«Русская идея» в романе «Юрий Милославский или Русские в 1612 году».
Историческая концепция романа
Историческая концепция, заложенная М.Н. Загоскиным в роман «Юрий Милославский или Русские в 1612 году» содержится в авторском представлении о национальной гармонии, основанной на единении всех сословий в момент исторического перелома национального масштаба, коими явились в романе события 1612 года в России.
Идея коллективного общинного начала, выраженная в национальной сплочённости русского народа в романе, по мнению Загоскина возможна исключительно при монархическом типе государственного устройства.
Для М.Н. Загоскина, средневековая Русь – это некий единый коллективный организм: в тяжёлое время испытаний 1612 года динамика национального единения русских людей особенно ощутима.
С точки зрения современного М.Н. Загоскину исторического сознания, «междуцарствие» в русской истории длилось 3 года (1610-1613). В этот период русская нация была лишена царя.
Загоскин полагает, что истинный путь России – это православно-монархическое государство, так называемая «святая Русь» (некая «святая земля», особое духовное единство нации, черпающее корни в древнерусских фольклорных источниках).
Писатель излагает события в своём романе в их исторической последовательности, художественное «историческое» время в книге – с начала апреля до конца августа 1612 года – обозначает судьбоносный период в истории России – окончание Смуты и восстановление русской государственности. Этот исторический период, с точки зрения Загоскина, даёт возможность русским осознать истинное предназначение России.
Географическое пространство в романе – от Москвы до Нижнего Новгорода. И такое поле деятельности выбрано автором не случайно. Москва и Нижний Новгород отражают авторское представление о двух типах жизненного уклада.
Москва в 1612 году олицетворяет беспорядок, хаос и утрату духовного, соборного начала. В Москве сосредоточены силы зла, вносящие смуту и раздор в государственное устройство Руси.
Нижний Новгород же напротив – это (согласно взглядам Загоскина) олицетворение православного порядка жизни, «сохранности» национального самосознания. В Нижнем Новгороде группируются силы добра, призванные спасти «святую Русь» (религиозно настроенный русский люд, Минин, Пожарский и проч.).
Таким образом, оппозиция Москвы с одной стороны и Нижнего Новгорода с другой, имеет несколько семантических планов: в историографии это политический характер; метафизический смысл: конфликт добра и зла.
Композиционным центром романа является монастырь (Троице-Сергиевская Лавра). В этом нет ничего удивительного, ибо это напрямую связано с авторской концепцией национального возрождения России.
Монастырь символизирует в романе высочайшее проявление русского национального духа: сопряжение общего и личного. Не случайно и главный герой романа обретает душевную твёрдость именно в Сергиевской Лавре. Таким образом, автор стремится найти духовный исток и фундамент русского национального единения.
Помимо образа монастыря, в романе Загоскина романе «Юрий Милославский или Русские в 1612 году» широко представлены служители церкви (патриарх, архимандрит Дионисий). Символом же «святости, кротости и величия» определённо является келарь Троице-Сергиевской Лавры отец Авраамий Палицын. Авраамий Палицын в романе – это тип подвижника, отказавшегося от суетной, греховной мирской жизни, ради служения Богу.
Авраамий Палицын принимает деятельное участие в мирской жизни: пишет «спасительные» грамоты, вдохновляет воинов на сражение с поляками. Главное заключается в том, что в романе Авраамий Палицын выступает в роли духовного отца Юрия Милославского. Авраамий Палицын устраивает «правильную жизнь» Юрия (т.е. жизнь, согласно канонам православной церкви). Он благословляет Милославского на борьбу с поляками, «разрешает» его от душевного выбора между данной им клятвой и патриотическими чувствами, а затем «соединяет» влюблённых – Юрия и Анастасию.Образ венчания Юрия и Анастасии - один из ключевых эпизодов в романе – выдержан в русле православной ментальности.
Идея «православной соборности»
Соборность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.
Авторская концепция спасительной силы православия реализуется в осмыслении особой роли Нижнего Новгорода. Этот город становится в романе символом коллективного единения русских людей во имя спасения отчизны. Массовая народная сцена в романе (собрание граждан Нижнего Новгорода на городской площади) – выдержана в духе православного духовного подъёма русских людей. Народ предстаёт как единая коллективная личность, единое целое. Соборное мышление народа, имеющего единые идеалы и ценности, не расколото на противоборствующие группы, приводит к отказу от власти и передачи её одному лицу (М.Н. Пожарскому).
Загоскин-историк, художественно исследуя русское национальное сознание раскрывает механизм передачи власти от общества одному лицу.
Авторская позиция очевидна: отпор неприятелю вторгшемуся в русскую землю, возможен только посредством «соборного сопряжения всех сил», отказом от личных амбиций ради общего дела.
Нижний Новгород в 1612 году, с точки зрения Михаила Загоскина, - это модель монархической державы в которой стоит всесословная и разновозрастная гармония. Это – общий поведенческий принцип, вытекающий из идеи национальной соборности.
Соборную идею выражает Козьма Минин в диалоге с Юрием Милославским: «Я просто гражданин нижегородский и ничем других не лучше…. Не я, так заговорил бы другой, не другой, так третий». В том же ключе говорит боярин Мансуров: «Поклянёмся жить дружно, забывать всякую вражду, а помнить одного бога и святую Русь».
Носитель высшей правды в романе М.Н. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году» - юродивый Митя – не прикреплён к какому-либо определённому пространству. Он свободно перемещается в нём. Он – «вездесущ».
Юродство - духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от мирских благ и общепринятых норм жизни, принятии на себя образа человека, не имеющего разума, и смиренном терпении поруганий, презрения и телесных лишений. Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «...мудрость мира сего есть безумие пред Богом... » (1 Кор. 3, 19). Юродивый (слав. глупый, безумный) - человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость. Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле.
Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное. Но такая нарочитость у него — маска, под которой — целостная личность в максимальной собранности ума, воли и чувств, с очень четкой логикой, в полном духовном сознании. Юродивый всегда знает, что юродствует. Его контролирующее самосознание, или трезвение по святоотечески, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и все окружающее. Это благодатное состояние, в котором присутствуют не только усилия или способности человека, но и преображающая и содействующая сила Божия. Поэтому юродство — не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.
И так, юродивого в средневековую эпоху приравнивали к святым. Главная функция юродства – высказывать правду в лицо могущественным особам.
Юродивый Митя – истинно «народный» персонаж. В нём органично сочетаются языческое и православное начало.
По Загоскину, идея православной соборности может быть реализована на основе всеобщего национального сопряжения всех сил ради общего дела. Таким образом, роман Михаила Николаевича Загоскина Юрий Милославский может быть понят как эстетический образец следования православной этике.
Идея родовой предопределённости и исторический персонаж в романе М.Н. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году».
Сюжет романа М.Н. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году» организован путешествием главного героя. Однако Юрий Милославский, по общему признанию критиков романтической эпохи, был изображён автором весьма скупо.
С.Т. Аксаков писал по этому поводу следующее: «Как скоро он (Юрий Милославский) действует с кем-нибудь вместе, он уже играет второстепенное лицо; в нём нет ничего славного, сильного, увлекательного, самобытного».
Роман создаёт впечатление «несвободы» главного героя в его действиях. Поступки Юрия Милославского как бы «запрограммированы».
Между тем, в портрете героя автор выражает русский тип внешности: «остриженные в кружок тёмно-русые волосы <…> отвага и добродушие блистали в больших голубых глазах его».
Юрий Милославский – человек, стоящий перед выбором. Он пытается найти выход из душевного противоречия: служить польскому королевичу (мотив долга, присяги), или встать на защиту Отечества от польских захватчиков (мотив любви к Родине).
Авторская историческая концепция состоит в том, что выбора у героя нет, т.к. он следует закону родовой предопределённости своего жизненного пути.
Все поступки Юрия в романе мотивированы его «патриотической» позицией русского человека вообще в драматическую эпоху для страны. Он находится в состоянии духовной смуты, в поступках доминирует главный мотив: при любых обстоятельствах защищать святую Русь.
Идея родовой отцовской зависимости определяет мотивы поступков Юрия в романе, его стремление «сохранить землю русскую в прежней её славе и могуществе». Во всех романных ситуациях Юрий – представитель рода Милославских. Отец Юрия – Дмитрий Милославский – «закостенелый ненавистник поляков». «Русскость» отца как бы передаётся Юрию, поэтому чувство «патриотизма» у него носит наследственный характер.
«Умирающий родитель» (Дмитрий Милославский) «благословил» сына Юрия следующими словами: «Юрий! Держись веры православной; не своди дружбы с врагами нашего отечества и не забывай, что Милославские всегда стояли за правду и святую Русь!».
Многие персонажи романа (боярин Истома, юродивый Митя, отец Еремей), обращают внимание на внешнее сходство Юрия с отцом. «Как две капли – вылитый батюшка». Так в романе «срабатывает» идея двойничества, реализующая романтическую концепцию истории, основанную на принципе повторяемости исторических этапов и идее неизменности русского национального характера.
Михаил Николаевич Загоскин, актуализируя проблему национального характера в произведении, придаёт герою облик богатыря, т.е. облик этикетный, не портретный. Недаром в батальных сценах Юрий уподобляется древнерусскому богатырю, «обретая святость лика».
Отражение «теории официальной народности» в романе М.Н. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году»
В первые десятилетия XIX века, как раз в то время, когда Загоскин работал над своим романом «Юрий Милославский или Русские в 1612 году», в 1833 году, в качестве «условия единения и сплочённости русской нации в обстановке идейных разногласий» министром народного просвещения С.С. Уваровым было предложено следующее: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности». Триада «православие, самодержавие, народность» впоследствии стала выражением русской монархической доктрины и просто крылатым выражением. Личные взгляды Загоскина – человека, совпали с официальной государственной установкой того времени.
Формула официальной народности вполне отвечала художественной концепции истории в романе Загоскина.
Идея главенствующей роли в России православной церкви ставится в романе Загоскина на первый план. Например, благословение русских воинов патриархом и защита монахами Троице-Сергиевой Лавры приобретают в романе символическое звучание: «…почти вся земля русская была во власти неприятеля, и одна Троице-Сергиевская Лавра, осаждённая войсками второго самозванца под начальством гетмана Сапеги и пана Лисовского, упорно защищалась: малое число воинов, слуги монастырские и престарелые иноки отстояли святую обитель».
По мнению автора романа, само освобождение Руси в 1612 году от польско-литовской оккупации началось с деяний русской православной церкви.
Безусловно, в самом романе отсутствует какая-либо специфическая религиозная проблематика, однако сам Загоскин применяет христианский подход к человеку, и ко всем происходящим событиям. Загоскину, как никому другому, оказались близки слова С.С. Уварова: «…искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на неё как залог счастья общественного и семейного».
Лейтмотив всего романа выражен в часто повторяемой в его тексте фразе: «Умрём за веру православную и Святую Русь!» (в романе эту фразу произносят: Юрий Милославский, Кирша, Минин и ряд других персонажей), безусловно, это фраза отражает непосредственно точку зрения самого автора.
Вполне отсюда очевидно, что русская православная церковь приобретает в романе идеализированный образ. Её отдельные члены (патриарх, Авраамий Палицын, отец Еремей) приобретают роль судей, которым разрешено выносить приговоры тем или иным поступкам русского человека перед лицом врага.
Наряду с главными линиями (любовной и политической) Загоскин рассматривает так же вопрос о царском престоле.
И так, как мы выяснили, в основании исторической концепции Загоскина лежит так называемая «Русская идея». Она же, в свою очередь, предполагает изображение русской жизни в её полярностях: драматическая стихия в ней взаимодействует с комической.
Если рассматривать метафизическую плоскость романа, то в ней силы зла сосредоточены, главным образом, в польском лагере. Сюда же относятся изменники национальной идеи (некоторые переметнувшиеся бояре).
Внутри русского и польского лагерей выделяются персонажи доброго и злого начала.