Изучая работу З. Фрейда «Горе и меланхолия», в первой части своего эссе, мне захотелось написать о проживании горя по причине смерти. Не расставания, не горя по утрате молодости, себя, а именно горя смерти. Табуирование темы смерти и ее переживания является распространенным явлением в нашем обществе.Раннее, живя общиной и соблюдая все каноны скорби и погребения, люди скорбели по усопшем определенным образом и необходимое количество дней. Были определенные ритуалы оплакивания, приходили специальные плакальщицы, покойника привозили домой, что бы все знакомые и родные усопшего имели возможность простится с ним, помянуть, упокой Господь его душу. Чтобы он «переночевал» дома в последний раз, с ним оставались специальные люди, как правило это были женщины в возрасте и они всю ночь читали молитвы. Считалось что нельзя оставлять покойника одного.Нахождение рядом с покойным осуществлялось по религиозным причинам (что бы помочь душе обрести покой) и по психологическим: все люди горюют по своему, и кому-то становится легче принять действительность, находясь у гроба в окружении близких. Так же есть традиция «нести завтрак» -будить покойного на следующее утро ознаменовывает то, что родственники окончательно простились с умершим. Многие традиции берут свое начало еще во времена распространения язычества. Тогда люди считали, что усопший должен оставаться в доме три дня перед похоронами. Древние славяне верили, что усопший, оставшись один, может проснутся и испугать живых. Сейчас эта часть культурного фона общества размыта, сформированы другие нормы и установки, препятствующие открытому обсуждению и осознанию смерти как неотъемлемой части человеческого опыта, проживанию горевания по потере. Сегодня не каждый человек, живущий в мегаполисе, может позволить себе такой ритуал с ночеванием покойного дома, и траур длиною в сорок дней, по всем правилам соблюдения скорбных обрядов. Избегание разговоров о смерти, предпочтение не думать о ней, люди могут пытаться избежать негативных эмоциональных реакций и таким образом поддерживать свою психическую устойчивость, таким образом не имея возможности прожить свое горе, что является обязательным условием для восстановления психического аппарата. В любом случае, рано или поздно, чувство потери, горе и душевная боль дают о себе знать, часто через соматические заболевания.
Как пишет З.Фрейд в своей работе «Горе и меланхолия»,- «Тяжелое горе- реакция на потерю любимого человека – отличается таким же страдальческим отношением, потерей интереса к внешнему миру, поскольку он не напоминает умершего,- потерей способности выбирать какой-нибудь новый объект любви, что значило бы заменить оплакиваемого, отказом от всякой деятельности, не имеющей отношения к памяти умершего. Мы легко понимаем, что эта задержка и ограничение «я» являются выражением исключительной погруженности в горе, при которой не остается никаких интересов и никаких намерений для чего-нибудь иного.»
Не менее интересной частью работы «Горе и меланхолия» является понимание меланхолии, как процесса. Меланхолия, в психическом отношении, отличается глубокой страдальческой удрученностью , исчезновением интереса к внешнему миру. Важным аспектом меланхолии является принятие объекта- того или чего, что становится целью эмоциональных вложений или привязанностей. В меланхолии человек теряет интерес к внешнему миру, а так же отказывается от связи с объектом своего горя или потери. Это может проявляться в форме самообвинения, чувства вины и аутоагрессивность поведения.
З.Фрейд пишет что «…неважно, настолько ли прав меланхолик в своем мучительном самоунижении, что его самокритика совпадает с суждением о нем других. Важнее то, что он правильно описывает свое психологическое состояние. Он потерял самоуважение, и конечно, у него имеется для этого основание, во всяком случае тут перед нами противоречие, ставящее перед нами трудноразрешимую загадку. По аналогии с горем, мы должны придти к заключению, что он утратил объект; из его слов вытекает, что его потеря касается его собственного «я».»
Другим важным аспектом меланхолии является переживание утраты. Пациент с меланхолией часто переживает потерю какого-то важного объекта (человека, идеала, возможности и т.д.), но не всегда осознает эту потерю явно. Вместо этого он переживает себя как "потерянным" или "пустым", не понимая, что именно он потерял. Это может привести к глубокому чувству беспомощности и отчаяния. Психоаналитическое лечение меланхолии обычно включает в себя анализ подсознательных конфликтов и неразрешенных проблем, лежащих в основе психологических симптомов. Терапевт помогает пациенту осознать и прояснить свои чувства, идентифицировать объекты своей привязанности и переживать утрату, а также развивать более адаптивные способы справляться с горем и потерей. Меланхолия, как состояние души, часто анализируется и трактуется в рамках психоаналитической перспективы. В психоанализе меланхолия рассматривается как психологическое состояние, характеризующееся глубокой тоской, утратой интереса к миру и утратой радости жизни. В данном контексте, меланхолия не просто сводится к временным чувствам грусти, а скорее представляет собой более глубокую, длительную и психически обусловленную проблему.
Одной из основных причин меланхолии в психоаналитическом варианте является внутренний конфликт между эго и суперэго. Согласно учению З. Фрейда, суперэго представляет собой внутренний голос, который навязывает нам моральные стандарты и требования, в то время как эго стремится удовлетворить свои инстинктивные желания.
Если суперэго слишком строг и требователен, он может привести к чувству вины и недостаточности, что, в свою очередь, может стать основой для развития меланхолии.
Другими причинами меланхолии являются потеря объекта любви и невозможность принять эту утрату. Важно отметить, что объектом любви может быть не только реальный человек, но и идея, идеал, или какое-то абстрактное представление. Потеря этого объекта может привести к глубокой депрессии и чувству пустоты, что характерно для меланхолии. Также важную роль в развитии меланхолии играют неразрешенные психические конфликты и травмы прошлого. Считается, что некоторые негативные эмоции и опыты, затаенные в бессознательном, могут проявиться в виде меланхолии в ситуациях, когда индивидуум сталкивается с событиями, напоминающими об этих травматических ситуациях.
Наконец, меланхолия может быть также связана с нарушениями в психической динамике, включая неправильное функционирование механизмов защиты, снижение самооценки, а также нарушения в обработке и восприятии информации.
В целом, меланхолия в психоаналитическом варианте представляет собой сложное психическое состояние, возникающее из различных внутренних и внешних факторов.
Понимание этих причин и процессов, лежащих в основе меланхолии, является ключом к эффективному лечению и помощи тем, кто страдает от этого состояния. Как заявлено в лекциях вылечить раз и навсегда меланхолию невозможно, однако облегчит состояние больного всё же возможно. При помощи психоаналитической терапии, в ходе которой пациент и терапевт исследуют подсознательные конфликты, которые могут лежать в основе депрессивного состояния. Терапевт помогает пациенту выразить и осознать свои эмоции и переживания, что может помочь смягчить симптомы меланхолии и постепенно восстановить психическое равновесие. Так же важной частью психоаналитического лечения меланхолии является анализ прошлых опытов и отношений пациента, которые могут оказывать влияние на его текущее состояние . Психоаналитический подход к меланхолии подчеркивает важность понимания глубинных причин и факторов, лежащих в основе этого состояния, и их терапевтического воздействия для достижения долгосрочного изменения и выздоровления.
В завершении хочу добавить цитату из работы З.Фрейда «Горе и меланхолия» : «Самая замечательная и больше всего нуждающаяся в объяснении особенность меланхолии- это ее склонность превращаться в симптоматически противоположное состояние мании. Как известно не всякая меланхолия подверженна этой участи. Некоторые случаи протекают периодическими рецидивами, а а интервалах или не замечается никакой мании, или только самая незначительная маниакальная окраска. В других случаях наблюдается та правильная смена меланхолических и маниакальных фаз, которая нашла свое выражение в установлении циклической формы помешательства. Является искушение видеть в этих случаях исключения, не допускающие психогенного понимания болезни, если бы психоаналитическая работа не привела именно в большинстве этих заболеваний к психологическому разъяснению болезни и терапевтическому успеху. Поэтому не только допустимо, но даже необходимо распространить психоаналитическое объяснение меланхолии также и на манию. Можно иметь смелость сказать, мания представляет из себя не что иное, как подобный триумф; но только от "я" опять-таки скрыто, что оно одолело и над чем празднует победу. Таким же образом можно объяснить и относящееся к этому же разряду состояний алкогольное опьянение, поскольку оно радостного характера. При нем, вероятно, дело идет о прекращении траты энергии на вытеснение, достигнутое токсическим путем.
Ходячее мнение утверждает, что в таком маниакальном состоянии духа становишься потому таким подвижным
предприимчивым, что появляется" хорошее" настроение. B душевной жизни осуществилось вышеупомянутое экономическое условие, и потому появляется, с одной стороны, такое радостное
настроение, а с другой - такое отсутствие задержек в действии.”