19,6K подписчиков

Названия за окном электрички: Ораниенбаум – Калище (Сосновый Бор)

3,7K прочитали

Трудно представить, что соединение между станциями Ораниенбаум-1 и Ораниенбаум-2 до советской власти вовсе отсутствовало. В Ораниенбауме-1 заканчивалась Балтийская железная дорога, открытая еще в 1857 году бароном Штиглицем. А от станции Ораниенбаум-2 в сторону Красной горки шла принадлежавшая военному ведомству стратегическая Ижорская железная дорога, построенная перед Первой мировой войной. Только в 1927 году две железных дороги соединили.

По бывшей военной железной дороге мы и отправимся сегодня до атомграда Сосновый Бор.

Ораниенбаум-2

Железнодорожная станция находится по соседству с местностью, которая раньше называлась Троицкой слободой. Здесь располагались дома строителей дворцового комплекса, а также казармы ветеранов наполеоновских войн. Здесь же находилась деревянная Троицкая церковь, по имени которой и был назван посёлок.

В 1904 году на месте старой церкви по проекту архитектора Игнатия Платоновича Горленского был построен новый храм, который можно увидеть из окна нашего поезда. Рядом с церковью располагалось Свято-Троицкое православное кладбище, на котором хоронили морских офицеров и других деятелей российского флота, служивших в Ораниенбауме и Кронштадте.

Свято-Троицкая церковь (фото Citywalls.ru)
Свято-Троицкая церковь (фото Citywalls.ru)

После революции Троицкую Слободу переименовали в Красную, и она вошла в состав города Ораниенбаум.

Во время войны на местном кладбище была устроена братская могила воинов Красной армии и местных жителей, погибших во время обороны ораниенбаумского плацдарма в 1941-1944 годах. Всего здесь было похоронено около пяти тысяч человек, из-за чего это кладбище сегодня называют Малой Пискарёвкой.

Миновав Троицкую слободу, наш поезд проезжает мимо усадьбы Зубовых «Отрада». Её развалины находятся также слева по ходу движения. Это редчайший образец дачной архитектуры начала XVIII века. Здание построено из кирпича, что для того времени было довольно необычно, так как большинство построек были деревянными.

 Остатки усадьбы Зубовых «Отрада» (фото О. Еверзов)
Остатки усадьбы Зубовых «Отрада» (фото О. Еверзов)

После революции в здании усадьбы открылась Петроградская сельскохозяйственная школа. В ней обучались беспризорники, родители которых погибли в революцию и гражданскую войну. Потом здесь был тракторный техникум и профессионально-техническое училище. После его переезда в другое место, здание усадьбы пришло в запустение.

Его разрушение в 2010 году довершила съёмочная группа фильма «Край», которая подожгла пустовавший дом ради эффектного кадра. В данный момент усадьбу Отрада пытаются восстановить.

Кронштадтская Колония

Место названо так в память о поселении немцев, иммигрировавших в Россию в XIX веке.

Немцев приглашали в Россию по приказу Александра Первого, а затем и Николая Первого. Они должны были "показать" русским крестьянам, как нужно правильно вести сельское хозяйство. Колонистам давались щедрые ссуды, а дома для них строились по проекту придворного архитектора Андрея Воронихина, создателя Казанского собора.

Имение Санс-Эннуи (фото Г. Александрова)
Имение Санс-Эннуи (фото Г. Александрова)

Кронштадтская колония была одной из самых маленьких. В ней числилось всего шесть немецких семей. Они занимались не только садоводством и огородничеством, но также работали на строительстве фортов и прокладке кабелей в Кронштадт. Летом же колонисты охотно сдавали дачи живущим в Петербурге немецким семьям.

В самом конце Кронштадтской колонии слева по ходу поезда можно увидеть заброшенные здания усадьбы Санс-Эннуи. Название усадьбе, по аналогии с дворцовым ансамблем Сан-Суси в Потсдаме, ещё в 1762 году дал великий князь Пётр Фёдорович (будущий император Пётр Третий). Он купил её для своей фаворитки, Елизаветы Воронцовой.

Бронка

После восшествия на российский престол Екатерины Второй усадьба была пожалована в вечное владение командиру кронштадтского порта адмиралу Самуилу Карловичу Грейгу и его потомкам. Его сын Алексей был командующим Черноморским флотом, а также основателем Пулковской обсерватории. К сожалению, от той, первоначальной усадьбы ничего не осталось, и нынешнее здание было построено уже в конце XIX века.

В советское время здесь размещался санаторий «Страховик», а затем военно-морской госпиталь. После закрытия госпиталя в 2009 году усадьба пришла в запустение.

Богдановская усадьба вблизи Бронной горы (фото Е. Царева)
Богдановская усадьба вблизи Бронной горы (фото Е. Царева)

Бронка идет от названия Бронной горы – возвышенности слева по ходу поезда. Сегодня Бронкой называется также морской перегрузочный комплекс, который является частью Большого порта Санкт-Петербурга.

Слева от платформы Бронка деревня Малая Ижора, которая известна с 1676 года. На шведской карте Ингерманландии она называется Терикола. После того, как эти земли вошли в состав российского государства, Малая Ижора стала императорской вотчиной.

Платформа Дубочки

По левой стороне между станциями Бронка и Дубочки чуть вдалеке находится та самая Бронная гора, по имени которой и названа знакомая нам станция. Здесь во время Крымской войны 1854 года располагался временный лагерь Николая Первого, откуда император наблюдал за англо-французским флотом, который пытался прорваться к Петербургу.

Это зрелище настолько поразило самодержца, что он приказал немедленно укрепить кронштадтские форты, а на ораниенбаумском побережье построить несколько редутов для отражения возможной высадки десанта противника. Два из этих редутов, которые принадлежали к так называемой «броннинской батарее», можно увидеть из окон нашего поезда слева по ходу движения.

Остатки редута Ополченного (фото канала https://dzen.ru/peniki)
Остатки редута Ополченного (фото канала https://dzen.ru/peniki)

Это редут Ополченный, который находится сразу за Малой Ижорой, и редут Егерский, расположенный рядом с деревней Ку́ккузи. Интересно, кстати, происхождение названия Куккузи, что в переводе с финского означает «петух». Произошло оно, по мнению некоторых историков, из-за того, что в этой деревне очень любили петушиные бои.

Большая Ижора

Нынешний посёлок городского типа Большая Ижора, на территорию которого въехал наш поезд, возник от слияния двух деревень — Большая Ижорская и Сагомилье. В переводе с финского словосочетание «сагомилье» означает «мельница с пилорамой». Здесь, на реке Чёрной, действительно, когда-то существовала такая мельница. А река Черная является границей двух бывших деревень.

пос. Больша Ижора (фото Г. Александрова)
пос. Больша Ижора (фото Г. Александрова)

В конце XIX, начале XX века Большая Ижора превратилась в популярный дачный посёлок, получивший название Приморский хутор. После революции здесь даже образовалось целое писательское сообщество. Здесь отдыхали Ольга Форш, Николай Тихонов, Михаил Слонимский и другие видные деятели советской литературы.

Во время Великой Отечественной войны в Большой Ижоре находился штаб Приморской оперативной группы, которой командовал генерал-майор Андрей Никитович Астанин. Эта группа с октября 1941 года по январь 1944-го обороняла Ораниенбаумский плацдарм.

Лебяжье

Во время обороны Ораниенбаумского плацдарма на станции Лебяжье, к которой мы скоро подъедем, базировалось два бронепоезда — «Балтиец» и «За Родину». Причём, на «Балтийце» было установлено одно из снятых с крейсера «Аврора» орудий, который в это время, не имея собственного хода, стоял в порту Ораниенбаума, обеспечивая его защиту своей огневой мощью.

А главными боевыми единицами Ораниенбаумского плацдарма во время войны были форты Красная Горка и Серая лошадь, которые находятся неподалёку от станции Лебяжье. Если посмотреть внимательно в правое окно, то за станцией Лебяжье можно увидеть, как в сторону уйдет заброшенная насыпь ветки на Красную горку. Более того, когда-то эта ветка и была частью собственно Ижорской железной дороги, которая должна была соединить Ораниенбаум и грозный форт.

Заброшенная ветка на Красную горку
Заброшенная ветка на Красную горку

Форт Красная горка или Алексеевский был построен в 1914 году во время Первой мировой войны для защиты Петрограда от наступающей немецкой армии. На северном берегу находился аналогичный форт Ино, также известный как Николаевский.

На форте Красная горка
На форте Красная горка

После революции Алексеевский переименовали в Краснофлотский, а потом в Красную Горку. Здесь находилось несколько мощных корабельных орудий, которые могли поражать цели на расстоянии до сорока километров. Стреляли они пятисоткиллограммовыми снарядами, которые оставляли после себя воронки величиной с футбольное поле. Николаевский форт был взорван в 1918 году, так как отходил к недружественной Финляндии после обретения ею независимости.

Пл. 68 км и 75 км (Карьер)

Между этими платформами тянутся карьерные разработки. Здесь добывают песок, необходимый в строительстве и производстве.

Вообще в местной земле немало полезных ископаемых. Например, железнодорожная станция Калище, к которой мы приближаемся, названа по имени деревни, упразднённой в 1959 году. Название Калище связано с добычей в древности в этих местах железа из болотной руды, которую обжигали в специальных котлах — калищах.

Карьер "Залесье" (фото компании "Лидер")
Карьер "Залесье" (фото компании "Лидер")

Местному песку мы обязаны первым успехам отечественной стекольной промышленности. В 1753 году Елизавета Петровна отдала деревню Калищи и ещё несколько ближайших деревень во владение Михаилу Васильевичу Ломоносову, который организовал здесь стекольную фабрику. Работали на ней местные крестьяне. Фабрика выпускала цветное непрозрачное стекло — смальту, кусочки которой использовались для создания мозаичных панно. Так, в частности, из местной смальты Ломоносовым было создано знаменитое панно «Полтавская баталия», которое сегодня выставлено в здании Академии наук в Петербурге.

По этому обстоятельству город Ораниенбаум, от которого мы уже далеко отъехали, в 1948 году дегерманизировали и назвали Ломоносовым.

Пл. 80 км

А мы приближаемся к платформе 80-й километр, которая, как и конечная станция Калище, уже находится на территории города Сосновый Бор. На подъезде к платформе, справа по ходу движения расположено Калищенское озеро. Оно имеет почти идеально круглую форму. Раньше, если верить ученым, оно было намного больше. В отличие от многих других водоемов в этой местности – оно естественного происхождения.

Калищенское озеро (фото Сергея Рябцева)
Калищенское озеро (фото Сергея Рябцева)

До недавнего времени озеро являлось излюбленным местом отдыха горожан, но сегодня его берега заросли травой, а сам водоём признан не пригодным для купания. Рядом с озером в 2018 году проложена экологическая тропа.

Калище (Сосновый Бор)

Ранее на месте нынешнего города Сосновый Бор находилась деревня Устье, или Усть-Ковашская. Как явствует из названия, располагалась она в устье реки Коваши, впадающей в этом месте в Финский залив. Первое упоминание о ней появляется в начале XVII века в писцовых книгах Ижорской земли, которая находилась тогда под властью Швеции. С 1889 по 1914 годы в деревне существовала Устьинская мореходная школа, из которой вышло множество высококлассных специалистов по морскому делу.

Андерсенград
Андерсенград

Сегодня градообразующим сосновоборским предприятием является Ленинградская атомная электростанция, крупнейшая в России. Её строительство началось в июле 1967 года, а первый энергоблок был введён в эксплуатацию в 1973 году. В октябре 2018 года начала работу Ленинградская АЭС-2. Также в городе действуют два научно-исследовательских института, в которых разрабатывают новейшие ядерные технологии. Большинство жителей города так или иначе связано с работой на этих предприятиях.

Одной из главных достопримечательностей Соснового Бора является огромный детский игровой комплекс «Андерсенград», построенный в 1980 году и посвящённый 175-летию со дня рождения знаменитого датского сказочника Ганса-Христиана Андерсена.

Несмотря на близость атомной электростанции, сам город Сосновый Бор экологически чист. Оправдывая свое название он утопает в зелени. Его песчаные пляжи пользуются большой популярностью в летнее время не только у местных жителей, но и у гостей из Санкт-Петербурга, которые в большом количестве приезжают сюда как на курорт.

Чистый пляж с видом на АЭС - наш ответ Грете Тунберг
Чистый пляж с видом на АЭС - наш ответ Грете Тунберг

А то, что вдали от пляжей возвышаются энергоблоки АЭС, придает отдыху определенный колорит. Да и любой специалист, а не новоявленный экоактивист, вам объяснит, что именно атомная энергетика наряду с гидроэнергетикой – это и есть настоящая зеленая энергетика будущего.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL