На сей раз театр «Кремлёвский балет» посвятил «Лебединое озеро» П.Чайковского памяти своего основателя и на протяжении более чем 30 лет бессменного художественного руководителя народного артиста России Андрея Петрова (1945–2023).
Перед тем, как началось первое действие, на сцену вышел доктор искусствоведения, профессор Дмитрий Трубочкин. Он напомнил гостям Кремлёвского дворца, что 23 апреля – день памяти Андрея Борисовича Петрова, который ушёл от нас год назад. Рассказав об основных этапах творчества хореографа и особенностях его художественного видения, Дмитрий Владимирович подчеркнул: Андрей Петров всегда любил сказочные сюжеты, потому что они подразумевают непременную победу светлых сил над тёмными, добра над злом. «Лебединое озеро» - не исключение.
Разумеется, в постановке использованы хореографические фрагменты Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского – знаменитые белые сцены, девушки-лебеди, ставшие едва ли не абсолютным символом классического танца, по определению составляют ядро пластически-смыслового решения этого произведения. Но они искусно «вплетены» в современное по духу и драматургически целостное хореографическое полотно, герои которого внутренне эволюционируют, внешние же события перекликаются с их чувствами, и всё это раскрывается через непрерывную танцевальную «кантилену», глубоко созвучную самой музыке Чайковского.
Тревожная, трагическая по сути своей и в то же время красивейшая четвёртая картина, действие которой разворачивается на берегу колдовского озера после того, как принц Зигфрид невольно нарушил данную Одетте клятву, представлена в авторской хореографии Андрея Петрова. И она по-настоящему впечатляет.
Для балетмейстера всегда важен был философский подтекст его постановок. И «Лебединое озеро» - не исключение. Принц, искренне принимая Одиллию за Одетту (как же часто мы оказываемся не в состоянии отличить подлинное от имитации, пусть и невероятно привлекательной!), в душе остаётся верен своей любви, и, поняв суть происходящего, ни минуты не сомневается в том, что его клятва не нарушена.
Белое – черное – и снова возвращение к чистоте, через страдание и преодоление. Увы, за ошибки, пусть и невольные, всегда приходится платить. Вот почему по-настоящему достоверным в этом спектакле может быть только трагический финал, который мы и видим в версии «Кремлевского балета». Правда, Андрей Петров и здесь находит неожиданный, интригующий поворот: казалось бы, погибшие в пучине по воле олицетворяющего тёмное начало злого гения Ротбарта Одетта и Принц встречаются вновь – то ли в привычном им мире, то ли в каком-то ином измерении. Впрочем, разве это так уж важно? Главное, любовь в очередной раз оказалась самой мощной силой Мироздания, противостоять которой не в силах никто и ничто.
Финал балета неожидан и многозначен. Скрывается в туманной дымке колдовское озеро. Один за другим в сумерках разгораются светильники на стенах сказочного замка. И в эти мгновения верится, что теперь у героев красивой романтической истории все будет по-настоящему хорошо. Ведь в итоге они всё же сумели найти свой путь к свету…
В этот вечер главные партии исполнили Олеся Росланова (Одетта-Одиллия) и Алексей Казанцев (принц Зигфрид). Великолепная Олеся Росланова – яркая, околдовывающая Одиллия и практически эталонная Одетта, покоряющая своей хрупкостью, нежностью, филигранной отточенностью каждого движения, позы, жеста. Элегантный, харизматичный, утончённый Алексей Казанцев словно создан для романтических ролей. Дуэт артистов получился эффектным, впечатляющим в плане танцевальной техники и по-настоящему живым, эмоциональным и убедительным.
Прекрасно исполнили па-де-труа в первом действии лауреат Международного конкурса Анастасия Тетерина, Полина Дияншина и лауреат Международных конкурсов Максим Апатонов. Впечатлили и три лебедя - лауреат Всероссийского конкурса Алина Каичева, Алина Липчук и Полина Дияншина.
В целом спектакль получился атмосферным и наполненным особенной, неповторимой энергетикой, которая, собственно, и означает для нас чудо театра.
Браво, «Кремлёвский балет»!
Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца
Фото: Екатерина Лола