Найти в Дзене

Вопросы к педагогу-нейропсихологу

Оглавление

Мои дети (5 лет и 3 года) больше года занимаются с прекрасным педагогом, от которого в восторге не только они, но и мы с мужем. Великолепный подход как к детям, так и к родителям; современные методы обучения детей (обращаю внимание, что мои дети дошкольники); изумительная подготовка и безупречное образование как специалиста - все это об Ольге Сергеевне.

К тому же, считаю, что эта статья будет очень интересна родителям, ведь в процессе воспитания возникает очень много вопросов, связанных с развитием детей, на которые Ольга знает ответы.

Итак, сегодня вопросы к преподавателю английского языка, педагогу-психологу, нейропсихологу и арт-терапевту - Ольге Сергеевне.

Канал в телеграмме Ольги называется "МАЯК знаний". Подписывайтесь!
Канал в телеграмме Ольги называется "МАЯК знаний". Подписывайтесь!

Для начала выясним чем может быть полезен такой специалист:

  • общеразвивающие занятия;
  • подготовка к школе;
  • занятия по программе начальной школы;
  • английский язык;
  • нейропсихология;
  • занятия по арт-терапии.

Здесь хочу отметить, что каждое занятие Ольги включает в себя элементы из разных сфер, так как она ориентируется на индивидуальный подход к каждому ученику.

Вопросы к педагогу-нейропсихологу:

1. Какие бы вы выделили основные моменты, на которые стоит обращать внимание в развитии детей?

Я за комплексное развитие ребенка, поэтому считаю, что необходимо развивать все и сразу. Не браться за одну сферу в ущерб другой, поэтому всего по чуть-чуть. На общеразвивающих занятиях я так и стараюсь делать: чуть-чуть из мелкой моторики, чуть-чуть из двигательных упражнений, чуть-чуть на развитие памяти, логики и т.д. Всего понемножку, так как ничего не должно остаться без внимания. Важно: все занятия подбираются с учетом ребенка, его индивидуальных особенностей. Если ребенок гиперактивен, то ему нужны успокаивающие занятия, а если, наоборот, ребенок медлительный, то я использую как можно больше активных и двигательных упражнений. Основной упор - на развитие всех сфер, но при этом с учетом индивидуальных особенностей.

2. Как и с какой периодичностью надо заниматься с ребенком в различные возрастные периоды (речь идет о дошкольниках)?

Здесь нет универсального ответа, что нужно заниматься 2 раза в неделю и точка. Нет. Вообще у дошкольников ведущая деятельность - игровая, поэтому когда ваши дети играют с игрушками или с неигрушками (кастрюльками, вилками) - это тоже для них занятие. Через игру они развиваются. Ролевые игры, настольные игры - это тоже занятие для дошкольников. В садике занятия происходят каждый день. Дети там лепят, рисуют, ходят гулять, играют в ролевые игры, поэтому это тоже для них занятие. Если мы говорим именно про занятия со специалистом, направленные на достижение определенной цели, то здесь важно исходить от того, что именно хочет родитель, из его финансовых возможностей. Из этих факторов выстраивается регулярность занятий. В целом, я рекомендую не реже 2 раз в неделю, оптимально 2-3 раза в неделю.

3. Необходимо ли учиться родителю проводить занятия с ребенком? Где брать педагогические знания? Или же родитель должен оставаться родителем, а заниматься с ребенком должен педагог с соответствующим образованием?

Хороший вопрос. Я всегда за то, что родитель - это родитель для ребенка. Особенно вы с этим столкнетесь в школьные годы, когда нужно будет помогать делать домашние задания. И вот тут очень сложно оставаться любящим родителем, сдерживать свои эмоции, потому что уроки с детьми не самое приятное занятие для родителя. Сейчас я все чаще слышу о таком подходе, что мамы хотят остаться любящими мамами, а не строгими учителями своих детей. И даже делают выбор в сторону репетиторов. Да, в этом есть доля правды, потому что с педагогом ребенок ведет себя совершенно по-другому, чем с мамой, нервов тратиться в разы меньше (на практике это уже все подтверждено и не один раз). Соглашаюсь с этим подходом.

Стоит ли брать родителю дополнительные педагогические знания? Сейчас родители все очень осознанные, много читают. Мне кажется, что той информации, которая есть в интернете, в различных источниках: чатах, родительских сайтах и в литературе достаточно. Специально получать педагогическое образование, чтобы заниматься с ребенком, конечно, не нужно. И очень важно слушать себя и доверять своей интуиции, потому что родители лучше всех знают и чувствуют своего ребенка.

4. Какую роль вы отводите физическому развитию?

Я за гармоничное развитие. Развивать ребенка лучше во всех сферах, физическое развитие точно не должно страдать. Например, на моих групповых занятиях я всегда устраиваю веселые пятиминутки, потому что ребенок долго сидеть не может. Что касается дошкольника, то физическая нагрузка ему необходима.

5. Нужны ли "развивашки" (если да, то с какого возраста) или это прихоть родителей?

Сейчас очень актуальна тема раннего развития. Любые детские центры, очень многие книги "трубят" о раннем развитии "с пеленок". Нужно ли это? Вопрос, который решает каждый родитель для себя сам. Раннее развитие "с пеленок" точно не нужно. Это просто коммерческий проект. Осознанное развитие начинается примерно с трех лет. И здесь: почему бы нет. Это дополнительное развитие, опыт, который может быть полезен ребенку. Считаю, что дошкольное время - это то время, когда можно попробовать как можно больше занятий, чтобы выбрать для ребенка то самое занятие по душе. Поэтому возраст с трех-четырех до семи лет - это то самое время, когда можно перепробовать очень много занятий, посетить очень много кружков, попробовать разное. И это нормально. Здесь ребенок ищет и нащупывает свое направление. Это тот самый возраст, когда это должно происходить.

6. Как грамотно готовить ребенка к школе?

Да, сейчас к школе нужно идти готовым. Что делать в первом классе - это большой вопрос. Но такова система образования, это наша данность. Поэтому мы просто принимаем эти правила игры. И до школы ребенок должен уметь читать, писать, знать слоги, цифры, буквы. Поэтому и при школах существует подготовка к школе, и много различных развивающих центров, где проводятся занятия по подготовке к школе. Но, я считаю, что здесь очень часто упускается психологическая подготовка к школе, чему я уделяю особое внимание. Читать и писать ребенок научится. Если не до школы, то в первом классе точно. Ну и потом, покажите мне хотя бы одного младшего школьника, который не умеет читать, считать и не знает букв. Этому всему ребенок научится. А, вот, сколько стрессовых ситуаций у школьника, которые можно было бы избежать при грамотном настрое еще до школы. Очень много я замечаю проблем во внимании: невнимательно пишут, читают, перескакивают со строчки на строчку, путают или зеркалят буквы. И это говорит о еще несформированности головного мозга, поэтому крайне важно не только механически читать и писать, но и развивать память, мышление, логику. Я это всегда даю на подготовке к школе и считаю это необходимым при подготовке.

7. Нужен ли английский для дошкольников?

Здесь четко ответить "да, нужно и точка" я не могу. Здесь все также зависит от нашей системы образования, что, придя в первый класс, ребенок уже и английский-то знать должен. По крайней мере, буквы и алфавит точно. Читать еще не надо, но понимать что такое английский и ответить "What is your name?" явно нужно. Как обязательный навык - знание английского для дошкольника - такого требования нет. Но если это знакомство с английским языком, то почему бы и нет. У меня есть дошкольники, с которыми я занимаюсь английским, но это игровые занятия. Я больше знакомлю ребенка с английской речью, то есть мы исключительно через игру изучаем новые слова. Для дошкольников важно знание лексики, грамматика - нет. Грамматикой будут заниматься позже в школе. Но лексика не будет лишней точно. Обогащение словарного запаса, простые фразы - а почему бы и да.

8. Как научить ребенка делать уроки самому и привить любовь к учебе? Или все же необходим родительский контроль?

Родительский контроль необходим всегда. У вас не получится совсем отключить его. Потому что дети (и дошкольники, и младшие школьники) должны быть под контролем родителей. Другое дело, здесь важно не перейти грань, когда вы делаете уроки с ребенком. Не делать их вместо ребенка, а помогать ему, делать вместе. И то, помогать ему только на первых порах: первый класс, адаптация. А потом уже потихоньку всю ответственность, конечно, возлагать на плечи ученика. И вообще пытаться говорить с ребенком, объяснять ему еще до школы, что школа - это обязанность ребенка. Родители ходят на работу, ребенок ходит в школу. Это его работа. Поэтому он там работает сам. Конечно, вы будете ему помогать, но помогайте ему тогда, когда он просит вашей помощи. А не пытайтесь все проконтролировать и сделать за него.

Да, требования школы будут такие, что родитель должен быть включен в школьный процесс, особенно, например, проекты по окружающему миру. Ребенок их сам чисто физически не сможет сделать в начальной школе. Поэтому учителя даже иногда говорят, что это семейное домашнее задание и тут требуется помощь семьи. Но здесь такая система образования, конечно. Включаться или нет родителю - это ваш выбор. Если рассматривать эту ситуацию как совместный досуг, как лишняя возможность побыть с ребенком и сделать что-то вместе, то почему бы и нет. Если вы это рассматриваете как тяжелое наказание, доставшееся вашей семье, то тогда, конечно, потихоньку все передаете в руки ребенка и держитесь той позиции, что все уроки - это обязанность ребенка.

Что касается любви к учебе, то тут как и прививать любовь ко всему - через личный пример. Показывать через свою работу, что вам там нравится, с каким настроением вы туда ходите. Если ребенок это видит, то он считывает это на подсознательном уровне и тоже перекладывает в свою школьную жизнь. Это не так просто. Но, как говорится, как корабль назовете, так он и поплывет. Поэтому с самого начала пытайтесь доносить до ребенка, что школа - это ответственность ребенка. Но подчеркивайте, что вы всегда рядом. И при любых трудностях ребенок может всегда к вам обратиться. Только, чтобы это не вышло в каждодневное обращение по каждому уроку. Так что укрепляйте границы.

И в конце хочу добавить: не забывайте говорить вашим детям как сильно вы их любите. Как вы рады, что дети у вас есть. Как вы цените время, проведенное с ними. Почаще их обнимайте. Напоминайте им о вашей любви. Им это очень необходимо. Если ребенок подбегает к вам и спрашивает: "Мама, ты меня любишь?", то ему обязательно нужно подтверждение, нужна уверенность в стабильности происходящего, в том, что мама всегда рядом. Поэтому вы тоже можете первым подойти к ребенку, похвалить его, сказать какой он молодец, обнять и сказать, что вы любите его. А уж перед сном поцеловать в щечку или с утра пожелать доброго утра - это обязательный ритуал. Будьте ближе со своими детьми. Общайтесь с ними, будьте с ними на одной волне. Желаю вашим семьям мира, любви, понимания, доброты.

Если у вас появились вопросы, пишите в комментариях, Ольга с удовольствием на них ответит.

Подкаст интервью с педагогом-психологом в моем телеграмм-канале "Мама Кэт".