Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

"Мраморный" художник Лоуренс Альма-Тадема

Сэр Лоуренс Альма-Тадема (родился 8 января 1836 года, Дронрейп, Нидерланды — умер 25 июня 1912 года, Висбаден, Германия) был британским академическим художником голландского происхождения, рисовавшим сцены из повседневной жизни древнего мира, чьи работы были чрезвычайно популярны в свое время.

Автопортрет, 1896
Автопортрет, 1896

Лоуренс Альма-Тадема: Любимая привычка, 1909 год. Действие происходит в стабийских банях в Помпеях. На переднем плане одна женщина игриво обливает другую, купающуюся во "фригидарии", холодной ванне. Остальные собираются в комнате для раздевания. Художник создал эту работу на основе фотографий руин бань, обнаруженных археологами в 1824 году. Он сделал их более роскошными, добавив мраморный пол и стены, которые обычно использовались в больших императорских банях. Альма-Тадема добился огромного успеха в Британии благодаря тщательно проработанным сценам повседневной жизни древнего Рима, подобным этой.
Лоуренс Альма-Тадема: Любимая привычка, 1909 год. Действие происходит в стабийских банях в Помпеях. На переднем плане одна женщина игриво обливает другую, купающуюся во "фригидарии", холодной ванне. Остальные собираются в комнате для раздевания. Художник создал эту работу на основе фотографий руин бань, обнаруженных археологами в 1824 году. Он сделал их более роскошными, добавив мраморный пол и стены, которые обычно использовались в больших императорских банях. Альма-Тадема добился огромного успеха в Британии благодаря тщательно проработанным сценам повседневной жизни древнего Рима, подобным этой.

Лоуренс Альма-Тадема: Весна.                Босоногие молодые женщины и дети, украшенные цветочными коронами и играющие на музыкальных инструментах, возглавляют процессию по городу, построенному из мрамора. Яркие цветные вкрапления, такие как алые маки и желтые нарциссы, притягивают взгляд к полотну, позволяя исследовать яркие детали древнеримского праздника, тщательно переосмысленного художником Лоуренсом Альма-Тадемой. Зрители, свешивающиеся с крыш, приветствуют и машут руками, в то время как более сдержанные фигуры приветствуют процессию из королевской ложи под центральной аркой. На золотом штандарте перед ними, поднятом на голубых шестах и украшенном пурпурными гирляндами, есть надпись на латыни, посвященная Приапу, богу природы, садов и плодородия.
Лоуренс Альма-Тадема: Весна. Босоногие молодые женщины и дети, украшенные цветочными коронами и играющие на музыкальных инструментах, возглавляют процессию по городу, построенному из мрамора. Яркие цветные вкрапления, такие как алые маки и желтые нарциссы, притягивают взгляд к полотну, позволяя исследовать яркие детали древнеримского праздника, тщательно переосмысленного художником Лоуренсом Альма-Тадемой. Зрители, свешивающиеся с крыш, приветствуют и машут руками, в то время как более сдержанные фигуры приветствуют процессию из королевской ложи под центральной аркой. На золотом штандарте перед ними, поднятом на голубых шестах и украшенном пурпурными гирляндами, есть надпись на латыни, посвященная Приапу, богу природы, садов и плодородия.

Лоуренс Альма-Тадема: 34 градуса в тени
Лоуренс Альма-Тадема: 34 градуса в тени

Альма-Тадема, сын голландского нотариуса, изучал искусство в Антверпенской академии (1852-58) под руководством бельгийского художника-историка Генри Лейса, помогая ему в 1859 году с фресками для городской ратуши в Антверпене. Во время визита в Италию в 1863 году Альма-Тадема заинтересовался греческой и римской античностью, а также египетской археологией, и впоследствии он создавал изображения почти исключительно из этих источников. Переехав в Англию, он стал натурализованным британским подданным в 1873 году и был избран членом Королевской академии в 1879 году. В 1899 году он был посвящен в рыцари.

 Лоуренс Альма-Тадема:  Поцелуй, 1891
Лоуренс Альма-Тадема: Поцелуй, 1891

Лоуренс Альма-Тадема: Встреча Антония и Клеопатры: 41 год до н.э., 1885.                   Картина изображает один из самых знаковых моментов римско-египетской истории, и художник обратился за вдохновением к Шекспиру. В период с 1850 по 1900-е "Антоний и Клеопатра" Барда регулярно ставилась в лондонских театрах, и египетская царица прочно закрепилась в сознании публики, особенно благодаря её опьяняющей красоте, силе и трагической романтике.                        После убийства Цезаря Антоний вошёл в триумвират, правивший Римской империей, и вызвал Клеопатру (которая была любовницей Цезаря) в Тарс в Киликии, чтобы она доказала свою преданность.  По прибытии царицы Антоний был соблазнен ею и вернулся с ней в Александрию, чтобы предаться скандальным удовольствиям. Когда возникшие гражданские беспорядки в империи больше нельзя было игнорировать, Антоний возвращается домой, женится на Октавии, овдовевшей сестре Цезаря, оставляя позади разъяренную Клеопатру. Однако, как рассказывает римский офицер Энобарбус и описывает Альма-Тадема, неизгладимое впечатление от его первой встречи с царицей в конечном счете докажет, что она покорила сердце Антония. В этой работе Альма-Тадема описывает воспоминание влюбленных о первой встрече. Опьяняющий "аромат" ладьи Клеопатры передается густым ароматом ладана, исходящим из курильниц, изготовленных по образцу тех, что изображены на египетских храмовых рельефах.  Пьянящий аромат дополняют гирлянды из роз, популярные в древнеримском Египте, которые использовались в качестве украшения. На барже поблескивают "чеканные золотые" надписи египетскими иероглифами, которые гласят "правительница", а в картуше написано имя "Клеопатра". Балдахин состоит из мерцающих занавесей, расшитых мотивами паутины. Крыша украшена традиционными египетскими черными бордюрами с лепниной в виде тора и карнизом-каветто, которые поддерживаются колоннами, увенчанными головой бога Беса (покровителя детей и плодородия). Борт баржи, виднеющийся рядом с королевой, украшен изображением мумифицированного сокола Сокара (олицетворяющего бога возрождения и омоложения).  Нубийская служанка внимательно смотрит на Клеопатру, и на ней изображена повязка из цветов лотоса, серьга в виде вымпела и ожерелье-амулет. В руке она сжимает бронзовый систр, увенчанный головой Хатхор (египетской богини любви и радости).  На переднем плане у одной из служанок золотой браслет, позаимствованный из коллекции Лувра, а их замысловатые парики - копии тех, что были найдены в гробницах римского периода. Томная поза Клеопатры в полный рост уникальна для данной работы и наводит одновременно на мысль о непринужденной скуке и холодной уверенности в себе, в то время как Антоний подплывает на ялике.  Легионеры высоко поднимают весла, Антоний выглядывает из-за открытого занавеса, открыв рот от благоговения, в то время как Клеопатра не сводит со зрителя своих кошачьих глаз.
Лоуренс Альма-Тадема: Встреча Антония и Клеопатры: 41 год до н.э., 1885. Картина изображает один из самых знаковых моментов римско-египетской истории, и художник обратился за вдохновением к Шекспиру. В период с 1850 по 1900-е "Антоний и Клеопатра" Барда регулярно ставилась в лондонских театрах, и египетская царица прочно закрепилась в сознании публики, особенно благодаря её опьяняющей красоте, силе и трагической романтике. После убийства Цезаря Антоний вошёл в триумвират, правивший Римской империей, и вызвал Клеопатру (которая была любовницей Цезаря) в Тарс в Киликии, чтобы она доказала свою преданность.  По прибытии царицы Антоний был соблазнен ею и вернулся с ней в Александрию, чтобы предаться скандальным удовольствиям. Когда возникшие гражданские беспорядки в империи больше нельзя было игнорировать, Антоний возвращается домой, женится на Октавии, овдовевшей сестре Цезаря, оставляя позади разъяренную Клеопатру. Однако, как рассказывает римский офицер Энобарбус и описывает Альма-Тадема, неизгладимое впечатление от его первой встречи с царицей в конечном счете докажет, что она покорила сердце Антония. В этой работе Альма-Тадема описывает воспоминание влюбленных о первой встрече. Опьяняющий "аромат" ладьи Клеопатры передается густым ароматом ладана, исходящим из курильниц, изготовленных по образцу тех, что изображены на египетских храмовых рельефах.  Пьянящий аромат дополняют гирлянды из роз, популярные в древнеримском Египте, которые использовались в качестве украшения. На барже поблескивают "чеканные золотые" надписи египетскими иероглифами, которые гласят "правительница", а в картуше написано имя "Клеопатра". Балдахин состоит из мерцающих занавесей, расшитых мотивами паутины. Крыша украшена традиционными египетскими черными бордюрами с лепниной в виде тора и карнизом-каветто, которые поддерживаются колоннами, увенчанными головой бога Беса (покровителя детей и плодородия). Борт баржи, виднеющийся рядом с королевой, украшен изображением мумифицированного сокола Сокара (олицетворяющего бога возрождения и омоложения).  Нубийская служанка внимательно смотрит на Клеопатру, и на ней изображена повязка из цветов лотоса, серьга в виде вымпела и ожерелье-амулет. В руке она сжимает бронзовый систр, увенчанный головой Хатхор (египетской богини любви и радости).  На переднем плане у одной из служанок золотой браслет, позаимствованный из коллекции Лувра, а их замысловатые парики - копии тех, что были найдены в гробницах римского периода. Томная поза Клеопатры в полный рост уникальна для данной работы и наводит одновременно на мысль о непринужденной скуке и холодной уверенности в себе, в то время как Антоний подплывает на ялике.  Легионеры высоко поднимают весла, Антоний выглядывает из-за открытого занавеса, открыв рот от благоговения, в то время как Клеопатра не сводит со зрителя своих кошачьих глаз.

Альма-Тадема преуспел в точном воссоздании античной архитектуры и костюмов, а также в точном воспроизведении текстур мрамора, бронзы и шелка. Его мастерское исполнение декораций создает фон для сюжетных сцен, происходящих в древнем мире. Жена Альма-Тадемы, Лаура Эппс, тоже была художницей.

Лоуренс Альма-Тадема: Подготовка к празднествам, 1866
Лоуренс Альма-Тадема: Подготовка к празднествам, 1866

Лоуренс Альма-Тадема Водопадная нимфа, 1874холст, масло, 35,6 x 22,8 см
Лоуренс Альма-Тадема Водопадная нимфа, 1874холст, масло, 35,6 x 22,8 см

Лоуренс Альма-Тадема: Я люблю тебя, люби меня, 1881
Лоуренс Альма-Тадема: Я люблю тебя, люби меня, 1881

Лоуренс Альма-Тадема 
В розарии, 1890
Лоуренс Альма-Тадема В розарии, 1890

Лоуренс Альма-Тадема прославился своими изображениями античного мира, будь то исторические события или общие сцены, разыгрываемые на фоне Средиземноморья или в роскошных мраморных интерьерах.

Лоуренс Альма-Тадема: Место для наблюдения, 1895
Лоуренс Альма-Тадема: Место для наблюдения, 1895

Лоуренс Альма-Тадема "Розы Гелиогабала", 1888, частная коллекция. Викисклад (общественное достояние).                            Похоть, обжорство и лень. Три из семи смертных грехов изображены на картине Лоуренса Альма-Тадемы "Розы Гелиогабала". В картине изображена печально известная сцена вечеринки, устроенной императором Гелиогабалом. В "Истории Августы" записано, что Гелиогабал однажды вечером пригласил гостей в свой дворец, чтобы они приняли участие в его вечеринке с выпивкой и оргией.
После нескольких часов распития крепкого вина и обмена сексуальными партнерами его гости были безнадежно пьяны и устали. Они вяло слонялись по комнате. Пока они так восхитительно сияли от выпитого и веселых развлечений, потолок над ними открылся, и с него начали падать лепестки цветов. Поначалу нежный шелест лепестков придавал вечеринке сказочную прелесть. Он наполнил атмосферу легким цветочным ароматом. Это обостряло чувства и добавляло удовольствия моменту. Падало все больше лепестков, и больше, и больше. Лепестки превратились в каскад цветов. Падало все больше цветов, и еще больше обрушивалось на сонных гостей. На беспомощных гостей обрушился водопад лепестков. Их осыпали, засыпали и укрывали одеялами. Лужи превратились в озера, которые превратились в океаны лепестков. Холмы превратились в горы лепестков, и гости утонули в бесконечно растущем море цветов. Они дышали, задыхались и хватали ртом воздух. Лепестки проникали в их легкие, и они умирали, покрытые цветочным великолепием. Живительный запах смерти был замаскирован запахом цветов.  Цветочный аромат исходил от гор цветов, собранных руками человека. Императора Гелиогабала позабавила цветочная бойня, и он продолжал пить вино. Смерть была настоящим развлечением сегодняшнего вечера.
Лоуренс Альма-Тадема "Розы Гелиогабала", 1888, частная коллекция. Викисклад (общественное достояние). Похоть, обжорство и лень. Три из семи смертных грехов изображены на картине Лоуренса Альма-Тадемы "Розы Гелиогабала". В картине изображена печально известная сцена вечеринки, устроенной императором Гелиогабалом. В "Истории Августы" записано, что Гелиогабал однажды вечером пригласил гостей в свой дворец, чтобы они приняли участие в его вечеринке с выпивкой и оргией. После нескольких часов распития крепкого вина и обмена сексуальными партнерами его гости были безнадежно пьяны и устали. Они вяло слонялись по комнате. Пока они так восхитительно сияли от выпитого и веселых развлечений, потолок над ними открылся, и с него начали падать лепестки цветов. Поначалу нежный шелест лепестков придавал вечеринке сказочную прелесть. Он наполнил атмосферу легким цветочным ароматом. Это обостряло чувства и добавляло удовольствия моменту. Падало все больше лепестков, и больше, и больше. Лепестки превратились в каскад цветов. Падало все больше цветов, и еще больше обрушивалось на сонных гостей. На беспомощных гостей обрушился водопад лепестков. Их осыпали, засыпали и укрывали одеялами. Лужи превратились в озера, которые превратились в океаны лепестков. Холмы превратились в горы лепестков, и гости утонули в бесконечно растущем море цветов. Они дышали, задыхались и хватали ртом воздух. Лепестки проникали в их легкие, и они умирали, покрытые цветочным великолепием. Живительный запах смерти был замаскирован запахом цветов.  Цветочный аромат исходил от гор цветов, собранных руками человека. Императора Гелиогабала позабавила цветочная бойня, и он продолжал пить вино. Смерть была настоящим развлечением сегодняшнего вечера.

Лоуренс Альма-Тадема "Розы Гелиогабала", 1888, частная коллекция. Викисклад (общественное достояние). Деталь.
Лоуренс Альма-Тадема "Розы Гелиогабала", 1888, частная коллекция. Викисклад (общественное достояние). Деталь.

Лоуренс Альма-Тадема: Любимица судьбы, 1895
Лоуренс Альма-Тадема: Любимица судьбы, 1895

Его прозвали "мраморным художником" за его способность изображать материалы (особенно мрамор, конечно) со сверхъестественным реализмом текстуры и тактильности. Он также проводил обширные исследования для каждой работы, чтобы она выглядела как можно более реалистичной, попутно собирая впечатляющую справочную коллекцию книг, гравюр, фотографий, археологических артефактов и копий.

Лоуренс Альма-Тадема Оковы любви, украшенные драгоценными камнями (Обручальное кольцо), 1894
Лоуренс Альма-Тадема Оковы любви, украшенные драгоценными камнями (Обручальное кольцо), 1894

Лоуренс Альма-Тадема: Наблюдая и ожидая, 1897
Лоуренс Альма-Тадема: Наблюдая и ожидая, 1897

Лоуренс Альма-Тадема: Приставание, 1878
Лоуренс Альма-Тадема: Приставание, 1878

Действительно, реалистичное представление и воплощение античности в сверхдетализированных и точных изображениях является величайшим наследием творчества Альма-Тадемы. Он постоянно совершенствовал точность изображения мраморных поверхностей и стал всемирно известен благодаря своей технике.

Лоуренс Альма-Тадема: Полная надежд, 1909
Лоуренс Альма-Тадема: Полная надежд, 1909

Лоуренс Альма-Тадема: Модель скульптора, 1877
Лоуренс Альма-Тадема: Модель скульптора, 1877

Хотя он стал знаменитым и финансово успешным еще при жизни, после смерти Альма-Тадема приобрел дурную славу, его картины считались образцами викторианской безвкусицы: академичными, описательными и безжизненными.

Лоуренс Альма-Тадема: Предложение
Лоуренс Альма-Тадема: Предложение

Лоуренс Альма-Тадема: Сравнение, 1892
Лоуренс Альма-Тадема: Сравнение, 1892

Лоуренс Альма-Тадема: Не спрашивай меня больше ни о чем, 1906
Лоуренс Альма-Тадема: Не спрашивай меня больше ни о чем, 1906

С 1960-х годов его творчество подверглось определенной переоценке, но, несмотря на это, старое восприятие все еще сохраняется. В истории искусства было почти модно высмеивать отсутствие у Альма-Тадемы "живописных" достижений. Его композиции, безусловно, считаются соблазнительными картинами, но скорее в смысле приятных открыток с изображением экзотического, исчезнувшего мира, населенного женщинами в прозрачных одеждах, чем ценятся как искусство, как работа кисти настоящего мастера.

Лоуренс Альма-Тадема: Весна в садах виллы Боргезе, 1877
Лоуренс Альма-Тадема: Весна в садах виллы Боргезе, 1877

Лоуренс Альма-Тадема: Нежелательные откровения, 1902
Лоуренс Альма-Тадема: Нежелательные откровения, 1902

Лоуренс Альма-Тадема: Олеандр, 1882 
Лоуренс Альма-Тадема: Олеандр, 1882 

Лоуренс Альма-Тадема: Измученные менады после танца
Лоуренс Альма-Тадема: Измученные менады после танца

Одной из захватывающих работ в живописном смысле является самая последняя из показанных, незаконченная "Измученные менады после танца" (Амстердам, музей Ван Гога). Альма-Тадема задумал композицию в виде трех обнаженных женщин, которые упали в обморок после танцев, упившись до изнеможения, и изобразил их смелыми мазками, показав себя художником-спец-натурщиком, на которого стоит обратить внимание тем, кто ценит эту технику. Художник придирчиво прорабатывает каждую деталь и поверхность картины до такой степени, что она становится жесткой и перегруженной работой. Разделяете ли вы эту оценку или нет, остается, конечно, делом вкуса.

Лоуренс Альма-Тадема: Портрет британского баритона, дирижера и пианиста сэра Джорджа Хеншеля, 1879
Лоуренс Альма-Тадема: Портрет британского баритона, дирижера и пианиста сэра Джорджа Хеншеля, 1879

Лоуренс Альма-Тадема: Это наш уголок, 1873
Лоуренс Альма-Тадема: Это наш уголок, 1873

Он также был выдающимся и искусным портретистом. Среди его наиболее заметных достижений - картина "Это наш уголок" 1873 года, в которой он трогательно вспоминает своих дочерей в детстве, автопортрет в галерее Уффици и портрет Джорджа Хеншеля 1879 года.

Лоуренс Альма-Тадема: Серебряные любимцы, 1903
Лоуренс Альма-Тадема: Серебряные любимцы, 1903

Лоуренс Альма-Тадема:  В тепидарии, 1881
Лоуренс Альма-Тадема: В тепидарии, 1881

Лоуренс Альма-Тадема: Нахождение Моисея,  1904
Лоуренс Альма-Тадема: Нахождение Моисея, 1904

На самом деле Альма-Тадема был человеком своего времени и весьма успешным предпринимателем - он давал покупателям картин то, что они хотели на них видеть.

Лоуренс Альма-Тадема: Лопатки и губки, 1879
Лоуренс Альма-Тадема: Лопатки и губки, 1879

Альма-Тадема оставил после себя большое количество прекрасных декоративных картин.