Найти тему
Колея

Шилка. Сретенск. Самоволки. Часть 1

После небольшой встряски, вызванной гауптвахтой и внезапным моим освобождением, репутация нашей бригады в глазах местных служивых, значительно выросла. Начальник штаба части не вызывал уважения излишней строевой муштрой и педантичными проверками по поводу и без. Солдатское радио знает всё, и информация о конфликте начальника штаба с командиром строящегося сапёрного полка из-за нас, по отношению к нам, была самая благоприятная. То что никто из нашей бригады в пятницу после обеда не появлялся в казарме до воскресной вечерней поверки, стало само собой разумеющимся.

Самый благоприятный период года в Забайкалье - это период с начала июля до конца октября. В это время отсутствуют ветра. Ветер несущий мелкую песочную пыль, проникающую везде, ( и за майкой и на зубах) не может не раздражать самого спокойного человека. Мы находились в Сретенске именно в эти четыре месяца. Может и в какое то другое время там хорошо - не знаю, не бывал. Про другое время сужу только по аналогии.

Как обычно в пятницу с утра, Семён был плотно занят кухонными делами, кормить почти трое суток шесть крупных парней, в самом расцвете сил - не шуточное дело. (Умение и навыки Семёна описаны в предыдущих частях). Все отличались отменным аппетитом. А рыба то ли будет то ли нет, загадывать, дело пустое. Как ему удавалось не знаю, не расспрашивал. Два туго набитых рюкзака с кухонными припасами к 14-00 каждую пятницу были на плечах у Семёна и его помощника. Далее самая приятная эпопея - прогулки, о которых спустя уже много лет вспоминаю с ностальгией. Во время расположения дивизии в Сретенске, берег реки был закрыт, там располагался стрелково-пушечный полигон, заканчивающийся высокой пологой сопкой. Полигон был огорожен колючкой лишь местами, да и от кого отгораживать? Узкая тропинка вдоль берега петляла влево - вправо, вниз - вверх с небольшой удобной и приятной амплитудой. То тут то там приходилось обходить огромные каменные валуны и балансировать над невысоким обрывом. В сторону от реки манили усыпанные ягодами кусты смородины, малины, волчьей ягоды и кустики голубики. За четыре месяца походов на рыбалку ни разу не пришлось встретить местного жителя. Кому придёт в голову прогуливаться по полигону? Во время перехода процессия растягивалась, никто никого не подгонял, каждый проходил это расстояние в своё собственное удовольствие. Потихоньку подходили к биваку, где у каждого было своё особенное место для отдыха и ночлега, под звёздным покрывалом. Все знали, кто что делает - минимум разговоров и суеты. Бивак со всех сторон был огорожен крупными стволами деревьев и нависающими ветвями черёмухи. Даже со стороны реки рассмотреть полянку было невозможно. Хотя впоследствии стало понятно, что это излишняя предосторожность. Судоходная часть реки была у противоположного берега, более чем в ста метрах от нас и возле нашего берега даже лодки не появлялись.

Шилка томно и тихо несла свои воды в обрамлении живописных берегов, только изредка раздавался шум у огромных трёх - пяти - шести метровых обкатанных водой валунах, в некоторых местах выступающих из воды. Каждый из нас проводил на этих валунах (островах) не один час, каждый день. Купался, грелся на нагретых солнцем гладких темных поверхностях. Дремали, наслаждаясь тишиной и свежим живительным эфиром.
Тем более странным показался появившийся назойливый негромкий скрип, то и дело раздававшийся от реки в начале августа. Происхождение звука мы не могли ни понять ни объяснить. Связать звуки с часто попадающейся на крючки закидушек новых рыбок - уменьшенных копий акул - и в голову не приходило. Скоро мы все были травмированы этой рыбой, у которой в стороны торчали три шипа. Укол, у каждого был в середину ладони, поскольку по привычке пытались взять рыбу за спину сверху. Ничего подобного не водилось ни в реках Сибири, ни Урала, ни Краснодарского края, уроженцами, которых были члены бригады. Семён - выходец с Онона, одного из основных притоков Шилки, тоже не мог вспомнить ничего похожего. Позднее из разговоров в части с местными "аборигенами" мы немного разобрались, что это за зверь.

29 04 24