Aidar Mullanurov May 22, 2022
Каждый год президент страны отвечает на вопросы граждан и журналистов в прямом эфире. Глава самого большого государства в мире лично разрешает бытовые неурядицы рядовых граждан, кому посчастливилось попасть на прямую линию.
Я думал, что это придумка кремлёвских технологов, своего рода компенсация отсутствия выборов, местного самоуправления независимого суда и свободной прессы. Очевидно, что если бы эти институты действовали, то и челобитные царю не были бы нужны.
Оказывается, это не современная находка. Всё уже было. В Хивинском ханстве в 19 веке действовал судебно-правовой обычай «арз», в соответствии с которым Хан каждый день после дневного отдыха и до заката выделял время для приёма своих подданных, каждый из которых (включая и женщин) мог обратиться к хану с совершенно любым вопросом от семейной ссоры до тяжкого преступления. Прибегнуть к «арзу» мог даже и иностранец: англичанин Р. Шекспир рассказывает, как его спутник, пытавшийся выкупить рабыню, дошел до ханского суда, и хан принял решение в его пользу (по Почекаев Р.Ю. "Государство и право в Центральной Азии глазами российских и западных путешественников XVIII - начала XX в., с. 129).
Ровно тоже, что и у нас. Только ханы каждый день принимали и всех желающих без ограничений.
Вот как оцевидец описывал церемонию арз, на которую он попал во время посещения Хивы в 1863 г.: «Так как в этот час почти ежедневно бывает арс, т.е. открытая аудиенция, то в ханском жилище у главного входа и везде, где мы проходили, теснилась толпа просителей всякого звания, пола и возраста. Все они были одеты по-домашнему; многие женщины пришли даже с младенцами на руках. Здесь никто не записывался, а потому тот допускался прежде, кто умел лучше толкаться».
Даже в этом похоже на то, как журналисты пытаются привлечь внимание и задать свой вопрос вперёд коллег.
Выводы исследователя о ханской церемонии 19 века удивительно современны для России 21 века. Вот оцените сами.
...Проведение процедуры арздод носило важное одновременно практическое и символическое значение. Символический характер, выражался в самой ритуализации процедуры, демонстрирующей гражданам действенность верховной власти, ментальную и физическую способность хана вникать в дела и нужды своих подданных, а также выносить справедливые решения. В свою очередь, для подданных, проживающих в различных частях ханства, подобная процедура оставалась уникальной возможностью лицезреть своего правителя, донести лично свою жалобу и получить содействие в ее разборе... Очевидно, проведение этой процедуры создавало иллюзорное представление у подданных об их общей идентичности с верховной властью.
Как показывают документы хивинской канцелярии, мотивами подобных обращений жителей к верховной власти могли быть и банальное неудовлетворение индивидов ходом решения конфликта между властями на местах, вызванное недоверием к уровню компетентности или объективности последних, и аппеляции по уже вынесенным последними решениям, и стремление добиться максимально возможной публичности своего дела, и желание восстановить общественный авторитет... Оно (обращение к хану в порядке арз) выполняло, очевидно, не менее важные функции парового клапана, сбивая (конечно, только в определенной степени) возраставший градус социального напряжения на местах и, что опять же немаловажно, давало центральной власти возможность на регулярной основе быть осведомленной о состоянии дел и происшествиях на местах и, соответственно, своевременно реагировать на них по мере необходимости». У. Абдурасулов. В Хиву в поисках справедливости: церемония «арздод» в Хивинском ханстве. История Узбекистана. 2015. N2. С. 27-39.
В общем форму переняли у узбеков, а содержание воплощать не стали.