В жизни каждого человека бывают моменты, когда он реагирует на ситуации не как взрослый, а как ребёнок. Это может проявляться в неумении справляться с эмоциями, избегании ответственности или желании, чтобы другие решали за него его проблемы. Например, взрослый человек, воспринимающий мир из позиции ребёнка, может обидеться на конструктивную критику и вместо того, чтобы использовать её для личного роста, предпочтёт уйти в себя или обвинить других.
В трансактном анализе позиция ребенка – это один из паттернов поведения, который характеризуется инфантильностью, безответственностью, зависимостью от других и неумением самостоятельно решать проблемы.
Люди, застрявшие в позиции ребенка, могут проявлять себя по-разному, но есть ряд общих признаков. Ниже приведены примеры реакций и ситуаций, которые происходят из позиции ребенка. Стоит все же помнить, что мы все периодически реагируем инфантильно, и если это происходит редко, причин для беспокойствия нет! Но осведомлен – значит, вооружен – при той или иной реакции хорошо знать, что вот сейчас во мне заговорил ребёнок.
Итак, вот ряд признаков детской позиции:
Чувство беспомощности и неспособности самостоятельно справиться с трудностями.
- "Я не знаю, что делать."
- "Мне нужна помощь."
- "Я не могу это сделать."
- "Без тебя я никуда."
- "Почему ты не сделаешь это за меня?"
Перенос ответственности.
- "Это не моя вина!"
- "Он меня заставил."
- "Я не виноват, что так получилось."
- "Это все из-за тебя."
- "Если бы не ты, я бы..."
Ожидание заботы и помощи от других.
- "Сделай за меня, пожалуйста."
- "Дай мне денег."
- "Пожалей меня."
- "Мне все должны."
- "Мир мне должен."
Неспособность откладывать удовольствие.
- "Хочу всё и сразу!"
- "Не могу ждать."
- "Мне это нужно сейчас."
- "Сначала дай мне, а потом я подумаю."
- "Главное - получить желаемое, а потом хоть потоп."
Эмоциональные реакции.
- "Я обижаюсь!"
- "Злюсь!"
- "Мне грустно."
- "Я расстроен(а)."
- "Мне все не нравится."
Неумение планировать и ставить цели.
- "Живу одним днем."
- "Не знаю, чего хочу."
- "Не хочу думать о будущем."
- "Плыву по течению."
- "Как будет, так будет."
Страх перед ответственностью и самостоятельностью.
- "Не хочу ничего решать."
- "Пусть другие делают."
- "Я не справлюсь."
- "Мне страшно взять ответственность."
- "Лучше ничего не делать, чем ошибиться."
Важно отметить, что не все люди, которые иногда ведут себя из позиции ребенка, имеют психологические проблемы, а в некоторых ситуациях позиция ребенка может быть даже в каком-то роде полезной адаптивной стратегией. Однако, если позиция ребенка мешает человеку жить полноценной жизнью, время задуматься об изменении ситуации. И это того стоит! Ведь ребёнок не умеет создавать гармоничную семью, увеличивать доход, успешно вести бизнес, быть полностью независимым уверенным в себе человеком, и как результат жить полной и счастливой жизнью.
Давайте более подробно рассмотрим, как взрослый человек может выйти из позиции ребенка и начать воспринимать мир с позиции зрелости.
Понимание себя: Взрослый человек осознает свои сильные стороны, слабости и ценности. Это помогает ему принимать решения, соответствующие его личным целям и убеждениям. Например, если он понимает, что его сильная сторона — это творческий подход к решению проблем, он может выбрать профессию, связанную с искусством или инновациями.
Принятие себя: Важно принять себя с плюсами и минусами. Никто не совершенен, и это нормально. Самопринятие помогает избегать излишней самокритики и стремления быть идеальным. Взрослый человек осознает, что ошибки — это возможность учиться и расти.
Уверенность: Взрослый человек развивает уверенность в себе. Это помогает ему принимать решения, даже если они не всегда идеальны. Уверенность в своих способностях способствует взрослому мышлению и позволяет справляться с жизненными вызовами.
Обучение и опыт: Взрослый стремится к постоянному обучению и развитию. Это может быть профессиональное образование, чтение книг, изучение новых навыков или путешествия. Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно расти.
Адаптация к изменениям: Взрослый должен уметь адаптироваться к переменам в жизни. Это включает в себя готовность менять свои взгляды, привычки и планы, чтобы достичь своих целей. Адаптация помогает справляться с неожиданными ситуациями.
Ответственность: Взрослый человек сам берет на себя ответственность за свои решения и действия. Это включает в себя финансовую ответственность, заботу о здоровье и отношениях. Ответственность — это признак зрелости.
Рациональное мышление: Взрослый должен развивать способность анализировать ситуации, взвешивать аргументы и принимать обдуманные решения. Это поможет ему видеть мир не через призму эмоций, а через логику. Рациональное мышление помогает избегать необдуманных поступков и ошибок.
Эмоциональный интеллект: Взрослый должен уметь управлять своими эмоциями, а не быть ими управляемым. Эмоциональный интеллект включает в себя умение выражать эмоции конструктивно и эффективно решать конфликты. Об этом мы поговорим более подробно в следующем посте.
Рефлексия: Взрослый должен уметь анализировать свои действия и мысли. Регулярная рефлексия помогает понять, что работает в его жизни, а что — нет. Это позволяет вносить коррективы и развиваться.
Цели и миссия: Важно иметь ясные цели и понимать свою жизненную миссию. Взрослый должен задаваться вопросами: “Чего я хочу достичь?” и “Какую ценность я приношу миру?”. Это помогает ориентироваться на будущее и принимать решения, соответствующие его целям.
Эмпатия: Взрослый должен уметь слушать и понимать других людей. Эмпатия помогает строить качественные отношения и решать конфликты.
Коммуникация: Важно уметь выражать свои мысли и чувства ясно и уважительно. Эффективная коммуникация помогает взрослому человеку добиваться своих целей и поддерживать гармоничные отношения. Взрослый человек уважает мнения других людей и допускает вероятность того, что его точка зрения может быть ошибочной. Он не навязывает её другим.
Управление стрессом: Взрослый человек постоянно развивает свои навыки управления стрессом. Это включает в себя релаксацию, медитацию, физическую активность и умение находить позитивные моменты в жизни.
Принятие решений: Взрослый должен уметь анализировать альтернативы и принимать обдуманные решения. Это помогает избегать импульсивных поступков и ошибок. Любое решение, принятое на эмоции – это решение ребенка.
Личный рост: Взрослый должен стремиться к личному росту. Это может быть изучение новых областей, развитие навыков или путешествия. Личный рост помогает расширять горизонты и видеть мир с новой перспективы.
Постоянное обучение: Важно не останавливаться на достигнутом. Взрослый должен постоянно учиться и развиваться.
Давайте подведем итоги. На пути из ребёнка во взрослого человеку необходимо пройти прежде всего через процесс глубокого самопознания.
В этом непременно поможет психолог, психотерапевт или трансформационная игра! Моя игра «33 встречи» включает в себя все необходимые для глубокого самопознания вопросы. Вы можете приобрести мобильную версию игры и пройти её самостоятельно в удобное для вас время в комфортной обстановке, в одиночку или с поддержкой близкого человека!
Взрослое мышление — это процесс, который требует времени, саморефлексии и усилий. Однако он позволяет нам видеть мир более широко, принимать осознанные решения и строить счастливую и успешную жизнь. В конечном итоге, это путь к более осознанной и сбалансированной жизни, где человек способен принимать решения, основанные на зрелом взгляде на мир и своё место в нём.
Надеюсь, эти рекомендации помогут нам или нашим близким на пути к зрелости и саморазвитию!
Если вам откликаются темы канала, делитесь ссылкой в ваших социальных сетях – давайте вместе развиваться и познавать себя!