Найти в Дзене
Сорадение

КУЛЬТУРА И АНТИКУЛЬТУРА. Культура. Глава 11

Слой культуры или культурная прослойка стали дробиться и множиться. В ней началось броуновское движение: столкновение идей, названий, рождение новых и всё большее мельчание всего. Деятели культуры могли уже не иметь профессионального образования, не учились долго приёмам мастерства. Открылись шлюзы культуры для дилетантов, недоучек, ловкачей и аферистов.

Хлынул мутный поток всяких в культуру. Эпатаж, крик, вой, визг, взрыв, неприличное, низменное – это то, что потекло в культуру с разных сторон.

Добавьте описание
Добавьте описание

Остатки, островки мысли, где был поиск высшего, размывались потоками непотребного. Эта лавина скоростью и напором подмыла всё живое, целостное, высокое и унесла его в селевом потоке, оставив мусор и грязь везде.

Деятели культуры, которые описывали культурные процессы, пытались осмыслить их, систематизировать и указать на источники направлений и движений. Они опирались на модель развития культуры как движение вперёд: от простого к сложному, от примитивного к глубокому и высокому.

Развитие культуры предполагало усложнение, многослойность, разворачивание пластов, подтекстов во времени. Идея усложнения человека в процессе развития культуры предполагает опережающее усложнение самой культуры. А затем движение человека к усложнению, его разностороннему развитию под влиянием культуры, культурных процессов.

На самом деле, в общественном сознании был запущен обратный процесс на остановку развития. В течение нескольких столетий он шёл не быстро, что в широких кругах общественного сознания не вызывало заметной тревоги.

Отдельные деятели культуры, чьё развитие заметно опережало состояние сознания большинства, высказывались резко критически. Но им приписывали то, что они задают слишком высокую планку гения, которую большинству достичь невозможно. Теория прогресса общества возникала снова и снова, и стала основной, сквозной мыслью, формирующей общественное сознание.

Чем ближе человечество двигалось к 20-му веку, тем больше стала заметна пропасть между реальностью и теорией развития общества. Теоретики, культурологи, философы искали объяснения, оправдания, подоплёку этому противоречию, этой нестыковке; называли это остановкой, смертью одного процесса и рождением нового. Но никто не рассматривал ситуацию таким образом, что в общественном сознании был запущен процесс деградации, упрощения, нивелирования и приведения общества к некому линейному уровню.

-2

В 20-м веке этот процесс не просто стал виден невооружённым глазом в разных направлениях культуры и общественного сознания, а стал массовым и затронул широкие слои повсеместно. Деятели культуры, описывая его, возмущались падением нравов, уровнем интеллекта, мелочностью тем, идей и вопросов, занимающих человечество. Они остро чувствовали разрыв между культурным слоем и остальными людьми.

На самом деле, процессы деградации запускали сами деятели культуры. Они и были пусковым механизмом этого процесса, в основной массе, неосознанно. Хотя, отдельные представители вполне сознательно являлись непосредственными исполнителями тех, кто явно, а большей частью скрытно, управляли и управляют процессами жизнеустройства на Земле.

Долгое время процесс разрушения сознания шёл плавно и незаметно, разъедая основы и деформируя смыслы. И только подойдя к 20 веку, произошло несколько резких скачков вниз. Те, кто занимался изучением общественного сознания, объясняли это Первой мировой войной, революциями, голодом, эпидемией, разрухой. Но напрямую это было никак не связано. Войны и болезни могут вызывать разные подвижки в сознании, в том числе, и подъём Духа, и рождение подвига, и высокое объединение людей.