Современный афонский монах русского происхождения, Андроник, сказал одну фразу, которая вызвала критическую реакцию у слушавших его российских священников. Они, буквально «прицепились» к этой фразе и дали свои «обличающие" комментарии.
В русской церкви эта фраза считается «запрещенной», «красной линией», а на святом Афоне – нормой, обычной фразой.
Что была за ситуация? Что за фраза? И почему такая реакция?
Ситуация.
В 5 часов утра, после долгой ночной молитвы, благословенный афонский монах Андроник вышел в эфир своего Ютуб канала. Он светло и с любовью поприветствовал своих многочисленных слушателей (монах Андроник очень популярен, имеет много подписчиков и слушателей на Ютуб канале). И сказал:
«Сейчас, после ночной молитвы я испытал благодать. И из этого состояния расскажу вам…(и далее следовало о чем хочет рассказать монах Андроник».
Фраза.
Великое большинство людей не обратило внимание на фразу монаха, но почувствовали добро, идущее от него. Порадовались за него и поблагодарили.
Но эта фраза привлекла немало русских священников своей «запрещенностью».
Монах сказал: «я испытал благодать».
Как он посмел столь самонадеянно сказать о «благодати». По этому поводу потом высказались и игумен Савва (Мажуко) и пресс секретарь Донской епархии Игорь Петровский. Ряд других священников.
Реакция
Последовала сразу же от них реакция: «если говорит, что он в благодати – значит он в прелести». Такая вот связка сработала. Как там в правилах логики - если А, то Б? Если в благодати - значит в прелести.
Почему такая реакция?
Это отрицательная связка слов «благодать» и «прелесть» глубоко историческая в русской церкви. Во многом благодаря трудам святителя Игнатия Брянчанинова, который очень осторожно подходил к понятию «благодати» и очень серьезно изучал явление «прелести». Как человек святитель Игнатий был очень самокритичен.
Вот просто нельзя говорить о том, что ты испытал «благодать». Если говоришь – то значит ты в «прелести».
Как относятся к «благодати» на Афоне?
На святом Афоне, да и не только там, за пределами русского православия, нет ничего предосудительного, если христианин (монах или мирянин) испытывает состояние «благодати». Если он уместно (то есть не хвалясь этим и не хвалясь собой) скажет об этом.
Есть такое понимание, что состояние благодати, подаваемое Богом, способен испытать любой человек. Бог дарует его. А подарить Он может любому.
Есть разные степени благодати, устойчивость и не устойчивость благодати – это да. Это уже для посвященных подвижников, опытных в молитве, посте и покаянии. Но мы не говорим сейчас о высших пилотажах.
Это как в примере - аналогии. Играет в футбол и забивают голы дворовая команда и команда высшей лиги. Может ли дворовая команда сказать, что она играет в футбол? Да. Конечно, не так как команды высшей лиги. Но все же.
Монах Андроник молился долгой ночной афонской молитвой (что это такое – можно почитать в трудах святого Иосифа Исихаста) и ему пришла благодать какой-то степени. Из этого состояния, как бы даря его частичку – он обратился к своим слушателям. Разве это плохо? Разве это "прелесть"?
«Поделись улыбкой своей и она к тебе не раз еще вернется» - так пели в славной советской песне?
Перефразируя ее на афонский лад «Поделись благодатию своей и она к тебе вернется».
Ведь здорово?! В этом любовь к Богу и к людям – в таком поведении монаха Андроника?
Но почему же русская церковь запрещает говорить об испытанной благодати?
Вероятные причины 2:
1.Не все достойны благодати, а только избранные. В таком понимании есть что-то возвышающееся. Христианский ли дух в таком возвышении?
2. Безблагодатность. Приветствуется безблагодатность. И постоянное беспросветное самоуничижение. Вот, если сам себя унизил или тебя унизили – вот это классно. Молодец.
А если в благодати и поделился ей – то в прелести. Надо постоянно бояться прелести и потому бежать от благодати. Всегда считая себя недостойным.
Заключение.
Может быть, все наоборот? Убегая от благодати, боясь благодати, всякое благодатное состояние считая прелестью – не убегаем ли мы от Бога и от любви Божьей?
А зачем бежать? Открыться, принять и поделиться с людьми. Не это ли настоящее христианство?
Может быть монах Андроник и богомудрые афонцы правы?
Что думаете?
Пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на этот канал.
Любви всем.