В России:
Франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (предоставляет франшизу) и франчайзи (получает франшизу)
В международной практике:
Франчайзинг (франшиза) — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (паушальный взнос) право на определенный вид предпринимательства, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Бизнес-модель может включать в себя: товарный знак, схему закупок и поставок, единый стандарт продаж и сервиса, использование единого ПО и др. Передача и внедрение бизнес-модели сопровождается консультационными действиями со стороны франчайзера, обеспечением необходимого комплекса обучения и наставничества в ходе работы.
Мария Михайлова, CEO и сооснователь компании RC GROUP:
«В 2023 году мы неоднократно поднимали вопрос о понятии «франшиза» в России, было это на круглых столах Ассоциации и в Общественной Палате, и в Госдуме. Он весьма спорный.
Все дело в том, что именно ЮРИДИЧЕСКОГО понятия «франшиза» или «франчайзинг» в России — до сих пор нет! В странах, откуда к нам пришла эта форма бизнеса, как раз такое понятие имеется. Там это юридический термин, описанное четко понятие, и стороны заключают между собой договор именно франчайзинга, в котором учтены все нюансы их будущего взаимодействия.
В России нет такого понятия, и договора франчайзинга тоже не существует. Считается, что самым близким по сути к нему является договор коммерческой концессии. Это договор, который регулирует передачу прав на средства индивидуализации и интеллектуальную собственность (чаще всего — на бренд, товарный знак, торговую марку). Именно поэтому данный договор и регистрируется в Роспатенте.
Почему договор коммерческой концессии — не равно договору франчайзинга и не может рассматриваться как полноценная замена ему? Все очень просто. Бизнес по модели франчайзинга — это не только использование чужого бренда. Это целая схема бизнеса, которая передается от франчайзера к франчайзи. Например, это может быть единая схема поставок товара, заказ комплектующих у единого для всех франчайзи поставщика, обязательство пользоваться единым программным обеспечением, и многое другое.
Поэтому, в России для полноценного оформления сделки, франчайзеру и франчайзи нужно заключать не только договор коммерческой концессии, но и массу других договоров — договор поставки, соглашение о схематике бизнеса, лицензионное соглашение (количество и состав договоров разный в зависимости от направления бизнеса).
Какой вывод из этого? Если нет в России ЮРИДИЧЕСКОГО понятия франчайзинга, то слово «франшиза» является ПОНЯТИЙНЫМ, а значит, к этому термину не может быть никаких жестких требований, кроме как — описывать схему бизнеса, максимально близкую по своей сути к изначальному, «родному» юридическому термину, используемому в других странах официально».
Франшиза RC GROUP
Схема работы дистрибьюторов в RC GROUP обладает огромным количеством таких признаков, ничуть не меньшим порой, чем у юрлиц из других сфер, работающих, скажем, в сфере horeca, или ритейл, и заключающих договор коммерческой концессии.
В частности:
— Единый продукт и единые условия его распространения для дистрибьюторов;
— Четко описанная схематика и система работы;
— Лицензионный договор — а именно его элементы играют важную роль в договорах франчайзинга в мировой практике;
— Франчайзи имеют право на масштабирование, построение «бизнеса в бизнесе», что также является признаком франчайзинга;
— И многие другие элементы.
Франшиза RC GROUP максимально соответствует по наполнению и свойствам наиболее качественным мировым франшизам (с учетом IT-тематики).