Найти тему
Записки актёра

Большего стыда и позора я в жизни не испытывал: о моей ошибке в театре

Здравствуйте! Ох, вспомнил эту историю и будто опять её переживаю. Снимали мы на днях новую серию документального сериала о наших великих артистах для канала ТВЦ и разговорились с корреспондентом о самых позорных моментах в профессии. И я не задумываясь назвал именно эту историю. Из неё я извлёк много выводов, да и те эмоции я никогда не забуду. Я уже как-то рассказывал её на канале, но года 4 назад, поэтому не судите строго, если уже её слышали.

Я думаю о своём позоре
Я думаю о своём позоре

Дорогие читатели, я не умею просить для себя. Вот совсем не умею. Возможно, в этом моя проблема, как актёра. Я часто корю себя за неумение попросить роль у хорошего режиссёра, но с другой стороны, даже рад, что этого не делаю. У меня было бесчисленное количество возможностей попросить хотя бы попробоваться в фильмы и сериалы ко многим режиссёрам и продюсерам. Например, недавно на дне рождения моего хорошего друга - актёра был режиссёр Николай Лебедев. Он снимал «Легенду 17», «Экипаж» и другие картины. Я сидел с ним за одним столом и просто праздновал, обсуждали с ним кино, шутили на какие-то отвлечённые темы. У меня даже не было мысли напроситься к нему в работу, хотя мне нравится Лебедев, как режиссер. Другие артисты подходили и без всякого стеснения совали ему свои фото, просили посмотреть их на роли и в какой-то момент обступили бедного Лебедева со всех сторон. Я видел его раздражение и понимал, что очень навряд ли такой подход сработает. Хотя, кто знает.

У меня были и другие возможности и ни разу я не просил роль ни у кого. А вот для других артистов просил. У меня есть очень хороший друг - режиссер, с которым я дружу со второго курса театрального института, т.е. с 2007-го года. Он много снимает, ставит в театрах и антрепризах и сам является худ.руком московского театра. Я очень тепло отношусь к его творчеству и играл в паре его спектаклей, на которые он сам меня звал, когда мы еще не дружили. (Он пришёл к нам на курс искать молодых артистов в свой спектакль и взял меня и некоторых моих однокурсников). Так вот, я несколько раз просил его помочь моим друзьям, которые сидели без работы. Просил дать им хоть малейшую роль и он ни разу мне не отказал - брал всех, кого я «сватал» и снимал в своих проектах. Правда, справедливости ради, всегда просил за тех, в ком был уверен на все сто. Кроме одного рокового случая, после которого он сильно разозлился на меня. Да и я вынес урок и больше вообще, пожалуй, ни за кого просить не буду. Итак, рассказываю.

-2

В театре, в котором я служил много лет, есть заслуженный артист. Вы его не знаете, потому как он совсем не снимается. Артист талантливый, но, как и многие артисты его возраста без заметных ролей в кино и сериалах, осел в одном маленьком театре и больше ни к чему особо не стремится. В откровенных разговорах после пары рюмок он сознавался мне, что очень хочет сыграть свой моноспектакль на большой зал в центре столицы. (Наш театр был на самой окраине и на 100 мест). И дернул меня чёрт захотеть ему помочь это осуществить.

Я позвонил своему другу режиссеру, рассказал про этого заслуженного артиста, что у него есть прекрасный моноспектакль, который украсит репертуар его театра. (Спектакль и правда отличный, душевный и талантливый). Режиссёр без особого энтузиазма встретился со мной в кафе, расспросил подробно про артиста и его работу и согласился посмотреть этот спектакль у себя на сцене.

-3

Я тут же обрадовал артиста. Он был несказанно счастлив и робко спросил можно ли на этот показ пригласить его учеников (он преподавал в какой-то студии мастерство актера). Мы согласовали с режиссёром день показа, он разрешил приглашать кого угодно и даже выделил своих световика, звуковика и монтировщиков чтобы они всё оформили и расставили. (Декораций почти не было - стол, стул и пенёк, а вот свет и музыка были интересными). Артист приехал на одну техническую репетицию, выставили свет, звук, он познакомился со сценой и через пару дней был показ, который я запомнил на всю жизнь.

День спектакля. В зале сидит вся труппа театра, директор, его жена, все сотрудники, какие-то гости и мой друг - худ.рук. Полный зал зрителя. Меня он попросил сесть рядом с ним. Мы сидим, общаемся и забегает помощник режиссёра с встревоженным взглядом, говоря, что артиста ещё нет. Меня аж затрясло от волнения и стыда. Выхожу из зала, звоню актеру и никто не берёт трубку. Я позвонил ему тысячу раз, набирал общим знакомым, даже нашёл телефон его жены и дочери, но они не знали где он. Спектакль должен был начаться через 15 минут. Я в панике звоню всем подряд, при этом матерюсь про себя и очень глупо каждые две минуты извиняюсь перед режиссёром. Он, кстати, спокойно сидел в зале и ждал, ничего мне не говоря. Проходит минут 20. Я уже весь на нервах, в зале перешёптываются и волнуются и, вдруг, он берёт трубку.

– Алло - вальяжным и очень нетрезвым голосом отвечает артист.

– Вы где? - ору я на весь театр

– Я в запое - спокойно и даже весело отвечает актёр и кладёт трубку.

-4

Я набирал ему ещё, но больше он не отвечал. Вы не представляете что мне стоило подойти к режиссёру через весь зал и сказать ему на ухо, что артист не приедет. Мне было жутко стыдно и неописуемо больно. Я спрашивал себя - зачем я всё это устроил? Ну чего мне дался этот артист, которого я не то, что другом, приятелем могу назвать с трудом. Хотел помочь нереализованному артисту? Сердобольная душа? А в итоге - режиссёр посмотрел на меня очень сурово и потребовал чтобы я сам шёл на сцену и объяснял всем пришедшим гостям и дирекции почему не будет спектакля. Эту дорогу от 10 ряда до сцены я тоже никогда не забуду. Я шёл медленно, собирался с мыслями что сказать и ругал себя. 

Вышел, сгорая от стыда, а мне весь зал зааплодировал. Так неловко. Показал жестом что нужно перестать хлопать и объявил, что спектакля не будет из-за болезни актёра. Принёс свои извинения и ушёл со сцены. Хотел подбежать к режиссёру, извиниться, но он не стал со мной разговаривать - вышел из театра, игнорируя меня, сел в машину и уехал. Я писал ему, звонил, но он не отвечал. Не общались мы около полугода, я уж думал - всё, разозлил его на всю жизнь. Но он сам позвонил мне в мой день рождения, поздравил и сделал вид, что ничего не было. Сейчас хорошо общаемся и совсем не вспоминаем ту историю. А что же тот артист?

Он даже не извинился. Он, проспавшись, позвонил мне и спокойно так спрашивает - когда показ его спектакля? Я высказал ему всё, что думаю, послал его подальше и бросил трубку. Так он и работает в том театре.

Удачи вам и счастья!
Удачи вам и счастья!

Вот такая история, мои дорогие читатели. Писал её для вас и будто заново проживал все те эмоции. Большего стыда, наверное, я никогда не испытывал. А главное - теперь я точно не стану просить ни за кого, в ком на все сто не уверен, да и то подумаю триста раз. 

А вы просили за себя или за кого-либо ещё что-то важное у нужных людей? Как относитесь к тем, кто у вас что-то просит? И самое для меня интересное - как, по-вашему, нормально ли просить за себя, например, роль? Или нужно следовать заветам Булгакова - «Сами предложат и сами всё дадут»? Напишите, пожалуйста, ваши мнения в комментариях.

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!