Найти тему

Страстная седмица. Великий Понедельник

29 апреля 2024 Мф.21:18–43
29 апреля 2024 Мф.21:18–43

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вступаем с вами в святые дни страстной седмицы – это последняя неделя земной жизни Спасителя перед распятием и воскресением. Каждый день этой недели посвящен особому событию, которое даёт пищу к размышлению каждому из нас о тайнах Царствия Небесного и духовной жизни.

В понедельник церковная традиция вспоминает проклятие Господом смоковницы. На первый взгляд это событие кажется несовместимым с земной жизнью и проповедью Христа, но как и многие другие события Евангелия, в этом повествовании есть не только буквальное, но и символическое значение. В ветхозаветной традиции церковного Предания под образом смоковницы понимается народ израильский. И для того, чтобы понять, что означает это событие, нужно обратиться к контексту последней недели жизни Спасителя. После воскрешения Лазаря Христос приходит в Иерусалим и направляется в храм, для того чтобы посмотреть, как устроен храм, что в нём происходит, какие священнослужители трудятся в нём. Придя туда, Он обнаружил ужасное запустение: священные сосуды выносились из храма во двор для язычников, чтобы выставить их на поклонение и собирать за это деньги – храм был превращен в музей. Голубей и скот для жертвоприношений продавали во много раз дороже, чем на рынке. Выйдя после осмотра храма, Господь проклинает смоковницу.

В Евангелии чудотворения, которые делал Христос, записаны двумя словами: Христос творил либо силы, либо знамения. Под силами понимались исцеления болящих и бесноватых, а знамения – это особые действия Божьи, которые указывали либо на божественность Иисуса Христа, либо на тайны Его промысла о человечестве. Сегодняшнее событие проклятия и иссушения смоковницы – это знамение, которое дал Господь. Ветви смоковницы были пышными и зелеными, и храм, в который приходит Иисус в Иерусалиме, был огромным, пышным, с золоченой утварью. Но всё это была только внешняя форма. Смоковница не давала плода, несмотря на пышные обманчивые листья. Также и храм за внешним благочестием и благолепием представлял собой вертеп разбойников. И Христос проклинает смоковницу, а вместе с ней народ израильский.

Можно сказать, что смоковница была ещё не готова плодоносить, потому что ещё было не время для сбора плодов с дерева. Точно так же можно сказать и о народе израильском. Каждый из нас, зная свои немощи, понимает, что мы никогда не готовы – всё время разные дела. Особенно покаяние откладывается на потом: на лучшие времена, на старость, когда позволит время. Но Господь многократно посылал израильскому народу пророков, творил знамения, попускал войны, гибель, болезни, пленение людей. И всё равно народ израильский оставался глух к Слову Божьему. И вот когда приходит Сын Божий, ничего не поменялось. Ветхозаветная церковь была не готова к встрече со Спасителем. Христос, проклиная дерево, прекращает существование Иерусалимского Храма и Ветхозаветной Церкви. Потому что дело, которое сотворил Господь, должно быть начато заново. Господь полагает в основании Новозаветной Церкви свою Кровь. Он уже знает, что идёт на смерть, это последняя неделя Его земной жизни и Он снимает с Церкви Ветхозаветной полномочия проводника между Богом и человеком для того, чтобы принять их и возложить на Новозаветную Церковь.

Это событие вспоминается в первый день Страстной Седмицы, когда пост остался позади, и у нас есть время подумать о тех подвигах и практиках, которые мы совершили в течение поста. Не является ли это пышной, но обманчивой листвой? Не обманываем ли мы самих себя? Что удалось стяжать каждому из нас постом? Видимость, любви и смирения, воздержание от пищи или любовь, к которой призывает нас Господь? Этот суд над смоковницей напоминает нам о суде для каждого из нас. Скоро будет Пасха и люди, которые не трудились постом, окажутся не готовыми встретить Христа так же, как Ветхозаветная Церковь была не готова к пришествию Спасителя. И Церковь бережно напоминает нам о том, что ещё есть время. Оставшаяся неделя до Пасхи также является символом оставшейся каждому из нас жизни. Потому что Пасха, как встреча со Христом, может быть и личной, когда каждый из нас преставится и предстанет перед Христом для того, чтобы услышать вердикт своей жизни.

Какие жертвы и плоды требует от нас Господь? В Евангелии Он говорит: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?». Вера – это то, чего от нас требует Господь: не внешней формы видимого благочестия и обрядовости, а живой веры. Мы знаем, что вера без дел мертва. Какие же дела ждёт от нас Господь? «То, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне». Господь даёт нам время не только для покаяния, потому что мало сидеть над разбитым сосудом и оплакивать его. Важно взять веник и убрать осколки, и приобрести новый сосуд. Господь даёт нам время для деятельного покаяния. Мало лишь осознания и раскаяния в своих грехах, нужен подвиг молитвы, воздержания и добрых дел по отношению к нашим близким. И чем больше мы с вами потрудимся, тем в большую радость мы сможем войти в день светлого Христового Воскресения.

Поэтому, дорогие братья и сестры, употребим оставшиеся дни Страстной Седмицы для того, чтобы стяжать истинное смирение, принести достойные плоды покаяния и воздать славу Господу нашему Иисусу Христу добрыми делами, любовью и верой. Аминь.