Во вторник, 16 апреля сессия горсовета Новосибирска поставит точку в процедуре отбора мэра. «Континент Сибирь» спросил известных представителей деловых и политических кругов города об ожиданиях, которые они возлагают на нового руководителя муниципалитета.
ВИКТОР ТОЛОКОНСКИЙ, председатель совета директоров международного выставочного центра «Новосибирск Экспоцентр», экс-мэр Новосибирска, экс-губернатор Новосибирской области и Красноярского края, бывший полпред президента РФ в СФО, почетный житель Новосибирска:
— У мэра все получится, если человек, который займет эту должность, осознает личную ответственность за настоящее и будущее города. На мой взгляд, главе Новосибирска сразу же придется внедрять антикризисную программу, заниматься улучшением работы городских служб, повышением эффективности всей системы жизнеобеспечения.
Новосибирску нельзя без стратегии. Не получится просто продолжить то, что было начато — необходим серьезный план, предполагающий перезапуск подходов к управлению городским хозяйством, механизмов его функционирования, финансовых возможностей. Обновление должно коснуться всех направлений, чтобы сделать прорыв, вывести территорию из того состояния, в котором она оказалась в последние годы — чтобы молодежь н стремилась уезжать в другие регионы. Мне больно слышать от некоторых жителей, гостей города или блогеров о неуютности и неухоженности Новосибирска.
Убежден в необходимости регионального закона об особом статусе Новосибирска, который расширил бы полномочия городской власти в вопросах местного значения. Считаю целесообразным обновление подходов к организации управления городским хозяйством, пересмотр норм налоговых отчислений в муниципальный бюджет.
На мой взгляд, было бы правильно обозначить перспективу: каким руководитель городской администрации и его управленческая команда видят Новосибирск через 10-20 лет. Настаиваю на том, что концентрация местной науки, образования, культуры — это огромный потенциал, уникальные возможности, преимущество перед другими территориями России. Миссия Новосибирска — быть лидером, важно в первые же дни руководства мэрией напомнить об этом горожанам.
Сегодня вертикаль власти подразумевает, что региональные и муниципальные органы управления должны работать как единый механизм. Возрастает роль губернатора, правительства области, депутатов городского Совета в формировании стратегии развития территории. Но мэр огромного Новосибирска не может быть просто одним из многих субъектов управления. На нем лежит большая ответственность за происходящее в городе, которую нельзя почувствовать без определенной свободы в принятии решений.
ОЛЕГ ТОРОПКИН, генеральный директор ООО «Ривер Парк»:
— Как житель Новосибирска я жду, что новый мэр займется формированием комфортной среды проживания, индикаторы которой документально утверждены соответствующими федеральными программами. Они подразумевают, что наш муниципалитет может рассчитывать на равные со столицей подходы к решению этого вопроса. Чем провинились новосибирцы, почему качество их среды обитания хуже, чем у москвичей? Не вижу адекватных причин для сегрегации по признаку колония—метрополия.
Да, возможности Москвы несопоставимы с возможностями города-миллионника, но не понимаю — почему уровень бюджетной обеспеченности территорий внутри одного государства так сильно разнится. Мне важно услышать внятную позицию мэра (которого выбирают депутаты, которых выбрали избиратели) по этой проблеме: колония ли мы, и если да, то каков должен быть наш разрыв с метрополией? Настроен ли руководитель городской администрации на выравнивание моих прав как гражданина, проживающего в Новосибирске, по отношению к столице? Или тем, кто рассуждает подобным образом, он посоветует уезжать? На мой взгляд, новый глава Новосибирска как минимум мог бы выступить с законодательной инициативой о бюджетном кодексе РФ, защищающем права граждан независимо от того, в какой географической широте и долготе они проживают.
Считаю, что руководитель Новосибирска должен донести до жителей результаты диагностики исходного состояния качества городской среды и место территории в федеральном рейтинге. Обозначить план по улучшению положения, какой муниципалитет или субъект является нашим главным конкурентом и есть ли планы его обогнать в качестве среды проживания?
Как человек, имеющий опыт работы в мэрии, я бы предложил в первую очередь разобраться и ответить самому себе на вопрос: кто для него является работодателем? Вопрос номер два: стоит обсудить с работодателем, каких целей глава города должен достичь, чем они измеряются, в каком горизонте времени?
На мой взгляд, стоить обратить внимание с самого начала на аудит организационной структуры городской администрации. Важно понять, как она должна выглядеть чтобы обеспечить эффективное достижение результатов. Очевидно, ее нужно менять. Необходимо прояснить, какие заместители нужны главе, какой квалификации, каковы признаки успешности руководителей департаментов.
Ну а если вспомнить о необходимости определить миссию мэра в сегодняшнем моменте для Новосибирска, я бы ее определил как «защита жителей от манипуляций депутатов городского Совета, являющихся крупнейшими застройщиками городской территории в ущерб комфорту города».
Анатолий Локоть возглавил Новосибирск, критикуя точечную застройку, но позже достиг компромисса с действующим депутатским корпусом. Если и новый мэр пойдет этому пути, боюсь, он рискует закончить карьеру главы администрации гораздо быстрее предшественника.
ЛАДА ЮРЧЕНКО, советник генерального директора Корпорации развития Новосибирской области:
— Я рассуждаю исключительно как специалист по территориальному развитию и стратегированию. Мне кажется правильным, если бы мэр начал с аудита документов и регламентов: было бы неплохо посмотреть, в каком состоянии находится хотя бы программный контур — куда идет городское управление. Второе, к чему можно было бы приступить: понять, действительно ли затраты муниципального бюджета по разным направлениям прямопропорциональны первоочередности городских проблем.
Считаю важным четко прописать пункты, которыми необходимо дополнить стратегию развития региона, делая упор на Новосибирск. Все-таки это ядро области.
Я бы хотела, чтобы новая команда услышала и приняла тезис о том, что мэрия — не равно Новосибирск, что муниципальное имущество, муниципальные программные процессы, муниципальное хозяйство — не равно Новосибирск. Мэр управляет не мэрией, а сложнейшей системой, где сосуществуют разные заинтересованные стороны. Не все из них даже попадают под юрисдикцию мэрии, тем не менее, это тоже город. Вероятно, можно было бы встретиться с Новосибирском целиком, чтобы понять, что из себя реально представляет его бизнес, его жители, его территории, каждая из которых друг на друга не похожа. Сопоставить увиденное с документами, понять собственную зону ответственности, может быть, наметить, чем ее усилить, кого для этого пригласить к партнерству. Считаю очень важным моментом — не пытаться все делать силами одной только мэрии.
Новой команде, с моей точки зрения, стоит по максимуму отрабатывать немалые возможности, которые дает федерация. Как показывает практика муниципального управления в РФ, многого удается достичь городам, которые ставят перед собой задачу сделать федеральный уровень своим партнером.
Хочется, чтобы Новосибирск принимал самое активное участие хотя бы в национальных программах и проектах. Не стану говорить: давайте забудем про метро, но перспективы этим не ограничиваются. Необходимо искать баланс и не акцептироваться на чем-то одном, чтобы избежать перекоса. Перед одной из стратегических сессий мы проводили опрос, где участникам нужно было в том числе решить, что бы они сделали в первую очередь, если бы возглавили территорию. Один из ответов был таким: сначала я бы села и заплакала! Так вот: хорошенечко поплакав, я бы пошла искать точку устойчивости в развитии такой махины, как Новосибирск, чтобы этот «магнит для талантов» повернулся к талантам притягивающим полюсом.
ВЯЧЕСЛАВ АШУРКОВ, руководитель Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России:
— Первое, чего я жду от нового мэра, — создания муниципальной службы, которая занимается эвакуацией автомобилей не по принципу, как заработать на этом больше денег, а из соображений того, как убрать машины, которые мешают проезду.
Второе: важно попробовать добиться, чтобы хотя бы 30-40% средств от системы видеофиксации нарушений ПДД именно на территории Новосибирска, возвращалось в казну административного центра. Сейчас все деньги идут только в региональный бюджет. Новосибирск мог бы направить эти ресурсы на развитие дорог и организации дорожного движения.
Третье пожелание к новому мэру: не забывать о коммуникациях с общественниками — чтобы это было не просто для галочки. Нет смысла бесконечно собирать конференции и круглые столы, если в итоге мэрия будет принимать решения без учета мнения общественности. Мы хотим, чтобы город получал максимум из этого альянса.
КИРИЛЛ ПОКРОВСКИЙ, председатель комиссии горсовета Новосибирска по бюджету и налоговой политике:
— Страшно представить, сколько всего предстоит сделать новому мэру — сложно сказать, за что браться в первую очередь. Хочется избежать тона нравоучений. Считаю, главе нужно будет воочию познакомиться с разными городскими территориями: выделять минимум день в неделю, чтобы объезжать районы, знакомиться с людьми, руководителями подразделений на местах, районных администраций, их заместителями, изучать проблемы, возможно, встречаться с общественностью. Постараться систематически проводить выездные совещания в районах.
Считаю важным пристально изучить структуру мэрии, на мой взгляд, она устарела и требует оптимизации. Придерживаюсь мнения, что некоторые позиции можно упразднить, увеличив фонд оплаты труда эффективным сотрудникам, нагрузив отдельных чиновников дополнительным объемом работы (многие из них сегодня не перегружены).
Чиновники мэрии не должны игнорировать поручения, однако такое происходит. Адекватная система оценки эффективности деятельности специалистов городской администрации не только сделает их работу более прозрачной, но и повысит личную ответственность при исполнении либо неисполнении поручений.
Надеюсь, жителям не придется только слушать о планах мэрии — главное, чтобы они видели практическое их воплощение, результаты здесь и сейчас. Для этого руководителю Новосибирска стоит быть ориентированным на конкретные решения. Надеюсь, глава администрации в большей степени станет полагаться на собственную интуицию, разум и решительность в работе.
Мы, депутаты, готовы со своей стороны помогать мэру адаптироваться.
СЕРГЕЙ ТРУБНИКОВ, председатель комиссии горсовета Новосибирска по градостроительству:
— Конечно, в городском хозяйстве хватает проблем: социалка, транспорт, благоустройство, отсутствие ливневок… Новому мэру предстоит много чего сделать.
На мой взгляд, одна из насущных задач для главы — систематизация работы муниципалитета, синхронизация действий его структур. К сожалению, департаменты городской администрации слабо между собой коммуницируют.
Думаю, для жителей очень важна чистота на улицах Новосибирска. Жду, что новый управляющий города представит продуманный план развития территории, который учитывает не только хозяйственное направление. Важно ответить на вопрос, в чем уникальные черты Новосибирска, чем он может привлекать гостей, за чем люди к нам должны приезжать, чем здесь любоваться? У города должно быть свое лицо. Мне хотелось бы услышать, каким оно должно быть с точки зрения нового руководителя муниципалитета. Желательно обозначить сроки по поэтапному воплощению планов обустройства Новосибирска.
Считаю, при предыдущей команде мэрии сложились благоприятные обстоятельства, которые позволили запустить ряд хороших проектов, украсивших город, например, набережная, дисперсный парк на Затулинке. Было бы здорово, если бы при новом руководстве городской администрации благоустройство продолжилось вглубь Кировского района.