Почему именно они? Потому что терпение - это очень мощный и нужный товарищ педагога, без сопровождения которого не получится провести ни одно занятие с тяжелыми детьми с ментальными нарушениями.
Не будь у педагога такого товарища, он бы сам уже давно превратился в злое плачущее Нечто, которое ходит по городу и всё крушит. Без сна, отдыха и обоснований… долго, пока его не поймают и не утащат под белы рученьки специальные люди.
Ууу, наверное, немного сгустила краски, но суть-то не поменялась. И это подтвердят мои коллеги, работающие в социальном спецучреждении для детей с особенностями развития.
Теперь насчет труда
Когда "поклонники устаревших теорий" кричали о том, кого и из кого сделал труд, они, наверное, не брали в расчет ту категорию людей, с которыми работаем мы каждый день. Думаю, они бы тогда сильно удивились, узнав о том, что их любимая теория может "сбойнуть" и не раз. Нет, я никого не хочу обидеть, и, заметим, я еще ни одного плохого слова не сказала в адрес кого-либо.
А о труде я заговорила лишь потому, что обстоятельства заставили.
Итак…
Как всегда, без предупреждения, с "верхов" рухнуло к нам (педагогам "культмассового" отдела) указание: провести такого-то числа по стационарам с нашими особенными ребятками тематическое занятие, посвященное дню весны и труда! О как!
Нет, я не против. Праздник-то действительно хороший (хотя бы даже из-за того, что он дарит многим людям выходные, и они могут съездить хоть на шашлыки, хоть на картошку).
Но, блин, "такое-то" число, указанное в документе, было уже числом следующего дня! А к любому тематическому занятию, как известно, надо готовиться!
И старых конспектов у нас на эту тему - тоже нет (ведь ДО сего момента у нас ни в одном годовом плане такого праздника не значилось). И скачивать из инета - не наш вариант! Ведь там в основном лекционный материал и сложные викторины, которые ну никак не подходят нашим воспитанникам, большинство из которых не могут ни разговаривать, ни выполнять простые инструкции, ни, тем более, спокойно сидеть и слушать, а не носиться с визгами по классу, сбивая стулья и столы.
Выбор пал… на меня!
И еще на одну коллегу - замечательного педагога по ритмике. Точнее, мы с ней подумали, что лучше самим согласиться и этим обезопасить себя на ближайшее будущее… В чём суть?
Ну а в том, что, когда в следующие законные праздничные выходные начальство будет отзывать сотрудников на работу (ну не могут же детки все дни сидеть брошенными, без занятий и мероприятий!) не за двойную оплату, а за один отгул, дату которого еще надо согласовывать с десятью начальниками), нас с ней уже не тронут. Ибо мы - молодцы, и так выручили, теперь пусть кто-то другой выручает.
Надо сказать, что заведующая нашим отделением - человек справедливый и берет это в расчет.
В общем, согласились.
Но!
Как же это всё проводить, если по двум стационарам можно от силы набрать только 5 человек, более-менее "говорящих"?! И еще: опять же, в двух отделениях, в этой смене всего-то 4 человека старше 7 лет! И один из них - по развитию не догонит даже трехлетнего, а по поведению - переплюнет тридцатилетнего.
Да и тема такая, прямо издевательская. Как начальство сказало:
- Расскажите ребятам про труд, про работу, про "человека труда"!
(Ага! А много ли таких деток впоследствии станут "человеком труда"? Пхххх…)
В общем, велели нам по двум стационарам собрать 10 человек (для фотоотчета такого количества достаточно): тех, кто школьного возраста - ВСЕХ (даже если они школу в глаза не видели), ну и остальных, кто может хотя бы "да-нет" говорить, пусть и маленьких. А уж интересна ли им тема человека труда… так сделайте, чтобы интересно было! Зрелищно, как любит говорить наша ЗамЗама.
Распределили обязанности
Я взяла на себя написание примитивнейшего сценария (без сложного теоретического материала, ибо наши даже "избранные" слушатели этого не вынесут): ну там игрульки, кричалки, простейшие загадки-двустишия… Коллега- взяла на себя поиск музыки и подготовку инвентаря. В общем, кто что лучше умеет делать.
И, конечно, подошли к этому делу не наотмашь, а очень добросовестно. Хоть нам всем поперек горла все "неожиданные вбросы" от верховного начальства, однако отдел подводить - это было бы гадко.
В общем, хорошо подготовились… Эх, если бы только "избранная" аудитория это оценила!
А что за аудитория?
Ну, я уже, в принципе, сказала, кого именно выбрали. Но особо выделялись на этом фоне мальчик Рустик (12 лет) и девочка Лана (8 лет).
Рустик
Тот самый вышеописанный мальчик, который "не догонит, но перегонит".Ну просто "адовые" ментальные нарушения! Обращенную речь - не понимает, на имя - не отзывается, инструкции и просьбы - побоку, навыки самообслуживания - нулевые, на контакт - вообще не идет. Ни к кому.
Умеет рычать как тигр и у-у-укать "по-горилльски", а еще в это время прыгать и размахивать длинными руками. Вот и все умения.
Лана
Вообще-то она Светлана, но "Лана" ей больше нравится.
Вот уж девочка-загадка! Честно, я - не медик, не психолог, и не могу даже предположить, что у нее за отклонения. Вот все-все-все черты, присущие привычным нам гостям-аутистам, у нее - в обратную сторону и усилены до предела. Блин, как же объяснить…
Короче, если "классический" ребенок с РАС - не контактный вовсе, то Лана - наоборот, просто "пугающе контактна". Разговаривать готова СО ВСЕМИ, подходить, приставать, вопросы задавать. И не какую-то белиберду нести, а очень осознанно и красиво!
Например, она может подойти к незнакомой женщине и сказать:
- Здравствуйте, у вас очень красивая юбка! Можно потрогать?
Или
Если привычный аутист не любит пачкаться и с осторожностью относится к предметам, которые могут его испачкать, то Лана, однажды пролив на себя краску, сказала:
- Ну и что? Приду в палату - с мамой вместе футболку постираем. Зато весело!
А еще она всегда интересуется, как наше (педагогов) здоровье, почему глаза грустные и где Мария Владиславовна (ночной воспитатель) такой синяк на руке заработала.
Короче, классная девчонка! И, как оказалось, именно она "вытащила" наше злополучное занятие!
А почему злополучное?
Нет, ну всё было прекрасно до последнего! Детки - слушали, худо-бедно играли в предложенные игры (хоть коллега очень сильно им в этом помогала). Загадки - отгадывала исключительно Лана, но зато другие за ней как могли повторяли и со стороны выходило вполне прилично. Заведующая, которая весь этот "театр абсурда" снимала - кивала и улыбалась (значит, довольна).
Но вот Рустик…
Даааа… Сидеть-то он сидел. Но редко! Очень-очень часто он вскакивал, вскрикивал (точнее "взрыкивал") и начинал кругами скакать по классу с такими же возгласами (простите меня, все боги и люди, но это выглядело именно "по-горилльски", ну никак иначе!), отвлекать и смущать других детей.
И в какой-то момент поведение Рустика - ну совсем "зашкалило"… И тогда я шепнула коллеге:
- А не пора ли нам… провести физминутку!
Наверное, пора!
Коллега, как бывший физрук, взяла это дело на себя! Раз, два, три, четыре, детки - "ожили", Лана - так вообще захлопала и сказала:
- Ой, как вы здорово придумали! А давайте Я буду проводить!
Всё бы хорошо, но Рустику - и физминутка "как соловью"… И тогда, наша милая Ланочка, ох какая же она ми-ми-мииии!!! Она говорит:
- А давайте мы как Рустик будем, вдруг ему понравится! А? Ну пожаааалуйста, давайте попробуем?
А, ну давайте!
И вот… две вполне молодые, психически (почти) стабильные, но очень серьезные тётеньки-педагоги, в строгих юбках и туфлях, стоя в хороводе и держась за ручки с разновозрастными ребятами, вдруг стали скакать, прыгать и "по-горилльски" (или "по-Рустиковски") отрывисто кричать-рычать в такт прыжкам:
- У-а-А-а! У-а-А-а! У-а-А-а! У-а-А-а!
Оооо, а народу-то нравится! Подхватили! Скачут, смеются, радуются! И Рустик, хоть и сам прыгать не переставал, но стал точно попадать под наш ритм, и даже в наш круг забежал, и стал в кругу прыгать. И вроде бы даже улыбнулся.
И пусть со стороны всё выглядело как "преужаснейший ритуальный сектантский танец" зато людям нравилось. Ну и, вспомним еще раз о том, что цель каждого занятия в нашем заведении - социализация, она родимая!
И всё же ведь вышло по закону и плану! Тема труда - была, физминутка - тоже была. А еще, бонусом, все стресс "подсбросили" и посмеялись! И заведующая, выглядывая из-за фотоаппарата, лайк показывает. И… Ланка, Ланка, мммм… обожаю!
Но, думаю, родители бы нас навряд ли поняли. Да и не надо ничего понимать. Это надо… прочувствовать. Пхххх…
А Вам, дорогие читатели, желаю прочувствовать побольше позитива, чтобы и труд был в радость, и шашлыки.