В этом тексте идёт речь об автомобиле ГАЗ-13 «Чайка»: истории его создания и интересных фактах.
По сравнению с «чёрными воронками» сталинской эпохи, которые вызывали смешанные чувства — желание обладать и страх, — «Чайка» стала более приятным символом.
Но для простых людей она оставалась такой же недосягаемой.
История автомобиля
В середине 1950-х годов назрела необходимость создания нового автомобиля класса «Чайка», поскольку стало очевидно, что представительский ЗИМ, запущенный в производство сразу после войны, устарел. Этот тяжёлый и высокий автомобиль выглядел архаично на фоне стремительных и элегантных американских моделей того времени.
Сначала конструкторы планировали лишь модернизировать старую платформу, в результате чего появился автомобиль ЗИМ-12В. Но, несмотря на модную двухцветную окраску и обновление дизайна, лимузин не стал легче и современнее — возможности для модернизации были исчерпаны. Тогда к работе над созданием нового образа подключился знаменитый художник Лев Еремеев, автор дизайна ГАЗ-21, который также был «крёстным отцом» ЗИЛа-111, что объясняет сходство этих двух моделей.
После многочисленных экспериментов коллектив пришёл к выводу, что сделать ЗИМ современным уже невозможно, и с середины 1950-х годов на заводе начали работу над проектами «Чайка» и «Стрела». Образ будущего автомобиля формировался непросто и небыстро.
В 1956 году НАМИ закупил несколько американских автомобилей Packard и Imperial для всестороннего исследования. Среди них были Packard Caribbean и Packard Patrician 1956 модельного года.
Существует легенда о том, что в НАМИ провели закрытую выставку только для членов Коммунистической партии (беспартийные советские граждане могли не выдержать культурного шока от встречи с заокеанскими автомобилями), после которой часть автомобилей передали на ГАЗ, а часть — на ЗИЛ для детального изучения.
Так или иначе, «Паккарды» попали на Горьковский завод.В 1957 году опытная партия из 9 «Чаек» (разные источники называют разное количество) отправилась в пробег протяжённостью 21 000 км. Все автомобили были окрашены в модный в то время двухцветный цвет — бежевый с красным или бежевый с бледно-салатовым.
В 1959 году «Чайка» пошла в серию, и сразу после официального дебюта в высших эшелонах власти началась настоящая борьба за этот автомобиль. Объём производства предшественника (ЗИМ/ГАЗ-12) составлял несколько десятков тысяч, и сам ЗИМ был широко распространённым номенклатурным автомобилем.
Про ГАЗ-13 этого сказать было нельзя, и такая ситуация сразу же создала группу «обиженных» чиновников.Однако военные нашли выход из ситуации: на одном из оборонных заводов к кузову «Чайки» приваривали переднюю и заднюю части от ЗИМа.
В результате получался довольно необычный автомобиль, прозванный в народе «Ослобык». Можно только восхищаться мастерством неизвестных героев, которые соединяли автомобили разных характеристик и эпох.
Логотип машины
Наши «Чайки» похожи на американские Packard не только формой фар, спрятанных под козырьками, повторителей поворотов и «зубастой» радиаторной решётки.
Наталья Колесникова, директор музея истории Горьковского автозавода, рассказывала, что однажды на экскурсии кто-то спросил Лебедева, дизайнера ГАЗа, почему автомобиль называется «Чайка».
Лебедев ответил, что решение о названии родилось быстро: будущий автомобиль должен был стать классом выше тех, что до этого выпускал завод. Поэтому если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.
Конечно, официально использовалась более «народная» и романтичная версия.
В брошюре говорилось: «Жители Горького, города на Волге, часто видят, как чайки стремительно летают над рекой. Поэтому, когда нужно было выбрать название для новой легковой машины высшего класса ГАЗ-13, автомобилестроители остановились на имени „Чайка“».
С какой машины скопировали?
Хотя «Чайка» явно напоминает американскую модель, которая вдохновила создателей ГАЗ, назвать её точной копией «Паккарда» было бы неправильно.
Несмотря на заимствование некоторых стилистических решений, советский седан отличался типом кузова, схемой остекления и формой боковин и задка. Также оригинальными были «сложенные крылья», созданные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла.
Принимая во внимание все эти особенности, ГАЗ-13 можно считать вершиной «аэро» стиля в советском автомобилестроении и его первым ярким представителем.
Модели автомобиля
На основе базовой модели ГАЗ-13 производились различные варианты, в основном небольшими сериями или в рамках экспериментов. Особенно запутанной для обывателей кажется история с очень похожей моделью от московского завода — ЗИЛ «Чайка».
Как ни странно, это название не соответствует действительности, но об этом позже. В двух словах расскажем об основных модификациях и «родственном» ЗИЛе.
ГАЗ-13 «Чайка» седан
Большинство автомобилей имело кузов типа седан, когда выезжало за ворота завода. Всего было произведено около 3200 экземпляров (по некоторым данным — 3179), но точно назвать эту цифру сложно. Несмотря на формальное серийное производство, ГАЗ-13 явно не был доступен каждому. Часто заказывались индивидуальные версии.
Кроме того, путаницу вносила необычная процедура капитального ремонта, когда вместе с проверкой узлов и агрегатов полностью заменялся кузов. Как именно это отражалось в заводской документации и как учитывалось в статистике производства, вероятно, не знают даже самые преданные поклонники модели.
Под капотом «Чайки» находился мощный бензиновый двигатель V8, который в зависимости от модификации развивал от 195 до 215 лошадиных сил. Учитывая сухую массу автомобиля в 2100 кг, это обеспечивало хорошую динамику. Разгон до 100 км/ч занимал 20 секунд, а максимальная скорость достигала 160 км/ч. Крутящий момент передавался на колёса через автоматическую 3-ступенчатую трансмиссию с гидротрансформатором, которая имела уникальное кнопочное переключение режимов.
ГАЗ-13А «Чайка» лимузин
Версии ГАЗ-13А было присуждено громкое название лимузина лишь формально — из-за перегородки между передним рядом и остальным пространством салона. Машина не обладала удлинённой базой или какими-либо особыми техническими преимуществами.
Отличие от классической «Чайки» заключалось в отсутствии двух средних откидных кресел для стенографистов или охранников, что обеспечивало пассажирам полную конфиденциальность. Этот вариант выпускался по заказу Министерства обороны и был изготовлен в ограниченном количестве.
ГАЗ-13С «Чайка» универсал
Версия ГАЗ-13 с пятью дверями имела в индексе дополнительную букву «С» и была выпущена в очень небольшом количестве — около 20 автомобилей. Их производство было организовано на дружественном автозаводе РАФ в Латвии, а дополнительный объём получали путём ручной надстройки кузова обычного седана.
В итоге почти все из двух десятков экземпляров имели некоторые отличия. Универсалы «Чайки» предназначались для медицинского обслуживания представителей власти и их приближённых, поэтому, конечно, классических крестов на них не было, а цвет был исключительно чёрным.
Тем не менее внутри они были оснащены аналогично обычным медицинским автомобилям и имели носилки в качестве лежачего места. Кроме того, два экземпляра ГАЗ-13С были выполнены в версии катафалка.
ГАЗ-13Б «Чайка» фаэтон
Ещё одна версия базовой модели, выпущенная небольшим тиражом. Как понятно из названия, эта «Чайка» была четырёхдверным автомобилем с откидным верхом.
Такие автомобили традиционно, как и во всём мире, использовались для участия в официальных парадах и других массовых мероприятиях, требующих официальности и торжественности.
Механизм складывания тента был автоматизирован с помощью двух гидроцилиндров, которые приводились в действие кнопкой в салоне.
Отличия ГАЗ-13 «Чайка» от ЗИЛ-111
ЗИЛ-111 часто ошибочно называют «Чайкой», хотя у этой модели никогда не было собственного имени. Внешне они действительно похожи, но созданы независимо друг от друга. Сходство объясняется работой одного дизайнера — Льва Еремеева.
На самом деле это два совершенно разных автомобиля: у них разные размеры, двигатели, интерьеры и всё остальное. Детальное сравнение ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111 заслуживает отдельной статьи, поэтому ограничимся кратким описанием.
«Чайка» — это своего рода S-класс того времени. Автомобиль дорогой, роскошный, но всё же относительно массовый, на нём можно было ездить каждый день. ЗИЛ-111 — это «Аурус» правительственного гаража.
На нём могли ездить лишь немногие люди из высших эшелонов власти СССР, а личное владение таким автомобилем было невозможно даже теоретически.
Поэтому ЗИЛы выпускали практически поштучно, максимально используя ручную работу — даже кузовные детали делали вручную, без использования штампов. Из-за этого в случае ДТП многие панели нельзя было просто перенести с одной машины на другую.
Сколько стоит машина «Чайка»
Сегодня, в отличие от прежних времён, купить «Чайку» может любой желающий. Теоретически. Но есть одно условие: покупатель должен быть обеспеченным человеком. На сайтах частных объявлений сохранившиеся экземпляры предлагаются по невероятным ценам.
Цены на самые простые и требующие ремонта автомобили начинаются от 3–5 млн рублей, а за эксклюзивные версии, сделанные по индивидуальному заказу, или профессионально отреставрированные, просят десятки миллионов. Средняя стоимость ГАЗ-13 значительно превышает цену новых премиальных седанов, не говоря уже о массовых моделях.
Таким образом, времена изменились, но «Чайка» спустя 65 лет осталась прежней: красивой, желанной и недоступной для простого человека.
Чтобы быть в курсе новых публикации о других значимых автомобилях, не забудьте подписаться на канал.
ВАЗ 2101: История создания легендарного отечественного автомобиля