Найти тему

«‎Я стану твоим ночным кошмаром»‎ – французская драма о домашнем насилии «Только ты и я»

Оглавление

Насколько бессильна может быть жертва перед абьюзером, который для всех – любящий семьянин, а только для нее безжалостный тиран? Именно эту тему исследует французский фильм «Только ты и я» режиссера Валери Донзелли.

Картина не новая, вышла в августе 2023 года и впервые представлена зрителю на Каннском кинофестивале, правда, вне конкурсной программы.

В фильме снимаются звезды французского кино – Виржини Эфира и Мельвиль Пупо.

О чем фильм?

Кадр из фильма «Только ты и я»
Кадр из фильма «Только ты и я»

Бланш (Виржини Эфира) – молодая женщина, которая переживает после только закончившихся отношений. Девушка с головой погружена в грусть о прошлом, очень критично относится к себе и как будто потеряла надежду на счастливую личную жизнь. Но ее сестра-близняшка – ярая противница меланхолии. Роз настаивает, что нужно бороться с плохим настроением любыми доступными способами, поэтому девушки отправляются на вечеринку.

Роз пообещала сестре познакомить ее с достойным мужчиной, но Бланш справляется с этой задачей самостоятельно. Обаятельный мужчина с говорящей фамилией Лямуре (Мельвиль Пупо) сразу завоевывает внимание Бланш. Девушка буквально с первых секунд поддается на шарм Грегуара, поэтому без каких-либо колебаний пара проводит вместе ночь.

Далее следуют романтичные, наполненные любовью и страстью первые месяцы отношений. А затем по классике жанра вполне логичные беременность и замужество.

Грегуар – банкир, и вскоре после свадьбы ему предлагают более престижную должность на другом конце страны. Пара переезжает.

Новый дом нравится Бланш, но она очень скучает по семье. Грегуара это немного задевает: он не хочет делить жену ни с кем.

Во время семейного ужина в ресторане пара совершенно случайно встречает начальника Грегуара. Мужчина намекает, что Грег сам захотел переехать и даже настаивал на том, чтобы ему дали эту должность.

У Бланш возникают первые вопросы. Но Грег убеждает ее в том, что это исключительно из любви: он не хочет делить ее с другими, в обществе сестры и матери ему не хватает внимания от жены. Он просит прощения, умоляет ее понять его мотивы, говорит о том, как ему стыдно.

Далее сюжет перепрыгивает примерно лет на 7 вперед. У пары уже двое детей, женщина наслаждается любимой работой учителя, но не ощущает полноценного счастья.

Виной этому Грегуар. Постепенно он становится домашним тираном, но он не опускается до рукоприкладства, его методы более изощренные. Он мастерски использует пассивную агрессию и различные манипулятивные приемы. Мужчина расспрашивает о каждом шаге, звонит прямо во время уроков, а потом упрекает за сброшенный вызов, он контролирует каждую трату, не разрешает задерживаться после работы и проводить время с коллегами. Грегуар создал вокруг жены настоящий вакуум, из которого Бланш нельзя было выбраться.

Как психологическое воздействие, постоянные манипуляции, навязывания вины и стыда влияют на Бланш? Понимает ли она, что мужчина медленно и методично полностью подчиняет ее волю? Сможет ли она выбраться из этого ночного кошмара?

Нездоровые отношения от А до Я

Кадр из фильма «Только ты и я»
Кадр из фильма «Только ты и я»

Мы привыкли видеть фильмы о домашнем насилии в виде триллеров – муж, свихнувшийся с катушек, регулярно избивает жену, а та, переполненная страхом, сбегает, потому что осознает, что может умереть. Здесь же история для подобной темы нестандартная.

Создатели картины не превращают Бланш в подавленную жертву, а Грегуара в монстра. Здесь нет интриг, физических увечий и криминала. Картина «Только ты и я» скорее психологический, вялотекущий фильм о том, каким неочевидным может быть домашнее насилие, как ежедневное давление, вина и стыд могут разрушить и уничтожить личность человека.

В начале сюжета Грегуар практически идеал мужчины, но если присмотреться, мы уже можем видеть намеки на абьюз. Даже на первых этапах отношений Бланш находится в напряжении от частых изменений в настроении партнера – то, он обвиняет Бланш в слишком сильной связи с сестрой, то молит о прощении и любви. Пусть мужчина и не действует в открытую, но уже сразу начал контролировать и манипулировать женой. Грегуар не давал Бланш возможность проанализировать ситуации, так как сразу начинал давить на жалость, тем самым маскируя свои приступы агрессии и очевидные манипуляции.

В их новом доме практически нет дверей, даже их спальня не закрывается. “Мы любим открытые пространства”, – объясняет Грегуар. Хотя это очевидное нарушение личной свободы человека, никто в этом доме не может побыть в тишине и перевести дух.

Вскоре Бланш поддается давлению, женщина начинает сомневаться в себе и своих решениях.

«Ты меня не любишь, поэтому позволила стать чудовищем» полное физическое и эмоциональное истощение без единого удара

Кадр из фильма «Только ты и я»
Кадр из фильма «Только ты и я»

Важная особенность сюжета этого фильма – Грегуар признает наличии проблемы. Но обвиняет в этой проблеме он не себя, а ту же Бланш.

Бланш недостаточно любит мужа, Бланш недостаточно уделяет ему внимания, Бланш провоцирует его. А то, что Бланш боится находиться в собственном доме, Бланш боится его звонков, Бланш сомневается в своей психологической стабильности, мужчину не волнует, он не осознает, что виной всему его поведение. Это мастерская игра с виной и жалостью. Бланш просто не может быть жертвой в их семье, эта роль уже принадлежит Грегуару.

Правда на стороне жертвы

Внимание, спойлеры!

Кадр из фильма «Только ты и я»
Кадр из фильма «Только ты и я»

У этой истории счастливый конец.

Бланш понимает, что у нее есть шанс вырваться из этого круговорота манипуляций, вины, стыда и страха. Сбегает из дома и сразу же направляется к адвокату, который занимается вопросами домашнего насилия. И очень здорово, что в самом конце фильма, во время бракоразводного процесса не показали мужа четко: Грегуар находится на заднем фоне в полном расфокусе, мы слышим только его жалобные просьбы обратить на него свой взгляд и выслушать. Так создателям отлично удалось обозначить границы правды.

Хочется верить, что такие картины создают не зря, и проблемы множества женщин будут услышаны.

Стоит ли смотреть фильм?

Кадр из фильма «Только ты и я»
Кадр из фильма «Только ты и я»

Фильм «Только ты и я» – очень камерная картина, с медленной динамикой, без неожиданных сюжетных развилок и страшных трагедий. Это бытовая история, на фоне ярких, высокобюджетных фильмов возможно теряется, но при этом заслуживает внимания, потому что поднимает действительно важный вопрос, сейчас крайне актуальный.

Да и обсуждать этот фильм громко не хочется. Это фильм для просмотра в одиночестве, для анализа своего поведения и поведения окружающих, для понимания, что зло не всегда сжимает кулак.