Изучение русского исторического романа 1-ой половины XIX века в отечественном литературоведении.
……..
Истоки и специфика жанра исторического романа.
Жанр исторического романа уходит своими корнями к началу XIX века. Как известно из курса истории, на рубеже XVIII – XIX веков на смену феодализму приходил буржуазный строй. Революционные события во Франции 1789 – 1794 гг., наполеоновские военные кампании начала XIX века и сопротивление, оказанное им европейскими государствами, имели влияние на все социальные слои общества, заставили людей размышлять над ходом истории и, в целом, пробудили у широких масс населения интерес к исторической проблематике.
Какова же специфика исторического романа и чем отличается труд писателя, работающего в жанре исторического романа от работы историка? Как говорил М. Горький, «Подлинную историю человека пишет не историк, а художник». Действительно, ещё В. Г. Белинский в своё время утверждал, что «Задача историка – сказать, что было: задача поэта – показать, как было <…> и потому, если наука оказывает поэзии услуги, сказывая ей о том, что было, то и поэзия, в свою очередь, расширяет пределы науки, показывая как было». Кроме того, в отличие от сухих данных исторических исследований, художественная литература несёт так же воспитательную функцию. Литературовед С.М. Петров писал: «Процесс художественного освоения прошлого есть вместе с тем и процесс идейного и эстетического воспитания человека. Изображение людей и событий минувших времён, захватывая чувства читателя, воспитывая его волю, воздействуя на его разум, формирует его отношение к историческому прошлому».
Так что же такое представляет собой жанр исторического романа? По словам С.М. Петрова, «находились критики, видевшие в историческом романе незаконнорожденный плод слияния искусства и науки, ложный род искусства». Впрочем, по словам того же Петрова, «эта скептическая оценка не помешала бурному развитию исторического романа и широкой его популярности». Первые же исследовательские работы, посвящённые жанру исторического романа, были написаны его же создателями: В. Скотт, А. С. Пушкин и рядом других авторов. В России же первая попытка классифицировать новый жанр принадлежит В.Г. Белинскому, который «различал два вида романа — роман о современности и роман исторический». По словам Ю.Сорокина «исторический жанр в прозе 30-х гг. XIX века охватывал романы и повести, черпавшие свои темы из сферы действительных событий прошлого, прежде всего и главным образом - отечественной истории, с обязательным выведением действительных исторических лиц. Одной из важнейших его забот стала забота о воссоздании исторического и местного колорита той или иной страны или эпохи. <...> Исторический роман есть роман о прошлом. <...> Исторический роман стремился одновременно удовлетворить историческому интересу и романтической занимательности. Обе эти линии шли по существу раздельно, объединяясь только внешне фабульной связью. Одним из обычных явлений был, следовательно, прямой перенос выработавшейся тогда известной схемы романтического повествования (часто в сочетании с элементами схемы авантюрного или "семейственного" романа) в рамки исторического жанра. Создавалось противоречие между историческим и романтическим», то есть между правдой и вымыслом».
Безусловно, основополагающими признаками исторического романа является наличие в нём описания какой-либо исторической эпохи, к настоящему времени уже завершившейся, событий, в эту эпоху происходящих, а так же лиц, принимающих активное участие в этих событиях. Об этом в своё время писал литературовед С.М. Петров: «в историческом романе всегда определяется дистанция между писателем и темой его времени, ощущается исторический подход к предмету со стороны художника, смотрящего на то, что он изображает, как исследователь, воссоздающий прошлое. Предметом исторического романа обычно является историческое прошлое, понимаемое как уже завершившаяся в своем развитии определенная эпоха». На тесное переплетение частной жизни с историческими событиями в историческом романе указывал, в частности, М.М. Бахтин: «Центральной и почти единственной темой чисто исторического сюжета на протяжении длительного времени оставалась тема войны. Эта собственно историческая тема (к ней примыкали мотивы завоеваний, политических преступлений - устранение претендентов, династических переворотов, падения царств, основания новых царств, судов, казней и т.п.) переплетается, не сливаясь, с сюжетами частной жизни исторических деятелей (с центральным мотивом любви). Основной задачей исторического романа нового времени было преодоление этой двойственности: старались найти исторический аспект для частной жизни, а историю старались показать "домашним образом" (Пушкин)».
Некоторые исследователи исторического романа на первое место ставили его идейную составляющую, видели в этом жанре инструмент для обнаружения противоречий описываемой эпохи. В качестве примера можно рассмотреть точку зрения литературоведа С.А. Орлова; «Исторический роман есть повествование, в сюжете которого имеет место обращение к прошлому народа (нации); это - образное воссоздание прошлого, при котором раскрываются существенные противоречия данной конкретной эпохи». При этом Орлов справедливо утверждал, что «Образ человека (героя), показанный в многообразии его связей с обществом, с конкретно-исторической средой, рисуется как образ участника исторического процесса». Рассуждая о взаимосвязи «исторической правдивости» и вымысла в историческом романе, Орлов настаивает на приоритете правды: «В историческом романе мы находим сочетание элементов исторической правдивости с элементами вымысла. Первоосновой могут служить исторические документы и материалы, причем художник вправе деформировать тот или иной материал. Вместе с тем, как бы ни были заметны отступления или даже анахронизмы, правда идей побеждает, имеет место приоритет правды над вымыслом. Самый вымысел строго обусловлен естественным ходом событий». Кроме того, продолжает исследователь, «в сюжете, композиции произведения наряду с политическим и эстетическим идеалом выявляется и историческая концепция автора, его взгляд на развитие исторического процесса». И, завершая свои рассуждения, Орлов заявляет, что: «в проблематике романа выступает идейно-политическая близость к задачам современности».
Вот ещё одно определение жанра исторического романа, данное литературоведом И.П. Щеблыкиным: «Для 30-х годов XIX века в качестве первичных признаков историзма, позволяющих относить то или иное произведение в прозе к разряду исторических, можно считать следующие моменты:
а) изображение событий прошлого как объекта исторической жизни, представляющих политический (шире - идеологический) интерес для современности;
б) наличие фактической достоверности в изображении событий и героев истории (в пределах, определяемых уровнем и возможностями исторической науки 30-х годов XIX века);
в) отношение к прошлому не как к баснословному, а реально свершившемуся процессу <...>;
г) освещение исторических событий и исторических деятелей в свете определенной политической концепции, свидетельствующей об осознанном отношении автора к прошлой эпохе как завершившейся в своем развитии». В данном определении, на наш взгляд, слишком силён идеологический фактор, характерный для той эпохи, в которую работал исследователь.
Углубляясь в изучение жанра исторического романа, некоторые учёные выделяют в этом жанре разные его виды, например литературовед Н.Д. Тамарченко вычленяет следующие разновидности интересующего нас жанра: «роман авантюрно-психологический (В. Скотт), авантюрно-философский («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго) и народно-эпический (Н.В. Гоголь)».
Действующие лица исторического романа могут являться как прототипами реально существовавших лиц, так и вымышленными автором персонажами, помещёнными в реально существовавшую историческую эпоху, как, например, часто происходит в ряде романов Вальтера Скотта. Так в его романе «Квентин Дорвард» два героя: стрелок из Шотландии Квентин Дорвард и король Франции Людовик X!, а так же две интриги – любовная и политическая. При этом персонаж Квентин Дорвард, а так же любовная интрига – вымышлены автором, в то время, как другая интрига – политическая, а так же второй герой - Людовик XI – вполне реальны. Впрочем и с реальными персонажами автор допускает некоторые вольности, например, в 1468 году, к которому приурочен роман, Людовик XI не был глубоким стариком, описанным в произведении. Годы жизни монарха 1423-1483 и, следовательно, в описываемую В. Скоттом историческую эпоху, король Людовик XI был ещё зрелым мужчиной.
Кстати, исторический роман вовсе не обязательно должен рассказывать об уже свершившейся эпохе. Часто встречаются случаи, когда автор начинает писать роман о современных ему событиях, и этот роман со временем становится историческим романом. Происходит это в связи с тем, что в романе описывается историческая эпоха, населённая реально существовавшими людьми, и эта эпоха постепенно уходит в прошлое, становясь историей и взгляд автора, соответственно, меняется, приобретая исторический характер. Примером может служить роман А. Толстого «Хождение по мукам», где первую часть романа автор пишет, основываясь на современных ему событиях, но «действительность становится историей на глазах у писателя» и уже следующие две части произведения, которые написаны значительно позже первой по времени, носят исторический характер.
Что должен делать писатель, чтобы написать исторический роман? Безусловно, писатель должен внимательнейшим образом изучить все доступные ему исторические памятники, скрупулёзно вникнуть в каждый документ той эпохи, где будет разворачиваться действие его романа. Ведь писателю необходимо достоверно передать быт своих персонажей, а так же их поведение и особенности речи. Например, с этой целью В. Скотт вводил во многие свои романы баллады и народные песни. По меткому замечанию В.Г. Белинского, «Когда мы читаем исторический роман Вальтера Скотта, то как бы делаемся сами современниками эпохи, гражданами стран, в которых совершается событие романа, и получаем о них, в форме живого созерцания, более верное понятие, нежели какое могла бы нам дать о них какая угодно история».
И так, к началу XIX столетия сложились благоприятные условия для появления нового жанра прозы - исторического романа. По словам литературоведа Д. Благого, «честь выпуска в свет первого исторического романа принадлежит Шатобриану, «Мученики» которого (пятитомный роман из эпохи Диоклетиана) появились в 1807 году».
Впрочем, родоначальником исторического романа, как жанра принято считать В. Скотта, который с увлечением писал об истории своей родной Шотландии, Англии, а так же об исторических событиях, происходящих в Европе в целом. «Романами Скотта, - пишет литературовед Н. Михальская во вступительной статье к русскому изданию романа В. Скотта «Айвенго», - зачитывались его современники, их высоко оценили писатели и критики XIX столетия. О Вальтере Скотте с восхищением отзывался Байрон. Пушкин сравнивал Скотта с Шекспиром. Бальзак считал его своим учителем. Белинский писал об авторе «Айвенго» как о Колумбе в сфере искусства, как о великом гении и гордости XIX века». Далее Михальская задаёт вопрос: «Какие же художественные открытия совершил Вальтер Скотт и в чем состоит значение его творчества?». На который тут же предлагает нам свой ответ: «Ответ на эти вопросы мы находим в статьях В. Г. Белинского. Русский критик одним из первых отметил, что именно Вальтер Скотт дал «историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству», сумел «гениально угадать тайну современной жизни», увидев ее в переходном характере эпохи».
«Большим или меньшим влиянием Вальтер-Скотта», - справедливо замечает Д. Благой, - «окрашены решительно все исторические романы, появившиеся в европейских литературах за первую половину XIX в., не исключая и таких значительных произведений, как «Сен-Марс», А. де-Виньи, <…>; «Хроника царствования Карла IX» (1829 г.) Мериме и даже романы В. Гюго («Ган Исландец», «Маска смеха» и «Собор Парижской богоматери», 1831 г.)».
Произведения В. Скотта стали тем фундаментом, на котором стал развиваться историзм в мировой литературе, в том числе реалистический роман. Литературовед Н. Михальская справедливо заметила: «Уже никто из писателей последующих поколений не мог не учитывать опыта Скотта, изображавшего прошлое в его соотношении с настоящим». Ведь, продолжает Н. Михальская, «обращаясь к старине, Скотт ставил вопросы, связанные с современностью, показывал столкновение социальных сил, поднимал проблемы общественной справедливости и нравственности». Вальтер Скотт, по мнению Михальской, «более глубоко, чем кто-либо до него, раскрыл роль социальных конфликтов в истории человечества». Каждый читатель В. Скотта не может не согласиться, что «шотландский бард» очень захватывающе и ярко описал движения и характеры народной жизни. «Он раскрыл зависимость судьбы человека от развития истории». Нельзя не согласиться с Н. Масальской, что всё вышеназванное «позволяет нам говорить о том, что Скотт создал исторический роман, до него не существовавший».
Исторический роман, как жанр, достиг пика своей популярности в эпоху романтизма и продолжал быть востребованным в дальнейшем, вплоть до наших дней. «К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор Гюго, Фенимор Купер, Алессандро Мандзони, Генрих Клейст, Александр Дюма-отец, в русской литературе — Александр Пушкин, Михаил Загоскин, Иван Лажечников, в советской — Юрий Тынянов, Алексей Николаевич Толстой, Сергей Сергеев-Ценский, Василий Ян, Валентин Пикуль и ряд других авторов».