В русском языке существует множество слов, значения и сфера употребления которых со временем изменились. Некоторые исчезли вместе с объектами, которые называли. «Маёвку» же можно назвать историзмом в третьем поколении. «Ямал-Медиа» раскрывает загадки этого слова.
Напомним, историзмы — слова, которые перестали использовать из-за утраты называемых ими объектов или явлений. Но иногда они возвращаются в активный лексикон. Так, например, произошло с «гимназией», «биржей» и «губернатором». Слово «маёвка» в наши дни пока что мало востребована, но всё еще может измениться. И уже не в первый раз.
Первая травка: маёвка — загородный пикник
Изначально «маёвкой» называли обычную весеннюю прогулку за городом, часто — первый пикник на свежем воздухе в честь Пасхи, на Святой неделе, на Красную горку. И, хотя слово «маёвка» и образовано от слова «май», привязки к месяцу не было. О ней говорили как о прогулке в любой погожий день — хоть в апреле. Главное, чтобы к тому времени растаял снег, прогрелась земля, проклюнулась первая трава.
Народное гулянье в Сокольниках на 1 мая. Гравюра XIX в. Источник: wikipedia.org
Маёвка объединяла всех горожан, независимо от происхождения: рабочие, чиновники, мещане, интеллигенция, военные и даже аристократы. Так, Александр Куприн упоминал о маёвке в «Гранатовом браслете» именно в контексте развлекательной прогулки за городом: «И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или пикник. Я и ее и его знал лично, но при этом происшествии не был».
«Красная Пасха»: нелегальные маёвки
С началом активизации социал-демократического движения в России, термин «маёвка» приобрел совершенно новое значение. Теперь это, как утверждают словари, стало «нелегальным загородным собранием революционно настроенных рабочих». Впервые такую сходку провели 17 апреля (5 мая) 1891 года в Петербурге, в районе Путиловской верфи (ныне «Северная верфь»).
Инициатором и организатором первой маёвки был инженер-технолог, он же один из вожаков первых социал-демократов Михаил Бруснев. Это был в своем роде «русский ответ» на решение Парижского конгресса II Интернационала о провозглашении 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира в память о трагических событиях массовых выступлений в мае 1886 года в Чикаго. Но в царской России проведение массовых рабочих демонстраций было практически невозможно из-за жесткой реакции властей, поэтому был выбран формат маёвки, на которую собиралось обычно до сотни человек.
Движение быстро распространилось по всей стране. Конспирации ради собрания проводились обычно не 1 мая, а в ближайшие к этой дате дни, чтобы избежать привлечения внимания жандармов. Самым частым предлогом для сходок стала Пасха. Кто бы стал противиться тому, чтобы рабочие и интеллигенция отмечали большой церковный праздник на свежем воздухе?
Вместе с перерождением термина «маёвка» появилось и выражение «красная Пасха»: на «пасхальные пикники», которые часто перерастали в спонтанные митинги, люди приносили с собой куличи и крашенки, чтобы скрыть истинные цели встреч от посторонних глаз. Естественно, полиция также следила за происходящим, и, хотя не всегда моментально разгоняла собрания, фиксировала присутствующих для последующего контроля.
Е. А. Тихменев «Маёвка. Оренбург, 1907 год. В роще за горой Маяк». Источник: vk.com/orenarhiv
От маёвки до демонстрации
С 1897 года маевки приобрели чисто политическую направленность: неформальные митинги превратились в организованные акции и демонстрации. В 1901 году на демонстрации в Петербурге впервые прозвучал лозунг «Долой самодержавие!» А в 1906 году Максим Горький описал первомайскую демонстрацию в романе «Мать». Сюжет, напомним, основан на революционных событиях 1902 года в Сормово и судьбе их активного участника Петра Заломова (в романе — Павел Власов).
После первой русской революции 1905-1907 годов и особенно после жестоких Ленских событий 1912 года, сотни тысяч людей стали выходить на майские демонстрации по всей стране. А первое официальное празднование Первомая провели в 1917 году, после Февральской революции.
1 мая — международный праздник труда. Плакат 1923 года. Источник: wikimedia.org
«Вся власть Советам!» — именно 1 мая 1917 года прозвучал самый известный лозунг большевиков периода подготовки к Октябрьской революции (из «Апрельских тезисов» Ленина). Так началась совсем другая история.
«Уделано в СССР»: карнавальные маёвки студентов
Однако история слова «маёвка» не закончилась. О нем помнили не только художники, писатели и авторы учебников по истории КПСС. Более того, маёвки внезапно возродились в эпоху «хрущевской оттепели» в формате общественно-политической активности студентов в восточных областях СССР (Томск, Иркутск, Владивосток), особенно в новосибирском Академгородке. Историк из НГУ Алексей Борзенков в книге «Молодежь и политика» так описывал одну из таких маёвок следующим образом:
«... Весной 1960 года студенты Новосибирского государственного университета спонтанно, без опоры на общественные организации, провели импровизированную маёвку. Вечером накануне Первого мая они развели большой костер перед общежитием. До поздней ночи, собравшись у маёвочного костра, студенты и присоединившиеся к ним жители соседних домов пели популярные советские песни, танцевали, а наиболее смелые студенты пробовали себя в ораторском жанре».
Алексей Борзенковисторик
А в 1966 году «маёвка» впервые прошла как крупномасштабная политическая акция. Появились трибуна, плакаты с лозунгами вроде «Эй, студент, кончай прострацию — приходи на демонстрацию!», костер, на котором сжигали чучела милитаризма, расизма и фашизма. На первой маёвке даже был изготовлен символический гроб для американского империализма — его тоже собирались сжечь на костре. Изначально планировали на нем написать «Сделано в США», но в конечном итоге было выбрано еще более провокационное выражение: «Уделано в СССР».
Маевка 1966 года в НГУ. Фото: vk.com/nsu24
«Как потом подсчитали организаторы, участниками маёвки в тот вечер стало около тысячи человек. И студенты, и жители Академгородка долго не хотели расходиться, много пели. Видимо, тогда милиция еще не научилась разгонять народ в 23:00».
Алексей Борзенковисторик
Первый успех задал тон будущим маёвкам, которые проводили аж до начала 1990-х. Выступления исполнителей патриотических и революционных песен, а также театральных коллективов делали неформальные мероприятия еще более яркими и запоминающимися. Естественно, даже самые радикальные политические призывы молодежи не выходили за границы существующих советских догм, что неудивительно с учетом въедливого комсомольского надзора.
«Поскольку у нас в стране «все было отлично», а социализм согласно теории неизбежно должен был победить во всем мире, тогдашняя маевка имела только «внешнюю» направленность. Мы не обсуждали наши проблемы, но сжигали «чучело империализма», скандировали «Пиночета на костер!», выражали солидарность с народами стран, борющихся за независимость».
Андрей Морозовматематик
К концу перестройки движение на востоке России затухло, маёвки до сих пор проводят только в НГУ в формате рок-концертов в финале студенческого форума. Никакой политики, только музыкальный фестиваль, но с обязательным костром в финале вечера.
«Традиция — это тот источник, от которого к нам перетекает сила, если мы к ней подключаемся. Люди, которые ковали университет, понимали, что задача маевок — зажечь молодежь на великие свершения. С другой стороны — это мистерия с музыкой, драйвом, театром и реальным огнем. Наш университет расширился и шагнул на мировую научную арену, и потому должен иметь свою традицию. Маёвка — это самое то».
Алексей Ларичкинвокалист новосибирской инди-группы
Ранее мы рассказали о самых креативных способах покрасить яйца на Пасху.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».