Найти тему

Необычные трамвайчики Пятигорска

Что меня очаровало в Пятигорске? И вызвало востог! - напомнило Милан и Порту... Пятигорской трамвай!

взято на сайте transport.ru
взято на сайте transport.ru

Чем необычен? Он ходит по по узкоколейке времён царской России.

Первый трамвай был торжественно запущен 1 сентября 1903 года, — пуск был приурочен к 100-летию курортной жизни КМВ - Кавказских Минеральных Вод, а на пробном открытии движения присутствовали сам Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский (я так пишу, будто его помню, да?). Уже регулярная эксплуатация трамваев (с пассажирами:) началась 5 мая 1904 года. В то время было всего два маршрута «Вокзал» — «Городской парк» — «Цветник» — «Сабанеевские ванны» - первый, а «Цветник» — «Провал» - второй. Маршруты общей протяжённостью восемь с чем-то там км. Сейчас кажется, что ерунда и курам на смех, но тогда и Пятигорск был совсем маленьким...

Вид из окошка трамвая
Вид из окошка трамвая

В годы гражданской войны трамвай практически не работал... В 1918 году по инициативе С. М. Кирова (тут столько Кирова, что глаза разбегабтся - и памятник, и улица, и мемореальные доски всюду!), на базе ремонтного трамвайного депо был организован патронно-пульный завод, о как. Между прочим, заводик был мощный - выпускал для Красной Армии около 30 млн патронов.

-3

С началом Велико-Отечественной резко сократилось число пасажирских перевозок — в 1941 году трамваи перевезли всего 22 млн человек.

9 августа 1942 года Пятигорск был оккупирован нацистами. Оккупация длилась долго - до января 1943 года. Самые тяжёлые время для трамвайщиков настали при отступлении немцев, которые разрушили депо, разрушили часть вагонов, вывезли рельсы...

К 1945 году трамвайная сеть в основном залечила раны войны. К окончанию войны и к концу 1940-х годов протяжённость путей несколько уменьшилась, потому что линию на Провал, сильно разрушенную фашистами, не стали восстанавливать после войны...

В середине XX века трамвайная сеть продолжала расширяться, росли пассажирские перевозки: возникла проблема обновления подвижного состава — ведь в 1940-х годах ещё работали вагоны царской России, пережившие Гражданскую и Великую Отечественную войны. Сначала пятигорчане попытались заполучить немецкие трофейные вагоны из Тильзит (ныне — город Советск Калининградской обл., - там сейчас нет трамвая, тк рельсы вывезли Калининграду, а вагончики - Симферополю!), но опоздали... потом, кажется, хотели в Выборге купить финские вагончики, тоже не срослось... Поэтому в 52 году Пятигорск заказал партию подержанных (дореволюционных) вагонов в Северной столице. Вагоны были оборудованы специальными тележками для колеи 1000 мм.

автор канала любуется Машуком, по склону которого мы едем
автор канала любуется Машуком, по склону которого мы едем

После Перестройки опять возникла нужда в заграничных вагончиках для узкой колеи... Город закупил подержанные вагоны модели Tatra T4D в Восточной Германии.

Карта маршрутов города Халле/Галле
Карта маршрутов города Халле/Галле

Германия как раз тогда переходила на более новый состав, а старые «Татры» распродавала в другие страны.

-6

В течение 2001—2003 годов в Пятигорск поступило восемнадцать вагонов, выпущенных в 1978—1983 годах и долгое время работавших в восточногерманском городе Галле.

В конце апреля 2023-его в Пятигорске было очень жарко!
В конце апреля 2023-его в Пятигорске было очень жарко!

В общем, если хотите поностальгировать и покататься на гдээровских вагончиках - езжайте в Пятигорск!..

-8

Мы от Провала - по совету Яндекса - спускались через лес, бурелом, по камням, скалам, держась за трубы и перила... да, как только мы добрались до какой-то каменной башенки, куда вели трубы... перила кончились, но началось поле. В поле я нервничала из-за змей, на которые сослепу в траве можно наступить... но потом поле стало лесом, а в лесу были остатки советской асфальтированной тропы - возможно, это бывший терренкур какого-то санатория, и по тропе мы пришли к Промзоне номер 5, где трамвай делает петлю на улице Фабричной. Потом ехали по Теплосероводородным каким-то улицам... точно помню остановки Бассейная и Протезная мастерская, ну, а потом въехали в центр и вышли на Радоновых ваннах. Ехала и мурлыкала под нос мелодию из кинофильма "Гудбай, Ленин" композитора Яна Тирсена.

Вот такое интересное приключение. Спасибо Яндексу:))))

-9

А то сейчас всё какое-то унылое и безопасное... чего стоят колёса обозрения по 130-150 метров, стоящие в низинах? С них ничего не видно, зато безопасно: и кабины закрытые, и кондиционеры и... в общем, я тут в Кисловодске увидела колесо из Припяти - помните? Из жёлтых лимонадных пробок и... колени затряслись даже внизу, на земле. Оно всего 28 метров, но стоит на высокой горке. Снизу страшно смотреть... а я помню, как там ветер раскачивает эту кабинку-корзинку, и всё скрипит, и молишься, чтобы до земли живым добраться... помните? Ещё люди хотят руль крутить, а он так страшно скрипит, что аж тошнит... в общем, сегодня получилось как в детстве - весь этот рассыпающийся металл бодро трясёт тебя по горкам и кажется, что следующая остановка пожелтевшее и порозовевшее фото "Пятигорск, 1985-ый год...".

-10

Да, поднос из "Мистера Слойкина" для поддержания бодрой цветовой гаммы!

До новых встреч на канале!