Найти в Дзене

Плёс. Осенние мотивы. Картина И. Левитана "Над вечным покоем"

Ещё не холодно, начало октября и осень только золотит листву на ветках. Покачиваясь мягко, в такт волнам, подходит небольшое судно к Плёсу. Неспешно вечер приглушает краски, ещё тепло сверкают купола, но лишь минуты отделяют от погружения в ночь. Особое охватывает чувство при виде того места, что написано художником любимым. Плес - один из древнейших русских городов на Волге (1238 г.). Исаак Левитан провел здесь два лета 1888 - 1889 годов и совершенно влюбился в это место, спокойную природу средней полосы. Она была ему милее юга, была в характере его. Такому совпадению природы и ритмам сердца и души, обязаны мы, появлению шедевров русского изобразительного искусства. Картины Левитана говорят, в них солнца свет, мороза хруст, плеск волн и много смысла жизни, много дум о вечном. Художник выходил писать с натуры, но скоротечен миг остатков света и многие часы он дорабатывал полотна в мастерской, возвращаясь каждый день на то же место к Волге.. ловя на холст, своею кистью, задумчивое наст

Ивановская область. Плес. Вид города с Волги. Фото автора
Ивановская область. Плес. Вид города с Волги. Фото автора

Ещё не холодно, начало октября и осень только золотит листву на ветках. Покачиваясь мягко, в такт волнам, подходит небольшое судно к Плёсу.

Неспешно вечер приглушает краски, ещё тепло сверкают купола, но лишь минуты отделяют от погружения в ночь.

Особое охватывает чувство при виде того места, что написано художником любимым.

Ивановская область. Плес. Вид города с Волги. Фото автора
Ивановская область. Плес. Вид города с Волги. Фото автора

Плес - один из древнейших русских городов на Волге (1238 г.). Исаак Левитан провел здесь два лета 1888 - 1889 годов и совершенно влюбился в это место, спокойную природу средней полосы. Она была ему милее юга, была в характере его.

Такому совпадению природы и ритмам сердца и души, обязаны мы, появлению шедевров русского изобразительного искусства.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Вечер. Золотой Плес" 1889 г. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Вечер. Золотой Плес" 1889 г. Фото автора

Картины Левитана говорят, в них солнца свет, мороза хруст, плеск волн и много смысла жизни, много дум о вечном.

Художник выходил писать с натуры, но скоротечен миг остатков света и многие часы он дорабатывал полотна в мастерской, возвращаясь каждый день на то же место к Волге.. ловя на холст, своею кистью, задумчивое настроение и золотую пыль заката.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Вечер. Золотой Плес" 1889 г. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Вечер. Золотой Плес" 1889 г. Фото автора

Движения воды не видно, лишь отражение неба в ней и света угасающего солнца, храм кажется стоит не на земле, плывёт над нею..

Спокойствия тепло через созерцание наступает.

Ивановская область. Плёс. Фото автора
Ивановская область. Плёс. Фото автора

Левитан путешествовал, писал и другие волжские места, но Плёс, как то особенно заворожил его, отголоски видны в других картинах.

Ивановская область. Плёс. Фото автора
Ивановская область. Плёс. Фото автора

В Третьяковской галерее всегда прихожу к полотну "Над вечным покоем".

Огромным облаком туман повис.

Какие - то шумы ещё немного доносились, но их источника уже не видно. Казалось, рядом дышит кит огромный.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Над вечным покоем" 1894 г. Фрагмент. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Над вечным покоем" 1894 г. Фрагмент. Фото автора

Ощущение потерянности в Мире, оторванности от земли. Идёшь, как в облаке или по млечному пути во временной провал.

Как будто длинным своим рогом, пространство мироздания, нарвал загадочный прорвал и ты под занавес его шагнула.

Он мягким бархатом шурша, укутал рукавами озеро, поля и лес.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Над вечным покоем" 1894 г. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Над вечным покоем" 1894 г. Фото автора

В картине "Над вечным покоем" и тишина, и остановка, и в то же время, неумолимое движение облаков и ветра сильного, что гнет берёз макушки, ощутимо.

Темные облака несут ненастье, дождь на луга уже пролив, постепенно захватывают пространство неба и картины и кажется, несутся на тебя, скрывая солнце..

Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Над вечным покоем" 1894 г. Фрагмент. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. И.Левитан "Над вечным покоем" 1894 г. Фрагмент. Фото автора

Жизнь идёт и одновременно, время встало.

Маленькая церквушка на берегу крутом, заросшая травой тропинка к ней. Кажется она совершенно одна на все бескрайнее пространство Мира.

В ней при рождении крестили и рядом же погост..

То ли вода, то ли туман молочною рекою, сейчас все поглотит, но в маленьком окошке церкви огонь горит, а значит вера и надежда живы..

Левитан считал это полотно лучшим, если не самым главным, в своей жизни. По мне, оно гениально..

Ивановская область. Плёс. Гора Левитана. Фото автора
Ивановская область. Плёс. Гора Левитана. Фото автора

Картину "Над вечным покоем" художник писал в Тверской области на берегу озера Удомля, слушая музыку Л.В.Бетховена.

Мазки под музыку на полотно ложились мягко, невесомо, мелодией теперь звучат.

Для изображения ветхой деревянной церкви, Левитан использовал свои ранние работы из Плеса, с изображением храма Петра и Павла. Позднее, эта старая церковь была утеряна.

Сейчас на ее месте, на горе Левитана в Плёсе, стоит храм Вознесения (фото вверху).

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Фото автора

01.10.2024 г. Anna Seton

Новые публикации каждые вторник, пятницу и воскресенье.

Уважаемые читатели, Ваши просмотры важны для развития канала, комментарии и лайки приятны автору.

Текст и фотографии в публикациях исключительно авторские.

Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ