Найти тему

«Меж псом и волком» (реж. Мурат Дюзгюноглу)

«Кто плавает в море себялюбия — тот утонет. Кто будет милостив — того помилуют».

Иззет-аби (Али Сечкинер Алыджи) говорит своему другу Орхану (Мюджахит Кочак), что он уходит на пенсию, получил премию и собирается на неё купить дом в деревне. Он уже позабыл дорогу туда, но хочет вернуться на всю жизнь. Орхан не может понять, зачем уезжать из Стамбула. В деревне есть дом, своя земля — но ведь это «ничто». У него и самого ничего нет.

Девушки и друзья «надоели до тошноты», с работы уволили за лень, отец ничего не добился в жизни, а мать лучше бы его не рожала. Одно неосторожное слово... и мёртвое тело Иззет-аби утром обнаружит полиция.

Орхан потерян, не понимает, что делать дальше, но так он жил и до убийства. Герой говорит, что люди не знают, зачем живут в этом мире: знали бы — были бы счастливы. Поэтому Орхан стремится всё попробовать и понять. Пистолет, из которого он с другом стреляет по мишеням, Орхан рассматривает, как будто видит в первый раз, пробует поместить в рот, точь-в-точь как это делают самоубийцы. Он нюхает сидр, улитку в парке и даже своё отражение в зеркале. Он пробует самоубийство, но не ставит его своей целью — в барабане только один патрон. Орхан словно задаёт жизни вопросы, чтобы понять, в чём её смысл.

Прогуливаясь со своей девушкой Аслы (Эйлюл Согукчай) по зоопарку, Орхан спрашивает, как же вышло, что волки стали собаками? Кто тогда он? Мужчина примеряет шкуру волка, скалится и рычит на себя в зеркало. Теперь он волк, хищник? Едва ли. Задумав очередное убийство, не человека, петуха, Орхан не выносит этого и заболевает. Он не выдерживает непрерывного обдумывания своего места в жизни, своего поступка.

В полусне-полубреду Орхан видит лошадей, как Раскольников в «Преступлении и наказании» Фёдора Достоевского. Само видение снято в поэтической манере снов Андрея Тарковского. Режиссёр в своих интервью признавался, что любит творчество нашего соотечественника, и даже снял фильм «Почему я не могу быть Тарковским?» («Neden Tarkovski Olamiyorum...»).

-2

Орхан не может разобраться, какие именно чувства он испытывает оттого, что убил человека. Это так же, как убить животное? Или эта смерть не важна, потому что у Иззет-аби ничего не было, ни жены и детей, ни привязанности к родным местам, ни смысла жизни. Для Орхана же смысл жизни состоит в поисках смысла жизни. Для этого он продолжает пробовать всё возможное, даже близкие отношения с женщиной. Ходит по лезвию ножа — так можно сказать. И, если бы уже не было фильма «Бегущий по лезвию», картина «Меж псом и волком» могла бы так называться.

Однако в своих поисках герой упустил что-то самое главное, самое ценное в человеке. И от этого потерял себя. Он «конченый» человек. В «Преступлении и наказании», много лет пробыв на каторге, Раскольников понимает, что ему дана жизнь, дан шанс, даже после того, как он «не старушонку убил, а себя убил». Совсем не так у Мурата Дюзгюноглу. Режиссёр берёт фабулу из романа Достоевского, задаёт те же вопросы, но отвечает на них с помощью других средств. Режиссёр говорит, что у него не было цели противопоставить персонажей друг другу, они скорее есть отражение его черт. Они как зеркало, в которое герой скалится и рычит, но ведь, стоя перед ним же, можно и улыбаться.

Текст опубликован на сайте: https://kinotv.ru/read/retsenzii/mezh-psom-i-volkom-smysl-zhizni-v-poiskakh-smysla-zhizni/