Сегодня была на спектакле. Точнее, на читке пьесы – «Грустная такса для мамы». Пьеса написана на основе реальных событий. Вошла в шорт-лист драматургического конкурса «Маленькая Ремарка 2023». Автор Н.Салтанова, режиссер Елена Лямина, читали Елена Азанова и Полина Нечаева.
Если кратко – речь идет о том, как разворачивается ситуация буллинга для подростка, и к каким последствиям это приводит для главной героини и для всей ее семьи.
Честно говоря, я не ожидала, что это настолько глубоко меня заденет. Ни я, ни мои дети не сталкивались вплотную с травлей.
Сейчас мои дети уже студенты. И отчасти, я надеюсь, самый острый период уже позади. но гарантий нет естественно никаких.
Все 50 минут что шла пьеса я старалась залить в себя слезы обратно. Но они не заливались.
Я уже вспомнила все неправильные глаголы и всю таблицу умножения туда-обратно. Но это не помогало.
Всю дорогу я ждала трагической развязки. И если бы она случилась я бы, наверное, вышла из зала и пошла рыдать в коридоре. Потому что это непереносимо тяжело смотреть и слушать
Я не видела, какая была реакция в зале у других зрителей. Надеюсь, это только меня так сильно придавило. Но, может быть, и не только.
Наверное, самая главная мысль для меня во всей этой истории - твой ребёнок для тебя всегда прав. Что бы он ни делал, кто бы не выступал против него - ты всегда должен быть на его стороне. Весь мир против него и обвиняет его бог знает в чем – ты на его стороне. Ты веришь, что он не виновен и защищаешь его до конца.
Не менее важный момент, на котором меня тоже сильно триггернуло – когда звучит фраза, что-то вроде: «да, мы видим, что девочка не виновата, но она наверняка как-то сама спровоцировала своих обидчиков, и поэтому они себя так повели». И это говорит толпа авторитетных взрослых в адрес одной юной девушки. После этого кто угодно может сломаться, даже человек с самой крепкой психикой, не то что уязвимый и хрупкий подросток.
Также меня поражает, насколько легко любой факт может быть перевернут и перевран. Как по щелчку в голове чёрное превращается в белое и обратно. И все это происходит при молчаливом согласии большинства. По сути, это конфликт двоих. Остальные просто молчат и позволяют этому конфликту приобретать масштабы вселенной, раздуваться до уровня жизнь/смерть. Приводя главных героев на грань небытия.
После читки состоялось обсуждение пьесы. И меня порадовало, что она была практически единогласно принята на ура. И главное ее достоинство – помимо сугубо художественных моментов – ее злободневность, а главное присутствие в ней четкого алгоритма – как должен действовать взрослый, когда его ребенка травят. Какую тотальную поддержку и принятие он должен проявить, чтобы спасти своего сына или дочь. И только этим нечеловеческим усилием он может оттащить пострадавшего от края пропасти.
Спасибо автору, режиссеру и актерам за этот вечер. Хотя он и оказался слишком тяжелым для меня.