Найти тему
Вера Ард

«Сегун» 2024: средневековая Япония и современные тренды

Я отношусь к тому поколению, кто еще застал показы по телевизору сериала “Сегун” 1980 г. - первой экранизации знаменитого романа Джеймса Клавелла об английском моряке XVII века, волею судьбы занесенном в Японию и оказавшемся втянутым в борьбу за власть между местными кланами. Конечно, интересно было посмотреть, что при современном уровне развития сериальной индустрии (и современных бюджетах) смогут показать в новой экранизации. Если честно, из старой я уже очень мало чего помнила (поэтому сейчас полистала и первый сериал для сравнения), так что к просмотру нового приступила практически с чистого листа. Практически) Поскольку Ричарда Чемберлена в главной роли в первом фильме я все-таки помнила и поэтому никак не могла принять выбор актера на главную роль в новом сериале (на мой взгляд, ужасный мискаст).

Но начнем с хорошего. Пилотная серия действительно заслуживает высоких баллов. Я помню, что при выходе первых серий рейтинг у сериала на Кинопоиске был порядка 9.1 балла - выше, чем у Игры престолов, но сейчас восторгов поубавилось и оценки тех, кто досмотрел сериал до конца потихоньку снижают рейтинг (на момент написания статьи он уже 8.2). Действительно первая серия впечатляет и красивыми натурными съемками, и дорогими костюмами, и аутентичными декорациями, и очень четким заявлением основных персонажей и их будущих конфликтов, опять же и с динамикой там все в порядке (при учете того, что вся история в целом довольно медленная). И глаз радуют мелочи, которые, собственно, и придают атмосферности сериалу. Например, я постоянно замечала, что женщины, как и положено, двигаются маленькими семенящими шажками) Но если в одних моментах проработано было очень здорово, то к другим глаз цеплялся. Главный герой в путешествии едва не умер от голода и болезней, но при этом, когда ему предлагают помыться, мы видим его откормленную мускулистую фигуру))) С чего? С сухарей и отсутствия пресной воды?) И весь фильм главный герой представляет собой не умного внимательного человека, пытающегося разобраться в том, что происходит вокруг (как это было в старой экранизации), а этакого рубаху-парня, не сильно далекого, зато открытого и надежного. Честно, из нового сериала, вообще, непонятно, за что его ценили и почему вокруг него такой сыр-бор. Персонаж (в трактовке этого сценария и этого актера) большую часть времени просто раздражал. Но это хотя бы какая-то эмоция) Потому что после пары-тройки серий восхищения визуальным рядом и погружающей в атмосферу игрой японских актеров (не всех) фильм стал казаться даже не то, чтобы скучным (понятно, что там не так много экшена), а просто не цепляющим ни эмоционально, ни в плане каких-то интересных мыслей. Да, казалось бы, интересное путешествие в мир Японии XVII века с ее кланами, самураями, смертельными интригами, прячущимися за дворцовым этикетом, но это лишь внешний мир. А внутренний? И вот тут начинка-то все та же, что и в большинстве современных сериалов. 

История предлагает повосхищаться не придворной карьерой английского моряка, ни интригами главы японского клана Торонаги (прославленный японский актер Хироюки Санада), а судьбой одной из его приближенных - Марико (ставшей переводчицей англичанина и его возлюбленной). Опять перед нами картины абьюза, опять сильная женщина, умная и бесстрашная, которой все восхищаются, которая не только мужа-самурая заставит умолять ее о любви, но и сама поборется с группой обученных воинов на глазах у придворных едва ли не в рукопашную. Так себе представляют сценаристы японскую аристократку)) Кроме Марико у нас ещё гениальная гейша, которая дает советы главе клана, любовница умершего властителя, которая каким-то образом сыграет решающую роль в исходе войны (специально пересмотрела эти эпизоды из старого сериала - ее в финале и в помине нет). Если сериал исторический, откуда такие повороты? Может, показать нормальные женские образы, соответствующие эпохе? В старом в сериале Марико выглядит куда более аутентичной, сила характера там внутренняя (но, видимо, в современном кино внутренней силы уже недостаточно). Из женских образов понравилась героиня, которую после семейной трагедии назначают наложницей англичанина - понятный женский образ того времени, вызывающий и сочувствие, и симпатию (и с завершенной сюжетной аркой).

Из мужских персонажей - да, японские актеры играют хорошо, неплохой португальский священник, но не скажу, что кто-то заставил меня сопереживать, кроме героя Ябусиге - приближенного Торонаги, пытающегося служить двум господам - яркая роль (хотя в последней серии сценаристы этот образ тоже куда-то не в ту сторону унесли).

Предпоследняя серия подкидывает интересных моментов, после довольно провисшей середины, но последняя опять кажется слишком уж затянутой (ну и страдания по женской доле на половину финальной серии - это, правда, перебор). Хотя ряд линий завершен красиво. Но я посмотрела финал старого сериала - на мой взгляд, там сделано лучше.

По итогу, 10 серий “Сегуна”: вроде бы и хорошо, что снимают дорогостоящее исторические кино, и история реальная и интересная, но попытки подстроиться под современные тренды очень уж портят общее впечатление. Лично мне история не откликнулась на уровне эмоций, эпизоды, которые я пересмотрела в старом сериале 1980 года, как-то ближе. В новом же фильме - снова дорого, красиво, но поверхностно, как, впрочем, и во многих других “амбициозных” проектах современных стримингов, базирующихся (или паразитирующих) на известных первоисточниках.

А вы смотрели новую или старую экранизации “Сегуна”? Какая понравилась?