Найти тему
Ольга Жерносенко

Про мою бабушку, карму рода и потерянные деньги

Моя бабушка всю жизнь прожила в деревне. Когда я родилась, она уже была на пенсии, и я особо не интересовалась ее профессией, пока однажды она ловко не упаковала подарок в неприметный клочок бумаги. Упаковала и красиво перевязала ленточкой. Тогда то и выяснилось, что она всю жизнь работала продавцом. Продавец в Советском Союзе - это главный человек на деревне, районе и в любой тусовке. А потусить моя бабуля любила - каждую субботу к ней приходили друзья: они пили водку, играли в лото, а дед подыгрывал на гармони. Вероятнее всего, именно поэтому бабушка его и терпела в свой жизни.

Этот дед был мне не родным, хоть и очень душевным. Родной умер, когда папе было 13 лет. Будучи вдовой с ребенком на руках бабушка построила добротный дом и обставила его по последней моде. А потом подарила сыну на свадьбу. Моя мама до сих пор в нем живет.

Сама же бабушка вернулась в пятистенок из рубленной сосны, который построил ее отец.

В детстве я не сильно разбиралась в экономических заслугах бабушки. Только потом, почитав и послушав воспоминания знакомых, поняла, что пять пальто с меховыми воротниками и пара шуб в шкафу пенсионерки - это оказывается не норма. Но тогда мне казалось, что все так живут. У меня у самой в старшей школе была дубленка, цигейковая шуба, теплая модная, но очень тяжелая, и лисья.

Если шкаф был забит верхней одеждой, то комод - нижней, вернее бельем. Все новое. Все с этикетками. На чердаке хранились коробки (реально большие коробки!) мыла хозяйственного и душистого с разными ароматами, шампуня крапивного и яичного, стирального порошка и одеколона, который наравне с активированным углем считался панацеей от всяких недугов. Уже в 90-х эти стратегические запасы пополнились двумя рулонами ярко оранжевых штор, которые бабушка прикупила, поддавшись харизме цыганки - в общей сложности ткани было 60 метров. Что с ней делать никто не знал - когда что-то покупаешь у цыган закон о защите прав потребителей не работает. На консилиуме с участием маминых подруг родилась идея нашить из этой ткани покрывал, но реализована она не была.

В общем, бабушка была мастер что-то добывать и прятать по шкафам, чердакам, кладовым. Но пользоваться этим она абсолютно не умела. Имея коллекцию прекрасных платьев она ходила в старье. Берегла все внучкам, а нам, понятно, это было вообще не нужно. Мама это накопительство осуждала, ну и я, понятно, тоже.

Долгое время я была приверженицей бытового минимализма. Но я сильно похожа на бабушку. В 16 лет я видела в зеркале тоже самое лицо, что и на портрете над зеркалом. Единственное, чем мы различались - это рост. И я и моя сестра значительно выше родителей. Видимо, ген дылдовости в нас все же заложен, но в предыдущих поколениях он не мог раскрыть себя в полной мере из-за тяжелой жизни и несбалансированного питания.

Заглянув недавно в кладовую, забитую подушками и одеялами, я поняла, что карма рода - это серьезно. Дальнейший анализ моего имущества показал, что серьезнее некуда, но и культурно экономический контекст тоже оказывает свое влияние. Так, например, ящики с тройным одеколоном и душистым мылом модифицировались в запасы японской косметики с культуральным раствором стволовых клеток. Я это не специально, просто полтора года назад курс йены был очень выгодным. Да и вообще, учитывая возможные проблемы с доставкой нужно иметь что-то в закромах.

А три года назад была классная распродажа ECCO - несколько коробок с обувью до сих пор стоят неоткрытыми. Понимаете, в доме, в котором я выросла, в одной из кладовок стоял отдельный шкаф, где хранилась обувь, которую никто не носил. Я не помню точно, сколько пар, но как мне казалось, слишком много дохрена. Я думала, что за чушь? Зачем столько обуви? У меня никогда такого не будет - и вот, пожалуйста, повелась на распродажу также, как бабушка на обещание цыганки.

Лишние одеяла, подушки и постельное белье появились потому, что мы хотели делать глэмпинг в Солоновке, а потом решили, что можем себе позволить, оставить это место в качестве личной дачи.

А еще у меня есть инвестиционный счет с акциями, 90% которых заблокированы из-за санкций. Как только это случилось, я сразу же вспомнила бабушку, которая потеряла очень много денег после краха банковской системы СССР. Эта история очень сильно повлияла на мою психику, и прежде чем начать инвестировать, мне пришлось серьезно проработать эту тему. Тогда я убедила себя, что бабушка потеряла деньги из-за недостаточной финансовой грамотности - она жила в деревне без интернета и доступа к прогнозам независимых экономических аналитиков. Имея такой контекст было очень сложно разобраться в нюансах работы финансового сектора СССР. Сейчас другая ситуация и мои познания в экономике тоже другие. Но, как видите, это меня не спасло. Пришлось вернутся к проработкам.

И знаете, что я вспомнила? Эта трагедия очень долго переживалась в моей семье, но, переживала мама, не бабушка! От нее я вообще ничего не слышала про эти потери. Наверняка, она опечалилась в моменте, сказала что-то типа: “ты себе, черти себе!”, может даже сплюнула или выпила с горя, а потом продолжила откладывать деньги. Потом на эти деньги она оплатила мое обучение в университете - на филолога я училась бесплатно, а вот за иностранный язык пришлось доплатить. И купила мне первый компьютер.

Многие мои знакомые увидели бы в этой ситуации карму рода, но мои аналитические способности не позволяют принять столь примитивную причинно-следственную связь. Ведь деньги заблокированы не только у меня. Многие люди потеряли больше или пострадали сильнее, потому что нуждались в этих накоплениях.

Финансовая система устроена так, что сохранить деньги сложнее, чем их заработать. Поэтому семьи, которые смогли передать богатство хотя бы на три поколения вперед, считаются благородными. Беднякам кажется, что наследники получили все незаслуженно, что каждый смог бы так, это несправедливо и неправильно. Но сохранить капитал не менее сложно, чем его заработать, а быть может, даже сложнее. Это другой уровень мышления и это каждодневная работа. Чуть только расслабился - все, уплыли твои денежки в чужие карманы. Поэтому люди, которые выигрывают в лотерею через некоторое время становятся еще беднее, чем были до выигрыша.

Я знаю немало историй, когда поймав волну, человек зарабатывал огромные деньги, а потом оставался ни с чем. Вы наверняка тоже такие истории знаете.

Я не только внешне похожа на бабушку, у нас много общих черт в портрете личности. От нее мне досталось желание и стремление зарабатывать больше, чем нужно. Почему у бабушки скопилось столько всего? Не потому, что она была скряга, а потому что она много работала. Помимо основной работы у нее было домашнее хозяйство: огород, пара коров, пара телят каждый год, дюжина овец, дюжина кур и еще несколько поросят, потому что пельмени только из говядины - это не комильфо. Это хозяйство полность покрывало потребности семьи и даже были излишки. На что ей было тратить зарплату? Ну купила она несколько ящиков мыла впрок, пару шуб и автомобиль, слетала к родственникам во Владивосток, а дальше что? У советского человека, даже у продавца, имеющего первоочередной доступ ко всем дефицитным товарам, было не так много способов потратить деньги, вот они и скапливались на счетах. Поэтому их потеря и не была трагедией, боле-менее подкованные в экономике люди понимали, что это пустышка.

Могла ли я потратить на что-то полезное деньги, которые вложила в акции? Нет. Не могла. Я вообще противник излишнего потребления - сгоревшие накопления вредят только самолюбию, а выброшенные на помойку вещи оставляют серьезный экологический след.

Единственный важный вывод, к которому я пришла - не стоит рвать ж*пу ради накопительства и излишек. Но к этому выводу я пришла уже давно. Заблокированные деньги заработаны честно, но без слез, пота и кровавых мозолей на руках. Я работаю, потому что мне нравится то, что я делаю. Если человек эффективен, у него всегда будут лишние деньги, которые очень легко потерять, как легко потерять все, что не вмещается в руки. Но лучше уж так, чем жить в постоянном дефиците, перебиваясь от зарплаты до зарплаты, переживая, что нечем платить за кредит.

#инвестиции #деньги #карма #психологиябогатства