Сэр Лоуренс Альма-Тадема (родился 8 января 1836 года, Дронрейп, Нидерланды — умер 25 июня 1912 года, Висбаден, Германия) был британским академическим художником голландского происхождения, рисовавшим сцены из повседневной жизни древнего мира, чьи работы были чрезвычайно популярны в свое время.
Альма-Тадема, сын голландского нотариуса, изучал искусство в Антверпенской академии (1852-58) под руководством бельгийского художника-историка Генри Лейса, помогая ему в 1859 году с фресками для городской ратуши в Антверпене. Во время визита в Италию в 1863 году Альма-Тадема заинтересовался греческой и римской античностью, а также египетской археологией, и впоследствии он создавал изображения почти исключительно из этих источников. Переехав в Англию, он стал натурализованным британским подданным в 1873 году и был избран членом Королевской академии в 1879 году. В 1899 году он был посвящен в рыцари.
Альма-Тадема преуспел в точном воссоздании античной архитектуры и костюмов, а также в точном воспроизведении текстур мрамора, бронзы и шелка. Его мастерское исполнение декораций создает фон для сюжетных сцен, происходящих в древнем мире. Жена Альма-Тадемы, Лаура Эппс, тоже была художницей.
Лоуренс Альма-Тадема прославился своими изображениями античного мира, будь то исторические события или общие сцены, разыгрываемые на фоне Средиземноморья или в роскошных мраморных интерьерах.
Его прозвали "мраморным художником" за его способность изображать материалы (особенно мрамор, конечно) со сверхъестественным реализмом текстуры и тактильности. Он также проводил обширные исследования для каждой работы, чтобы она выглядела как можно более реалистичной, попутно собирая впечатляющую справочную коллекцию книг, гравюр, фотографий, археологических артефактов и копий.
Действительно, реалистичное представление и воплощение античности в сверхдетализированных и точных изображениях является величайшим наследием творчества Альма-Тадемы. Он постоянно совершенствовал точность изображения мраморных поверхностей и стал всемирно известен благодаря своей технике.
Хотя он стал знаменитым и финансово успешным еще при жизни, после смерти Альма-Тадема приобрел дурную славу, его картины считались образцами викторианской безвкусицы: академичными, описательными и безжизненными.
С 1960-х годов его творчество подверглось определенной переоценке, но, несмотря на это, старое восприятие все еще сохраняется. В истории искусства было почти модно высмеивать отсутствие у Альма-Тадемы "живописных" достижений. Его композиции, безусловно, считаются соблазнительными картинами, но скорее в смысле приятных открыток с изображением экзотического, исчезнувшего мира, населенного женщинами в прозрачных одеждах, чем ценятся как искусство, как работа кисти настоящего мастера.
Одной из захватывающих работ в живописном смысле является самая последняя из показанных, незаконченная "Измученные менады после танца" (Амстердам, музей Ван Гога). Альма-Тадема задумал композицию в виде трех обнаженных женщин, которые упали в обморок после танцев, упившись до изнеможения, и изобразил их смелыми мазками, показав себя художником-спец-натурщиком, на которого стоит обратить внимание тем, кто ценит эту технику. Художник придирчиво прорабатывает каждую деталь и поверхность картины до такой степени, что она становится жесткой и перегруженной работой. Разделяете ли вы эту оценку или нет, остается, конечно, делом вкуса.
Он также был выдающимся и искусным портретистом. Среди его наиболее заметных достижений - картина "Это наш уголок" 1873 года, в которой он трогательно вспоминает своих дочерей в детстве, автопортрет в галерее Уффици и портрет Джорджа Хеншеля 1879 года.
На самом деле Альма-Тадема был человеком своего времени и весьма успешным предпринимателем - он давал покупателям картин то, что они хотели на них видеть.
Альма-Тадема оставил после себя большое количество прекрасных декоративных картин.