Обычно коррекция простой неосложненной ПРОКРАСТИНАЦИИ занимает от 15 до 20 полуторачасовых занятий…
-------------------------------------------------------------------------------------------
Мы сами делаем своих детей прокрастинаторами. Как? Читайте ниже...
Меня часто спрашивают, кто это такие ЛЕНЬ и ПРОКРАСТИНАЦИЯ? В чем между ними разница? Откуда появляется ПОКРАСТИНАЦИЯ, и как от нее избавиться...
Первое, что стоит понять – Мозг человека работает абсолютно всегда, без перерывов и остановок. Практически с одинаковой нагрузкой днем и ночью. Он, в отличие от нас,, никогда не отдыхает. Также как сердце или легкие, работает непрерывно, даже когда вы спите, и даже когда ленитесь встать целый день с постели…
При этом рукам, ногам и остальному телу совершать какие-либо действие вовсе не обязательно). Классический пример из русской литературы – ОБЛОМОВ… Человек незаурядного ума и способностей, так и не «встал с постели», не утруждая себя никаким действием, избегал всего, что могло бы нарушить его пребывание в благостной лени. И ему при этом было вполне хорошо. А может у него была не лень, а ПРОКРАСТИНАЦИЯ?)
Лень, как и все в этом мире, похожа на молоток, - если им по гвоздю, тот хорошо, а если по пальцу, - очень плохо! От ситуации зависит. Бывает, например, человеку нечего кушать, а он не может заставить себя найти лишнюю работу… Или, если он великий ученый, - лежит целый день на берегу пруда, загорает, пальцем не шевелит, а его мозг в этот время продолжает работать сам по себе и к вечеру, сквозь сон, его вдруг осеняет открытие или изобретение… Хотя, по правде сказать, если он всю жизнь лежал бы на берегу и не грузил бы в свои извилины исходную информацию, - вряд ли туда пришло бы что-либо замечательное… Но, ведь и то, и другое - лень!
Истина как всегда где-то посередине. Есть нормальная, совершенно полезная лень, когда все тело томится бездельем и не охота это безделье прекращать, а есть лень патологическая в основе которой лежит обычно соматическая или невротическая причина, и человек, находясь в ней по уши, медленно тонет совсем...
С точки зрения биологии и физиологии лень это экономия сил и средств. Ленивые львы в саванне, ленивые собаки на солнышке, тюлени на боку на берегу… Но, жизнь никогда не бывает стабильно ровной, в ней иногда нужны форсажи. Вот вы едете по трассе двигатель урчит ровно и лениво. Но вот горка или необходимый обгон, - форсаж, - а потом снова лень…
ПРОКРАСТИНАЦИЯ очень похожее на лень патологическое состояние психики. Начинается она очень просто. В детстве. Посмотрите, как часто дети слышат от родителей слова «потом», «позже», «в следующий раз» и т.д. Но так часто за этими словами ничего не происходит… Это постоянное откладывание детских дел родителями имеет последствия для тех и других.
Для родителей: Неврозы на фоне накопившегося самообвинения, чувства стыда, вины, тревоги, переживаний об упущенных моментах причастности в своем материнстве или отцовстве.
Для детей: Обида, чувство неполноценности на фоне сопоставления себя и других, потеря доверия к взрослым, разочарование.
Родители, как правило, находят оправдание своим «завтра» и «потом» финансовыми затруднениями, занятостью, а также субъективными показателями эмоционального выгорания: усталостью, апатией, раздражением.
Родительская ПРОКРАСТИНАЦИЯ способствует формированию «дистанции», отчужденности в системе «родитель–ребенок», как итог получается замедление в развитии ребенка, снижение взаимопонимания, детская замкнутость.
ВОТ ПРИЗНАКИ СФОРМИРОВАННОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ
1) П. связана с конкретными временными промежутками, требующими активности человека в них и неактуальными в другие временные отрезки;
2) П. всегда осознанное откладывание своих действий, которое не зависит от внешних обстоятельств;
3) Сам ПРОКРАСТИНАТОР отлично понимает все негативные последствия откладывания или невыполнения деятельности;
4) ПРОКРАСТИНАТОР испытывает субъективный дискомфорт в результате откладывания действий, что выступает причиной возрастающей тревоги по мере приближения к необходимости действовать.
Прокрастинация человека во многом во многом предопределяется индивидуально-психологическими факторами, условиями, предикторами прокрастинации…
- Нарастание субъективного дискомфорта, тревоги
- Прокрастинация может стать чертой личности, которая проявляется как склонность к промедлениям, откладываниям на потом, особенно в ситуации давления со стороны.
- Определяется отрицательная связь прокрастинации с добросовестностью и положительная с нейротизмом как чертами личности. Если человек добросовестен, ему нравится то, что он делает, он обладает высоким интеллектом, склонен выбирать и организовывать адекватные условия своей деятельности, то он показывает устойчивость к прокрастинации и наоборот.
- Прокрастинация не любит не только добросовестных, но и экстравертов. Но любит поселяться в тех кто излишне эмоционален.
Беспокойство, тревога, повышенная эмоциональность заставляют избегать лишних переживаний, откладывая деятельность на потом. В то время, как постоянное усилие над собой позволяет реализовать планы в срок, нивелируя прокрастинацию. Откладывание на потом, - главный признак Прокрастинации.
Ребенок развивается интенсивно, активно, творчески познает окружающий мир. У ребенка нет устоявшихся паттернов мышления, он проявляет креативность, нестандартность в поведении, находится в постоянном поиске стимулов, актуализирующих потребность в новизне, но вынужден обращаться к взрослому, как к посреднику с просьбой помочь реализовать эту потребность.
У родителей, экономящих время и давно похоронивших свои творческие способности такая ситуация может вызывать дополнительное напряжение, приводящее к откладыванию взаимодействия с ребенком.
*** В основе проблемы прокрастинации всегда лежит низкая самооценка. Уровень самооценки определяет планирование, реализацию и оценку результата деятельности. Через адекватность оценивания себя, своих знаний и умений, наличной ситуации, через эмоции уверенности-сомнений самооценка участвует в организации и реализации всей деятельности, определяя уровень притязаний, мотивацию, целеполагание, оценку и принятие результата собственных действий.
Неадекватно заниженная самооценка, низкое оценивание своих возможностей, наоборот приводят к нарушению хода деятельности и в итоге – к ее сниженному результату, к его принятию как удовлетворяющего личность. В данном случае весь процесс деятельности имеет негативную окраску, а достигнутый результат формирует сниженное представление о себе как неспособном деятеле.
Таким образом, ОТКЛАДЫВАНИЕ или ПРОКРАСТИНАЦИЯ становится одной из ведущих причин откладывания действий на потом, это – своего рода психологическая защита.
*** Высокий уровень прокрастинации связан с высокой срочностью действий и низкой настойчивостью, высокой частотой навязчивых мыслей и фантазий. Родители могут мечтать о времяпрепровождении с детьми, анонсировать для них конкретные события совместных действий в будущем (например, «сходить погулять, поиграть в шахматы и т.д.", размышляют о том, какими хорошими родителями они скоро станут. Но, эти мечты часто так и остаются мечтами...
Человек прокрастинирует, чтобы отложить как можно дальше неприятные действия и связанные с ними переживания, в том числе разрушающие целостное представление о себе.
П. - один из частых невротических механизмов психологической защиты. Суть этого механизма в том, что прокрастинируя, человек избегает угрозы для спокойного функционирования своей личности. Ситуации повышенной ответственности «воскрешают» вытесненные детские переживания, которые создают ощущение травмы в настоящем и запускают механизм прокрастинации, как откладывание и тем самым избегание выполнения необходимых действий.
*** П. можно определить, как неэффективную поведенческую стратегию, которая в сложных и значимых для человека ситуациях помогает человеку эти моменты, когда вероятность не справиться с поставленной задачей высока.
***Формирование Прокрастинации у ребенка зависит от величины родительского контроля. При таком воспитании у многих людей развивается паттерн прокрастинации, который трудно сломать, и они идентифицируют себя с прокрастинаторами, настраивают себя на постоянное откладывание необходимых дел.
*** Прокрастинатор возникает в результате идентификации себя с авторитетным взрослым – родителем, который сам выступает как прокрастинатор, в том числе в отношении организации совместной деятельности с ребенком…
ВЫВОД: Прокрастинация появляется в результате принятия установок и особенностей поведения родителей.
ЛЕЧЕНИЕ
Соответственно лечение и коррекцию механизма прокрастинации я рассматриваю, как и лечение любого другого невроза.
- выделение перенесенной в детстве травмы, вызвавшей прокрастинационное поведение
- сознательное осмысление этой травмы
- вывод ее в «чистый» поведенческий невроз
- устранение невротического отношение к самому себе
- формирование новых способов решения сложных поведенческих- ситуаций, иными чем П. способами…
Обычно коррекция ПРОКРАСТИНАЦИИ занимает от 15 до 20 коррегирующих занятий…
Читайте psyterra. Получайте адекватную информацию по психологии, психотерапии, психиатрии. Задавайте вопросы. Можно здесь, а можно на почту - psyterra.consult@mail.ru