13,3K подписчиков

Подросток наносит себе вред: что делать?

Если подросток говорит, что жизнь не имеет смысла, он не хочет жить, стоит насторожиться? Или он просто «берет на понт»?

Если подросток говорит, что жизнь не имеет смысла, он не хочет жить, стоит насторожиться? Или он просто «берет на понт»? Соловей Анна Игоревна, психолог УЗ «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии», рассказала про подростковый суицид.

Согласно данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время  Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем самоубийств. Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков.Однако, официальная статистика суицида значительно отличается от реальных цифр (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи суицида. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды. Также никто не фиксирует неудачные попытки суицида, число которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем законченных самоубийств. В последние годы отмечается и такой способ ухода из жизни, как «массовый суицид», когда в попытке или завершённом суициде участвуют 2 и более лиц.

Подростковый возраст - сам по себе фактор риска

При рассмотрении данного вопроса важно понимать, что подростковый возраст сам по себе является фактором риска в картине суицидального поведения. Например, эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера почти у четверти здоровых подростков. Суицидальная активность в подростковом возрасте имеет пограничную картину, на стыке между детским и взрослым поведением, вмещая в себя особенности обоих психологий.

Для детского возраста характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решений. При переходе в подростковый возраст при сохранении вышеперечисленных особенностей появляется повышенная склонность к самоанализу, пессимистичность в оценке окружающего и своей личности. Нередки случаи, когда подростковый суицид вызывается гневом, протестом, злобой, или желанием наказать себя и других.

Если подросток говорит, что жизнь не имеет смысла, он не хочет жить, стоит насторожиться? Или он просто «берет на понт»?-2

Подросток может задуматься или совершить суицидальные действия из-за следующих мотивов: переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания; действительная или мнимая утраты любви родителей, неразделенное чувство или ревность; переживания связанные со смертью, разводом, или уходом родителей из семьи; чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения; боязнь позора, насмешек или унижения; страх наказания, нежелание извиниться; любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность; чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, выйти из трудной ситуации; сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Читайте также: Топ-10 фраз-ошибок, которые нельзя говорить детям

Как подростки воспринимают суицид

Следует особо остановиться на следующих особенностях суицидального поведения в молодом возрасте. Во-первых, недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» подросток обычно воспринимает абстрактно и отвлеченно, как что-то временное, безболезненное, не связанное с собственной личностью, больше похожее на сон.

Смерть считается маловероятной, не осознается ее возможность для себя, ее необратимость. Часто подросток, совершая суицид, прямо не предусматривает смертельного исхода. Повышенная опасность аутоагрессивного поведения состоит в том, что в отличие от взрослых в подростковом возрасте отсутствует граница между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим  поступком. Это заставляет специалистов в практических целях все виды аутоагрессивного поведения у детей и подросток рассматривать как разновидности суицидального поведения.

Во-вторых, мимолетность и незначительность мотивов, которыми подросток объясняет суицидальную попытку. Это ведет к трудностям своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенной частоте неожиданных для окружающих, и даже близких случаев.

В-третьих, наличие взаимосвязи попыток самоубийства подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами в школе, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д

В-четвертых, в подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых. Основными признаками депрессии у подростков является: печальное настроение, чувство скуки, усталость, нарушения сна, соматические жалобы, неусидчивость и беспокойство, фиксация внимания на мелочах, чрезмерная эмоциональность, замкнутость, рассеянность внимания, агрессивное поведение, непослушание, склонность к бунту, злоупотребление алкоголем и наркотиками, плохая успеваемость, прогулы в школе.

Если подросток говорит, что жизнь не имеет смысла, он не хочет жить, стоит насторожиться? Или он просто «берет на понт»?-3

Суицид заразителен?

В разговоре о суицидальной активности в подростковой среде важно отметить такой важный момент, как имитация суицидального поведения.  В современной суицидологи под имитацией понимают процесс, при котором одно самоубийство становится подражательной моделью для другого. Имитацией объясняется заразительность аутоагрессиии, таким образом один суицид облегчает, «разрешает» возникновение другого. Она бывает прямой, когда суицид совершается под влиянием самоубийства близких, или косвенным – под влиянием СМИ (самоубийство знаменитостей).

Механизм суицидальной заразительности основан на том, что человек формирует свое поведение, обучаясь и наблюдая за моделями. Естественно, подростковый возраст характеризуется отсутствием твердых личностных установок и высокой эмоциональной восприимчивостью особенно к трагическим событиям. Заразительность зависит от: мотивации следовать этой форме поведения; знания, каким образом ее реализовать; наблюдения за ней; реализации модельного поступка. Особенно влияние суицидальной активности повышается при  чрезмерном отождествлении себя с жертвой. Таким образом, получая информацию из СМИ подросток обзаводится готовой моделью поведения и снижением запрета на данную модель поведения.