Мумификация — один из важнейших этапов подготовки к загробной жизни. Ни в коем случае не относитесь к ней легкомысленно, потому что именно от того, как вас мумифицируют, во многом зависит, попадёте ли вы в поля Иалу (то есть, место постоянного блаженства) или нет.
Увы, но мумифицироваться самостоятельно вам не удастся, поэтому рекомендуется заранее найти для этой цели самых лучших специалистов. В Древнем Египте таких было множество, можно было подобрать на любой вкус и кошелёк. Но традиционно экспертом по мумификации считался бог Анубис, человек-шакал, один из самых популярных (до сих пор!) персонажей египетской мифологии, который занимался вопросами погребения с далёкой древности. История его очень интересна.
Началось всё, как бы странно это ни звучало, с шакала. Не с бога, а с самого обыкновенного животного. Давно, ещё до возникновения государства, люди хоронили своих покойников просто: уносили их подальше в пустыню и немного присыпали землёй. И вскоре они (живые, а не покойники) заметили, что на этих стихийных "кладбищах" часто можно встретить шакалов. Наверняка люди понимали, что для этих падальщиков такие места всего лишь пиршественная зала, но намного привлекательнее казалась идея о том, что шакалы как-то связаны с царством мёртвых. И эти животные стали у людей стойко ассоциироваться со смертью и вскоре превратились в божеств подземного мира. Сначала просто животные.
Но время шло, люди стали всё больше отделять себя от животных, и боги начали постепенно принимать человеческий облик. Конечно, они ещё не теряли звериных черт, но тем не менее. Первым место шакала на посту подземного бога занял некий Хентиаменти - "первый из страны запада", о котором сейчас известно мало. Но за ним вскоре пришёл наш герой Анубис, и вот он-то на этом посту утвердился крепко. Он сверг всех богов загробного мира и стал его повелителем. Анубис - ещё не совсем человек, но уже и не шакал. Голова у него шакалья, а туловище человеческое.
Прошли годы, столетия. Мифология расцветала пышным цветом, появился миф об Осирисе, в котором он умирал и попадал в загробное царство. Поэтому диковатому Анубису пришлось подвинуться и пропустить на место главного бога мира мёртвых более цивильного Осириса. Осирис, хоть и мумия, но уже человеческая. Правда, и Анубис, хоть и перешёл на вторые роли, никуда не делся. И действительно, разве можно было расстаться с таким колоритным персонажем? С тех пор он неизменно сопровождает своего патрона. Рядом с Осирисом на изображениях вы обязательно увидите Анубиса.
Кроме того, у Анубиса теперь два очень важных поста: главный специалист по мумифицированию и "взвешиватель" сердца умершего на весах богини судьбы Маат. Теоретически считается, что сердце взвешивает Осирис. Но, не царское это дело, поэтому он предоставляет эту работу Анубису.
Чем же занимался Анубис? Первым делом, получив в своё распоряжение свежий труп, он удалял из черепа самый бесполезный орган - мозг. Вероятно, древние египтяне считали, что мозг - это что-то вроде соломы в ящике с хрупкими предметами, служит в качестве уплотнителя, чтоб череп не развалился. Поэтому при мумифицировании его без тени сожаления выбрасывали, а череп заполняли разными вкусно пахнущими травами. Ох, сколько я знаю людей, у которых можно проделать эту операцию задолго до того, как возникнет необходимость в мумификации. И тоже без малейшего ущерба для них!
Дальше Анубис извлекал органы полезные: лёгкие, желудок, печень и кишечник. Их, в отличие от мозга, выбрасывать было нельзя! Их аккуратно складывали в канопы - специально предназначенные для каждого органа сосуды. За эти жизненно важные предметы отвечали внуки Осириса (а может быть, по одной из версий, и племянники Анубиса), сыновья бога Гора. Их было четверо, как раз по числу "полезных" органов: Амсет был полностью человеком (в дедушку Осириса), он сторожил сосуд с печенью; Кебексенуф, унаследовавший от отца голову сокола, заведовал кишечником; Дуамутеф, похожий шакальей головой на дядю Анубиса, отвечал за желудок; Хапи с головой бабуина (не знаю, в кого - в соседа) защищал лёгкие. Чтоб не перепутать, где что лежит, крышки сосудов делали в форме голов этой четвёрки.
Был и ещё один "полезный" орган, даже, точнее сказать, самый полезный - сердце. Вот без сердца в загробном мире не обойтись никак. Во-первых, в нём содержатся ум и эмоции (да-да, думали египтяне не мозгом, а сердцем). Во-вторых, сердце необходимо было предъявить на суде Осириса, чтоб взвесить его на весах Маат и определить, хорошим ты был человеком при жизни или нет. На одну чашу весов клали сердце, на другую - пёрышко. Если сердце перевешивало, значит оно было обременено грехами, и тогда его с аппетитом сжирала (сжирал, сжирало?) Амат - милое животное с головой крокодила, телом льва спереди и бегемота сзади (три самых страшных животных Египта) - и прощай загробная жизнь!
Сердце надо было вынуть, промыть, забальзамировать, а потом аккуратно вложить обратно - чтоб покойный не потерял его по дороге к Осирису.
Дальше бог смерти нафаршировывал тело специальными травами и оставлял мариноваться на семьдесят дней. Потом почти готовую мумию упаковывали в тонкие льняные ткани. Особо меня умилили предназначенные для этого обряда белые льняные сандалии - вот откуда взялись белые тапочки! И всё - оставалось погрузить тело в саркофаг, а лучше - как матрёшку, в несколько, и поставить этот саркофаг вертикально, чтоб покойный чувствовал себя привычно. "Земля прощай! В добрый путь!"
Конечно, проснувшись, умерший мог растеряться и забыть, что ему надо делать. Для профилактики посмертного склероза на внутренней стороне саркофага помещали "руководство по путешествию в загробном мире", которое теперь нам известно как "Тексты саркофагов". Прочитает покойный, с чего ему надо начинать, и успокоится - отправится в своё долгое путешествие. Такие же рекомендации, более полно, с картинками рисовались и на стенах гробниц, чтоб умерший уж точно не заблудился. Сейчас мы эти тексты называем "Текстами пирамид". А в более поздние времена все эти важные сведения были собраны в знаменитую книгу (вернее, конечно, папирус), известную нам как "Книга мёртвых". Тут уж покойникам стало совсем удобно - свиток с "Книгой" заворачивали прямо в бинты мумии, даже искать долго не надо - взял и пошёл по царству мёртвых, смотря в "путеводитель".
А уж дальше всё будет зависеть от самого новопреставленного: правильно ли он поведёт себя в загробном мире, не попадёт ли на зуб чудовищам, произнесёт ли все нужные заклинания, не собьётся ли с пути - это уже забота не бальзамировщика. Анубис сделал своё дело - Анубис может уходить.