеонистов, продюсер методического проекта «Авторская школа Юрия Лихачева», эксперт Международной школы «Теремок» и Академии талантов, автор социального проекта «Терем-Благо»

— Сергей, расскажите, пожалуйста, когда вы занялись продвижением методики отца и почему считаете это необходимым?

— У меня никогда не было никакого сомнения в том, что ее нужно продвигать. Я пошел в музыкальную школу в Ленинграде в 1975 году, а методика с 1972 года в ней уже действовала. Как только о ней узнали педагоги в других городах Советского Союза, отцу стали поступать приглашения от методических кабинетов, и он, будучи директором школы, ездил по городам и рассказывал о методике. С ним ездили педагоги по разным инструментам, брали с собой учеников. Ведь одно дело — лекция умная, а другое — конкретный ребенок, учившийся по этой методике. Причем ученики были совершенно обычные, играли программу, но они играли и собственные творческие наработки, транспонировали популярные песни в разные тональности.

Я тоже учился по этой методике и ездил с отцом. Отец был лектором, а я как экспонат при нем. Там слово такое было смешное — иллюстратор. Получается, что уже тогда я был ее пропагандистом.

Также преподаватели стали приезжать к нам в школу, ныне ДМШ имени В. В. Андреева: и лекцию прослушать, и город Ленинград посмотреть, еще это им шло как аттестация. Со всей России народ приезжал!

-2

— Расскажите немного о самой методике. В чем ее суть, какие навыки она развивает?

— Основные навыки — подбор по слуху, транспонирование, сочинение, импровизация. Упор идет на сочинение, самый сложный предмет. Отец проанализировал высказывания выдающихся музыкантов прошлого и современности — Нейгауза, Савшинского, Кабалевского, Черни, — которые говорят о том, что без творческого развития, без умения импровизировать и сочинять музыкант не получится. Но наша методика все-таки не для воспитания композиторов, а для комплексного обучения музыке. Мой отец ввел занятия по творческим навыкам в экзамен в музыкальной школе, и в итоге 100% учащихся стали обучаться по ПТМ — Программе творческого музицирования. Ведь умение слышать гармонию, импровизировать пригодится всем выпускникам независимо от дальнейшей профессии. Ключ к интересному обучению музыке — умение сочинять и импровизировать. А главное — это учит человека мыслить комплексно, не по шаблону.

— Значит, методика никак не противоречит традиционной системе обучения, не противопоставляется ей, а дополняет ее?

— Естественно. Без музыкальной школы не может быть профессионального музыканта. Также огромное количество музыкантов работает в системе образовательных школ, детских садов, кружков и так далее. Музыкальные магазины, музыкальные издательства — везде нужны сотрудники. И без музыкального образования, хотя бы начального, там сложно. Сразу же в училище не поступишь. И в принципе преподавать музыку тебя не возьмут, если у тебя нет профильного образования.

— Ваш подход не подразумевает изменения всей учебной программы?

— Нет, традиционная система обучения не затронута: гаммы, этюды, пьесы, сольфеджио — никто их не отменяет. А вот к количеству пройденных пьес добавляются собственные творческие работы. Наша задача здесь, чтобы дети с радостью занимались музыкой, музицировали и не бросали музыкальную школу.

Сейчас многие педагоги говорят: «У нас нет времени на это» и тому подобное. Но пока ребенок изучает инструмент и ноты, совершает первые шаги, его максимально заинтересовать можно именно творческим процессом. Когда я начинаю обучать ребенка, он на первых уроках уже играет на инструменте и потом мы догоняем теорию. Сначала идет практика, а потом теория. Вот ноты, вот так они пишутся, такие вот длительности и т.д. Так он понимает, что именно сыграл на уроке. Но на следующем уроке уже забыл, что сыграл. Чтобы не забывать, надо записать ноты. А значит, их надо выучить.

Если ребенок уже точно идет предпрофессионально учиться, то он с педагогом, конечно, будет серьезно заниматься исполнительской программой. А творческой его и не придется напрягать, он сам, если получит это зернышко в первом-втором классе, с удовольствием будет заниматься помимо двух часов по специальности. Его не надо будет заставлять.

Еще этот подход добавляет душевности игре. Свое сочинение ребенок всегда играет с душой — своей душой, здесь чужого ничего не будет. Гораздо важнее вопрос, а сможет ли педагог помочь ему записать красивое сочинение, помочь с гармонией, голосоведениями, по форме рассказать.

— А в чем тут возникает сложность?

— Вопрос такой провокационный, который я сам всегда задаю и отец всю жизнь задавал: «Где готовят педагогов музыкальных школ?» Не формально, а фактически? У нас система «музыкальная школа — музыкальное училище — консерватория» все-таки нацелена на исполнителей. Сольный исполнитель, оркестрант или ансамблист. Но преподавать в музыкальной школе — это навык совсем другой. Когда ты только закончил консерваторию и приходишь к шестилетнему ребенку, а ему надо пальцы ставить, сидеть, мучиться — ты не очень готов. Но если человек отучился по нашей методике и потом более серьезное музыкальное образование получил, то даже если от него не требуют творческих занятий, все равно он найдет общий язык с ребенком.

Причем обратите внимание: есть федеральные государственные требования, где по каждой специальности есть требования к умению сочинять и подбор по слуху. Везде! А вот дальше есть приложение, в котором по часам расписано, чем и сколько надо заниматься. И там вообще нет подбора по слуху! Ноль часов за восемь лет. И я не понимаю, как так. Вот тебе задание выкопать канаву, но лопату мы тебе не дадим. Требования есть, а как их выполнить? Никто не понимает. Как учить подбору по слуху и сочинению, если самого преподавателя никто этому не обучал? И вот это противоречие в том числе решает наша методика. Она позволяет готовить полноценных педагогов для музыкальных школ, которые будут учить комплексно. Еще сорок лет назад в 1984 году отец писал статью о необходимости комплексного обучения.

— Какие еще проблемы, на ваш взгляд, существуют в общепринятой системе музыкального образования?

— В музыкальную школу приходят дети различных способностей, возможностей и желания. Почему кто-то из них с удовольствием учится, а кто-то бросает? Вот на какой вопрос важно ответить. Если система начального музыкального образования будет и дальше вызывать у детей страх постоянных технических зачетов, то вскоре все уйдут заниматься в частные музыкальные школы, которых по количеству, наверное, уже не меньше, чем государственных.

Еще одна проблема — это когда идет учиться более-менее взрослый человек или подросток. Он не хочет становиться сольным профессиональным исполнителем, а хочет для себя научиться играть, понимать музыку, взять ноты и какую-то простую мелодию сыграть. Такая категория людей — она огромная! Может, человек и не против изучать гаммы, этюды, пьесы, но в первую очередь он пришел научиться играть сколько-то там песен для себя, для семьи. А ему в специализированном учреждении говорят: «Мы это не умеем делать, мы тебя не можем научить». И получается какая-то непонятная ситуация. Вопрос, который можно задать всем, кто отвечает за музыкальное образование: куда идти человеку, который хочет что-то в первую очередь для себя? Он ведь еще ничего не понимает, не знает, насколько обучение музыке сложное.

— Ну, собственно, поэтому и появилось так много частных школ, они «любой каприз за ваши деньги» реализуют.

— Но только они как пишут? «Десять уроков, и вы сольный концерт играете в филармонии». А люди клюют на эти обещания.

-3

— Как на практике выглядит работа по методике Ю. Лихачева? Навыки сочинительства сразу даются?

— Сочинение сразу не может быть, сперва идет подбор по слуху. Смотрите, какая схема: вы учите пьесу, очень простенькую. Пока только осваиваете инструмент, например, баян. Все время путаете, где какие кнопки в левой руке, какие в правой. Выучили, условно, «Как под горкой под горой»: четыре ноты туда, четыре обратно, три аккорда в левой руке. Вроде как получается, но еще не очень удачно. А я ставлю задачу: сыграй ту же самую песню, но от другой ноты. И получается, что человек учит все то же самое, но у него появляется свежесть восприятия. Во многих песнях используется прием, когда в последнем куплете идет модуляция на полтона или тон выше — сразу новая красочка. А тут ученик еще и клавиатуру изучает, потому что играет от другой кнопки, смотрит соотношение черненьких и беленьких. Почему здесь так, а здесь так? Гармония, гаммы, диезы, бемоли — человек может даже не понимать этого теоретически, но его слух помогает ему контролировать, что он правильно, а что неправильно делает. Получается, мы бы могли эту песню в одной тональности играть двести раз, а так он играет в разных тональностях, но раз по сорок. И это ему дает свежесть восприятия, он уже не в «лягушатнике» барахтается, а немножко идет на глубину.

Так что сначала подбор по слуху и транспонирование. Сочинение, импровизация — это уже дальше, когда ребенок сам пьесы начнет играть и придумывать. Идеи для сочинения на самом деле бесконечны, только надо захотеть. Взять «Времена года»: как минимум шесть композиторов, кто писал о них. Очень много дети сочиняют про животных домашних, про маму, дождики, солнышко, море и, конечно, времена года тоже присутствуют. Это уже средние, старшие классы. Там такие полотна глобальные бывают! Многое причесывать надо, конечно, но собственное творчество ребенок всегда сыграет очень хорошо. Обычно это «пятерка». И если он как исполнитель слабенький и получит тройку на весеннем экзамене, то пятерка и тройка — это все равно лучше, чем просто тройка. Получается, что ребенок радуется, родители радуются. И ребенок не бросает школу. А потом он вместо одной собственной пьесы может еще насочинять сколько угодно.

Кстати, дети у нас всегда оформляют работы. Рисуют от руки линеечки, сочиняют не только музыку, но и стихи. И какой-нибудь рисуночек свой, желательно цветной. Это может быть чуть ли не единственное, что у них останется потом на память о музыкальной школе! Такая вещь тоже немаловажная.

«Домажорка». Творческая работа участников школы «Теремок». Преподаватель Сергей Юрьевич Лихачев сыграл До мажорное трезвучие (тоника) и предложил ученикам самим выбрать дальнейшие аккорды. Были выбраны Фа мажор (субдоминанта) и Соль мажор (доминанта), трезвучия и обращения данных гармонических функций и исполнены в ансамбле с элементами шоу. Творческое задание — сочинить вступление и окончание пьесы. Какие решаются вопросы: ученик для сочинения и импровизации пользуется знаниями теории и сольфеджио

— А у сочинений детских какая дальнейшая судьба?

— В декабре проходит экзамен, сразу же экзаменационная комиссия смотрит, какие номера очень удачные, что можно выбрать на концерт. То есть ребенок не просто на экзамене сыграл свою творческую работу, а он еще два раза выступил с ней на концерте. Отец еще с семидесятых годов все эти концерты пытался записывать, я много их слушал и выбрал для проведения своих семинаров порядка сорока пьес — я их ставлю, когда педагогам рассказываю методику. Говорю, давайте просто послушаем, как ребенок играет свое сочинение. Есть ли у вас, музыкантов, вопросы к качеству подачи материала, что он сыграл не музыкально? Ни у кого не бывает, даже когда он зацепил что-то лишнее.

Так вот сама идея, что ребенок сочинил свою пьесу и сыграл ее на концерте музыкально — это всех подкупает, особенно когда это реальный пример. Именно так работает методика, и она для всех, для ста процентов людей подходит.

— Как такую методику можно внедрить в музыкальной школе?

— Вариантов миллион. Но к сожалению, даже если педагог сам захочет, он ничего не внедрит против желания администрации школы. Там ведь как: "Хочешь — занимайся, но мы тебе часов не дадим«. Поэтому надо решать все на педсовете. Обсудить с коллегами все основные идеи нашей методики и выбрать, что вам интересно.

Допустим, вы решаете, что из всех пьес, которые ребенок проходит за год, условно две пьесы должны быть собственного сочинения. Или творческие работы, или подбор. Утвердить план и поработать с ним годик-два. Посмотреть, как это пошло, сделать выводы, какие-то изменения внести. Добавить в примерные планы по всем инструментам часы для творческого музицирования. В нашей школе устраивались концерты творческих работ и учебные концерты каждый месяц. Они давали ученикам исполнительскую практику для зрителей, а не ради экзамена. Если выступление было удачным, ставилась отметка в журнал, если нет — никаких оценок. Но неудачный опыт чаще важнее удачного.

Я со своими учениками часто экспериментирую. Вот мы сыграли в первом классе условно «Во поле береза стояла» одной рукой. Потом сыграли двумя руками. А почему бы идею не развить дальше? Решаем: эту пьесу мы будем играть каждый год. Делать новую аранжировку, обработку, вариации, импровизации — не важно. В первом классе ты сыграл одной рукой, во втором — двумя руками, в третьем написал три вариации, в четвертом смодулировал и так далее. Зависит от технического уровня ученика. Можно каждый год одну и ту же пьесу делать по-новому, это тоже красиво и интересно.

Но если педсовет решает, что им это не нужно, то внедрить что-то в одиночку очень сложно. Надо начинать с директора и завуча. Надо, чтобы они захотели. Только таким способом. Чтобы они увидели выгоду и материальную, и идеологическую, и духовную, чтобы детям стало интересно, а нагрузка педагогов не полетела из-за этого. Здесь все в одном комплексе.

Сергей Лихачев на встрече с преподавателями Санкт-Петербургской ДШИ им. Е.А. Мравинского с рассказом об «Авторской школе Юрия Лихачева».
Сергей Лихачев на встрече с преподавателями Санкт-Петербургской ДШИ им. Е.А. Мравинского с рассказом об «Авторской школе Юрия Лихачева».

В руках у Сергея Юрьевича баян от российской фабрики «АККО»

— И что бы вы посоветовали педагогам? Что можно делать «здесь и сейчас»?

— Я бы начал с примера моих знакомых: ребенок бросил на последнем году музыкальную школу. Полгода всего оставалось до диплома! Почему бросил? Потому что учительница заставляла его играть Шопена именно так, как она хочет. А если бы она владела нашей методикой, то такой проблемы вообще бы не возникло. Я бы на ее месте сказал: «Хорошо, давай сделаем так: Шопена ты будешь играть, как я тебе говорю. А ты сам сочини пьесу в этом же стиле, „под Шопена“, и играй ее, как хочешь ты». Естественно, пьеса должна быть простенькой, вальсы Шопена не надо сочинять — хотя бы шестнадцать тактов в этом стиле. Тогда ребенок бы школу не бросил, скорее всего. И все равно сыграл бы, как хочет педагог, просто он бы две пьесы сделал вместо нуля. И она бы получила выпускника. Это ведь очень больно, когда ты семь-восемь лет вкладывал в ученика душу, а он уходит. Это страшно, это рана на сердце большая.

Я был в Тихвине, в музее Римского-Корсакова. Экскурсовод рассказывал, что когда Римский-Корсаков был мальчиком и учился играть на пианино, ему учительница говорила: «Что это ты тут придумываешь от себя? Ты пьесу играй, как написано, тут великие композиторы писали, а он там сидит, Коля этот, придумывает другие варианты окончания пьесы. Кто ты такой, чтобы придумывать?» Это она Римскому-Корсакову говорила. Но почему нет? Вот почему нельзя свое?

Мне кажется, что он не просто так баловался с пьесой. Он ее улучшал. А учительница этого не понимала. Так что один из вариантов — убирать элемент конфликта. Если ребенок не понимает что-то или чего-то не хочет, то давать ему новую идею. Предложить сочинить свое, может, даже поиграть современную песню. Какие-то песни они все равно поют в своем кругу. У нас в школе дети «Лесника» группы «Король и Шут» с удовольствием поют. И вот вопрос: почему ребенок, который учится в музыкальной школе, не может сыграть эту песню? Почему?

В. Шаинский. Песня про кузнечика. Аранжировка С. Лихачева. Исполняет квартет «Близнецы» под управлением С. Ю. Лихачева. Концерт «Аккордеонада», 12 апреля 1999 года, Санкт-Петербург

— Да, степень заинтересованности ребенка при таком подходе, конечно, другая. Но ведь сколько дополнительного времени и сил уйдет у педагога, у которого таких учеников по несколько каждый день! Почему учитель должен тратить свое личное время и где его взять?

— В первую очередь надо понять, что приобретает сам педагог, каковы инвестиции педагога и что они ему дадут. Он наладит контакт с ребенком. Ребенок будет доверять педагогу. Они не будут как надзиратель с потерпевшим, а это будут двое коллег. Здесь статус ученика подтягивается к статусу коллеги — это уже разговор двух музыкантов. Вот представьте, что два человека несут тяжелые носилки с камнями. Один человек физически не сможет их нести — только вместе, вдвоем. Вот у нас вместо камней — музыка, миллионы тонн музыки. А носилки несут педагог и ученик.

Потрать ты пару уроков на сближение с учеником, и у тебя дальнейший процесс пойдет быстрее! Ученик придет к педагогу, покажет свою творческую работу — сочинение, импровизацию, подбор, транспонирование, — и если они с педагогом сработались, то за пять минут «причешут» ее и будут заниматься дальше программой, гаммами, чем угодно. Самое главное, что ребенок это с удовольствием будет делать.

-5

— Знаю, что даже взрослые музыканты иногда сталкиваются с проблемой, когда надо что-то быстренько сымпровизировать, обыграть, а навыка такого нет. Особенно если не в оркестре работаешь, а в эстрадной музыке, современной.

— Несколько случаев было просто, я считаю, криминальных. Мы много ездили по гастролям, однажды был круиз, капитан — итальянец. И он нам на вечеринке говорит: «Вот моя дочка, она окончила консерваторию по фортепиано». Тут же стоит инструмент, а мы там с аккордеонами своими. И мы предлагаем ей сыграть вместе итальянскую песню O sole mio. Спрашиваем: «В какой тональности тебе удобно?» А она садится за инструмент и говорит: «Ребята, дайте ноты». Мы удивились. Это или не пианистка, или не итальянка — любой итальянец должен в любом состоянии и на любом инструменте уметь играть O sole mio! Мы сыграли. А она сидела, смотрела на нас. Так что не только в нашем музыкальном образовании есть такие прорехи.

И вот сейчас тоже встречаю людей, кто в школах учился или самоучки. По нотам в принципе могут сыграть что-то классное. Я говорю, а что ты соло в такой-то песне не играешь, там же классное соло на флейте. «Ой, а нот нет». Но там оно несложное, не «Полет шмеля» же! Надо найти тональность и попытаться понять, как приблизительно мелодия идет. Ну как диктант, только сразу на инструменте.

Я был в школе одной, там ребенок вообще не понял, что надо делать. Учительница подошла, сразу поняла тональность и тут же это сделала,со второго прослушивания она сыграла. А у ребенка не было даже такой задачи ни разу. Я думаю, он тоже бы разобрался, но просто никогда с этим не сталкивался.

Послушайте, как необычно может звучать знакомая каждому ребенку песня «В лесу родилась елочка» в обработке С. Лихачева! Но чтобы такому научиться, нужно получить творческие навыки. Видео с концерта Сергея Лихачева «Волшебный аккордеон» в школе искусств «Канталия» пгт. Советский Выборгского района Ленинградской области

— А что-то общее с Орф-подходом в вашей методике есть? Там многое на импровизацию, на интуитивное музицирование направлено.

— Нет, наша методика не интуитивная, здесь все в рамках системы музыкальной школы, по классической педагогике. Сольфеджио, диктанты, хор, оркестр. Без этого не будет музыкант воспитываться. Все предметы, которые сейчас есть, должны быть, они правильные. И то, что ребенок ходит три-четыре раза в неделю в музыкальную школу — только так он станет грамотным музыкантом. Но если добавить еще две-три пьески собственного сочинения, это будет еще круче для всех, и для директора, и для педагога, и для ребенка. А родители? Почему-то мы про них даже не сказали. Они же инициаторы всего — ребенка отводят родители, платят родители, общаются с педагогом, инструменты покупают. Все это родители. И методика родителями воспринимается «на ура», потому что когда ребенок приносит собственные сочинения, картинки, играет постоянно, выступает перед родителями — это большая радость. Идеально, конечно, чтобы с ребенком родители выступали, как в той же самой школе «Теремок» происходит. Там даже родительские хоры есть: все мамочки собираются и поют, причем шикарно поют. Тут еще и бабушки стали выходить, они так спели, что мама не горюй.

— Давайте, действительно, обратимся к родителям. Как, по-вашему, им выстраивать взаимоотношения с музыкальной школой, с детьми?

— Отдать ребенка в музыкальную школу — это чаще всего инициатива родителей, что с одной стороны хорошо, а с другой стороны — ребенок сразу кому-то что-то должен. У отца, кстати, дежурная фраза была: «Ребенок никому ничего не должен». Если ты его заинтересовал заниматься, он тогда будет. А тебе он не должен ничего.

Конечно, приводите детей в музыкальную школу! На любом музыкальном инструменте заниматься. Отдавайте ребенка и будьте его главным слушателем и критиком. Но родитель, как инициатор этого всего, может прийти в школу и сказать: «Я вам отдаю самое ценное, что у меня есть — это мой ребенок. Сделайте так, чтобы ему у вас было интересно». Родитель, конечно, не должен ногой открывать дверь в кабинет директора, но он имеет право сказать: «Я вообще-то деньги плачу, ребенка развиваю, инструмент купил. Почему вы не заинтересовали моего ребенка в занятиях музыкой? Почему мой ребенок не хочет идти на ваши уроки? Почему он прогуливает специальность?» И так далее.

— Обычно эти вопросы задают учителя родителям.

— Вот родитель должен задать встречный вопрос: «А почему он не бежит на ваши уроки?» Это зависит только от вас, товарищ педагог. Только от вас. Вот если будете заниматься творчеством с ним, он будет к вам лететь и спрашивать, а как здесь сделать, а как тут? Позанимались быстро пятнадцать-двадцать минут творчеством и дальше учим гаммы и пьесы.

— И учить эти гаммы и пьесы будет больше стимула, так ведь?

— Именно! Он сочиняет пьесу, а здесь пассаж, который он не знает, как сыграть. А вот ты не можешь сыграть, потому что гамму эту не выучил. Давай выучим. И все, у тебя сочинение полетело. А главное, теперь мы знаем, для чего нужна эта гамма. Это база.

Концерты «Чудесные нотки» всегда проходят в атмосфере творчества и веселья! На фото Сергей Лихачев с учащимися ДШИ пос. Рахья Всеволожского района
Концерты «Чудесные нотки» всегда проходят в атмосфере творчества и веселья! На фото Сергей Лихачев с учащимися ДШИ пос. Рахья Всеволожского района

— А какой совет вы бы дали современным детям?

— Быть не просто потребителем клипов и всего этого контента нынешнего, а быть... Ну, создателем — это очень высоко сказано, но уметь хотя бы анализировать то, что вы слышите. Это касается любой информации. Потому что любая информация может быть ложная, «фейковая».

Если говорить о музыке, то слушайте ее и пытайтесь пройти путь, который прошел композитор. Неважно, современная это музыка, рок, «попса» или классика. Попытайтесь встать на место композитора, который сочинил эту музыку, понять, что он хотел донести. А вы могли бы так сделать? А что бы вы сочинили на месте композитора?

Смысл тут не быть потребителем — включил музыку и она орет неизвестно что. А ты пытайся понять, какой путь был пройден до того, как появилась эта музыка, которую ты слушаешь. Сколько надо потратить сил, мыслей, идей, эмоций, чтобы она прозвучала? И почему ты ее слушаешь? Нужно, чтобы вот такой вопрос дети сами себе задавали.

— Сейчас, конечно, дети вообще в другом мире растут. Мы-то застали мир без интернета, а они уже нет. Современные технологии позволяют столько всего делать! Взял три сэмпла, сложил вместе — вот уже и музыка получилась, и ничему учиться не надо.

— У моего отца вся методика сначала была в виде рукописей. Потом следующий этап — появился Интернет и возможность рукописи опубликовывать. Сейчас следующий этап — уже настолько следующий, что можно завалить все соцсети, все сервисы видео-уроками, нотами, вебинарами. Но ценность-то в том, чтобы создавать и выкладывать свое, а не в том, чтобы взять, скачать чужое и пойти дальше. Человек взял готовое, сыграл, но он же ничего не создал! Вот почему я говорю, что нужно побыть в шкуре композитора.

Смотрите, ребенок сочинил какую-то мелодию на восемь тактов простенькую. Есть компьютерные программы, несколько нотных редакторов. Пускай ребенок, который учится в музыкальной школе, эти программы освоит. Сейчас, кстати, наборщики очень нужны, в издательствах постоянно вакансии висят. Он набирает эти несколько нот, а параллельно изучает правила оформления. Потом делает из этой музыки медиафайл, осваивает синтезатор, другие программы: клип нарезать в видео-программе, титры вставить, со звуком поработать — это все тоже нужно уметь. Потом выкладывает свое творение в Интернет. Из восьмитактового сочинения можно такой сделать шедевр! И на это ребенок с радостью время будет тратить — не два часа по специальности, а все свое свободное время. И это лучше, чем сидеть в компьютерные игры играть.

Тот, кто владеет технологией, может не просто потреблять, но и создавать. Я владею этой технологией — и моя задача в том, чтобы она жила и работала у других.

Официальный сайт Авторской школы Юрия Лихачева: https://vvaschool.spb.ru

Страничка Школы ВКонтакте: https://vk.com/avtorskaya_shkola

Беседовала Елена Ракша