В мире Голливуда быть живой иконой — не легкое дело, особенно если ты всего лишь киноактриса. Но Мэрилин Монро сделала невозможное. Она стала самой кассовой актрисой при жизни и остается популярной даже спустя 60 лет после смерти. Некоторые утверждают, что ей просто повезло. Мэрилин Монро – это история случайностей, где она оказалась в нужное время и месте. Но как это возможно? Сирота, пережившая много приемных семей, страдала от насилия и работала на заводе. Потом появился фотограф, и её жизнь изменилась. Из тяжёлой борьбы она превратилась в красивую сказку. Другие же утверждают, что Монро была сложной и умной женщиной. Она была не уверена в себе, но стремилась к совершенству во всём. Её успех – результат невероятного трудолюбия, отличавшего её от других звёзд. Давайте рассмотрим, кто на самом деле была эта женщина. Добро пожаловать в Голливуд.
Ранние годы великой звезды
Одним из наиболее распространенных мифов о Мэрилин Монро является представление о том, что она случайно стала актрисой. На самом деле, история ее карьеры гораздо интереснее. С детства она мечтала стать актрисой и готовилась к этому. Возможно, ее первые шаги в мире моды и фотографии были случайными, но желание стать актрисой присутствовало у нее задолго до того, как она стала звездой Голливуда.
В том далеком 1926 году, в городе ангелов, увидела свет девочка, получившая свое имя в честь двух кинозвезд - Нормы Толмэдж и Джин Харлоу. И хотя её звали Норма Джин Мортенсен, она прославилась под псевдонимом Мэрилин Монро. Её жизнь переплеталась с различными историческими личностями, включая Чарли Мэнсона. Возможно, на первый взгляд удивительно сочетание актрисы и маньяка, однако обоих объединял музыкант Мэрилин Мэнсон, стремившийся отразить в себе и самое тёмное, и самое светлое Голливуда. Ещё одна схожесть заключалась в том, что оба не знали своих отцов и провели детство в неблагополучных семьях. Несмотря на это, их жизненные пути были совершенно разными.
Мать Нормы Джин, Глэдис Бейкер, была простой помощницей монтажера на киностудии RKO Pictures. Киноиндустрия настолько увлекала женщину, что она стремилась копировать поведение голливудских звезд, вместе со своей подругой Грейс крутила бесконечные романы и веселилась в барах. К моменту рождения Нормы Джин у нее уже было двое детей от двух браков, причем ее первый муж получил единоличную опеку над их детьми через суд. Норма Джин узнала о своем сводном брате и сестре только в 18 лет.
Однако же для детей это было скорее спасением, нежели ужасной ситуацией. Дело в том, что их мать Глэдис Бейкер, несмотря на то что у нее появился уже третий ребенок, была совсем не готова к роли матери. Всего через две недели после рождения Нормы Джин она отдала ее в другую семью.
Причиной такого поступка было два фактора: во-первых, Глэдис не могла сидеть с дочерью из-за того, что не могла позволить себе уйти с работы. А во-вторых, у самой Глэдис были проблемы с ее матерью, которая после того как узнала о рождении еще одного ребенка уплыла в круиз, после чего начала настаивать на том, чтобы Глэдис кому-нибудь отдала младенца.
В итоге двухмесячная Норма Джин поселилась в семье Болендеров, которые были строгими и добропорядочными христианами, занимавшимися тем, что воспитывали чужих детей за деньги. Детских садов в США тех годов не было, поэтому такая работа была распространена. Глэдис же виделась с дочерью только по выходным.
Тут мы имеем дело с еще одним распространенным мифом о ранних годах Монро. Говорят, что она почти каждый год меняла приемные семьи и страдала от голода и плохого обращения. Появился этот миф тогда, когда Мэрилин уже стала звездой, и журналисты специально усилили драматизирование ее истории, чтобы вызвать интерес у публики. Сама Монро поддерживала такой образ, ведь ей было известно, что эти истории продавались на ура. Но на самом деле, ее раннее детство было проведено в довольно хороших условиях, особенно если учесть, что это происходило во время Великой Депрессии, когда множество людей по всей стране оказались без работы и не могли купить себе даже еды. Норма получала достаточное питание, заботу, училась, ей дарили игрушки, и не мешали ей видеться с матерью. Единственное, что портило ее детство, это то, что она сама не могла разобраться в сложных семейных отношениях.
Девочка видела, как другие дети взаимодействуют с родителями и не понимала, почему женщина, которую она называет мамой, приходит к ней только раз в неделю, а отца она не видела вообще. Здесь начинает проявляться психологическая травма, от которой Монро не сможет избавиться до конца жизни. А потом и Глэдис стала появляться все реже, но не потому, что решила полностью уйти из жизни дочери, а потому что переживала глубокую личную драму.
Среди родственников Монро существовало поверье, что со временем все они лишатся рассудка. Глэдис ясно помнила, как ее отец внезапно начал проявлять перепады настроения, а затем постепенно терял память и здравый ум, закончив свои дни в психиатрической клинике. Семейное проклятие, как казалось, настигло и мать, так что Глэдис жила в постоянном страхе стать жертвой того же судьбоносного наследия. Забегая вперед, можно сказать, что ее опасения оправдались – Глэдис сама оказалась в клинике, а Мэрилин также дважды сталкивалась с психическими проблемами, оказываясь в лечебнице. Это могло бы придать семейной легенде ясное объяснение и помочь понять все события в жизни Монро, включая ее трагическую смерть. На самом же деле у нас нет оснований полагать, что в семье Монро было наследственное психическое заболевание. Дедушка умер от сифилиса, известного своей возможностью разрушать мозг, а бабушка Монро изменила свое поведение только после перенесенного микроинсульта. И никакой магии тут нет. Но для Глэдис все выглядело однозначно – ее ожидала та же участь. В результате, она перестала уделять дочери внимание и полностью изменила свои привычки тусовщицы.
Маленькую Норму Джин Болендеры, воспитывали далеко не так, как воспитывала ее мать. Такова была их религия. Каждый день девочка должна была молиться о том, чтобы не проснуться в аду, должна была клясться в том, что никогда не притронется к спиртному и табаку. "Мы ходим в церковь, а не в кино". Естественно такое резкое расхождение во взглядах родной матери и приемной семьи дезориентировало девочку. Жестокая дисциплина в доме Болендеров позволяла выражать детский бунт только посредством внутренних переживаний. Однако приемная семья все же находила причины для недовольства.
Впервые Норма Джин вышла на сцену в возрасте 6 лет, во время пасхального представления в 1932 году. По задумке постановщика, 50 детей, стоявших в черных мантиях, под которыми скрывались белые туники, должны были одновременно скинуть их с себя, образовав белый крест, в форме которого они стояли. Однако Норма засмотрелась на людей в зале, пропустив сигнал. Тем самым она осталась единственным ребенком в черной мантии. Болендеры никогда не смогли ей этого простить. В тот вечер Норма услышала, как во время беседы с мужем, миссис Болендер сказала что хочет избавиться от Нормы. И вскоре так и произошло.
В 1932 году Норма пошла в школу, но надолго там не задержалась. У девочки с раннего детства был один верный друг - пес по кличке Типи. В один день он как обычно лаял во дворе, но внезапно пришел сосед и застрелил собаку, потому что устал слушать его лай. Девочка провела в истерике несколько дней, пока не приехала ее мать глэдис, которая помогла похоронить любимца, собрала вещи и увезла дочь с собой в Голливуд. Норма Джин навсегда покинула семью Болендеров, а вместе с ней и суровые принципы, царившие в доме.
Воссоединение с матерью
Неожиданное решение Глэдис воспитывать дочь в одиночку кажется странным, почти отчаянным поступком. Возможно, она все-таки хотела принять участие в воспитании дочери. Возможно, кто-то внушил ей, что так будет правильно. А может быть, дело в кредите, который Глэдис взяла на покупку дома. В разгар экономического спада правительство предлагало беспроцентные кредиты бедным семьям с маленькими детьми. Глэдис прошла отбор на получение кредита, но для того, чтобы получить деньги, ей пришлось самой жить с ребенком. Глэдис забрала Норму и действительно купила дом. Однако ей нужно было как-то вернуть деньги, пусть и без процентов. Поэтому она сдала свой дом нескольким актерам. Затем она сняла одну из комнат для себя и своей дочери. И все, казалось бы, наладилось.
Так Норма Джин впервые познакомилась с настоящими актерами. Ее мать все еще подрабатывала на киностудии, как и ее подруга Грейс. Поэтому неудивительно, что в доме они говорили почти исключительно о фильмах. Жизнь здесь была шумной и разнообразной, совсем не похожей на простую жизнь в деревне. Глэдис и Грейс много работали, когда это было необходимо, а в остальное время веселились. Они любили танцевать, петь, выпивать и играть в карты. У них было много друзей и коллег. Поначалу Норма Джин была шокирована всем этим. Из-за своего строгого религиозного воспитания она думала, что все они попадут в ад. Кроме того, они постоянно смотрели фильмы. Здесь фильмы не только не осуждались, но, напротив, считались необходимой частью жизни. Если раньше воспитатели говорили, что хорошие люди ходят в церковь, а не в кино, то теперь в течение двух лет, каждые выходные, Норму Джин регулярно водили на все сеансы. Больше всего ей запомнилось увлечение Глэдис и Грейс актрисой тридцатых годов, ослепительной блондинкой Джин Харлоу. Теперь актриса станет для Нормы примером для подражания.
Однако в жизни Нормы снова произошли грандиозные изменения. Мать Нормы Глэдис получила письмо о том, что ее дед покончил с собой. Эта новость выбила женщину из колеи не только из-за того что это был ее близкий человек, но и из-за того, что она внезапно вспомнила про то самое родовое поверье. Эта смерть окончательно убедило Глэдис в том, что над всей их семьей висит клеймо психических болезней. Из веселой женщины она снова превратилась в нелюдимую тень.
Грейс была лучшей подругой Глэдис уже более десяти лет. Она заметила изменения в ее поведении и обратилась к невропатологу. Врач осмотрел ее и прописал лекарства; неизвестно, что именно начала принимать Глэдис в 1933 году. Однако, по ее воспоминаниям, она очень сильно отреагировала на лекарство. В то время психофармакология находилась в зачаточном состоянии. Люди еще не знали, как действуют те или иные психотропные препараты. Лекарства Глэдис не помогали и, казалось, только усугубляли ситуацию. Поэтому за несколько месяцев до своего 32-летия мать Нормы Джин поместили в психиатрическую больницу. Врачи лечили пациентку только одним способом - отдыхом. Иногда ей давались отгулы из лечебницы с целью проверить, сможет ли она жить в реальном мире. Глэдис не получала никакого другого психиатрического лечения и постепенно ушла в темный и мрачный воображаемый мир. Опеку над Нормой взяла на себя Грейс. Непоседливая, шумная и активная женщина. Она была третьей матерью Нормы Джин за последние восемь лет.
Третья семья
В жизни Нормы снова произошли большие перемены и появились новые надежды. Однако вместе с этим кардинально изменились и стандарты поведения. Мисс Болендер называла Голливуд адом на земле. Мать Нормы считала, что фильмы предназначены для невинного удовольствия. Но Грейс пошла дальше. Она считала, что кино - это единственный реальный мир и что люди должны не просто смотреть фильмы, а охотно подражать жизни тех, кто живет на экране. Такое смешение идеалов в голове девочки, которой еще не было восьми лет, порождало невероятную путаницу и огромное противоречие. Она понятия не имела, как себя вести. Порядочная юная леди, сформированная миссис Болендер, старалась избегать всякого легкомыслия и жить в соответствии со строгими моральными принципами. Ребенок, которого навещала Глэдис, стремился поощрять, утешать и радовать свою мать. Девочка, созданная Грейс, напротив, была призвана отказаться от всего этого и стать совершенно другим существом, выдуманным персонажем.
Но Грейс совсем не хотела воспользоваться Нормой Джин в своих целях, как может показаться на первый взгляд. По воспоминаниям коллег, Грейс на самом деле очень сильно любила девочку и таким образом она, скорее, пыталась через нее добиться тех высот, которых хотела достичь сама. Норму не только не отговаривали от такой жизни как это обычно бывает, но целенаправленно готовили к ней. Грейс красиво одевала девочку в шерстяные модные платья, укладывала ей волосы в стильные прически и настаивала, чтобы девочка улыбалась и надувала губки.
Благодаря работе в кино Грейс узнала, что макияж, свет, фильтры и тени могут изменить внешность женщины. Она также знала, чего хотят киностудии и публика и что может сделать современная пластическая хирургия. Грейс неустанно работала, чтобы создать идеальную иллюзию Нормы Джин и показать ее нужным людям. Например, она привела ее в монтажную студию и представила всем сотрудникам. Такое "промывание мозгов" повторялось каждую неделю в течение нескольких месяцев. Грейс была буквально одержима идеей сделать из Нормы Джин новую Джин Харлоу. Она не раз говорила, что нет никаких препятствий для того, чтобы стать точно такой же, как она. На встречах с Глэдис Грейс весело рассказывала о платьях, купленных для Нормы Джинн. Однако Глэдис, казалось, это ничуть не интересовало. Все, о чем она могла думать, - это ее собственное душевное расстройство.
В это время Норма Джин продолжала официально жить в голливудском доме Глэдис. Но в силу своего возраста она не могла за него платить. Вскоре актеры, жившие там, уехали, а сам дом пришлось выставить на продажу. Маленькая Норма оказалась под угрозой остаться на улице. Тогда Грейс решила официально стать опекуном ребенка. Для начала ей нужно было получить разрешение от Глэдис и доказать суду, что отец не может претендовать на опекунство. Ведь узнать, кто это, не представлялось возможным. Но был еще один нюанс. По законам Калифорнии ребенок должен был прожить в детском доме шесть месяцев, прежде чем его усыновят. Грейс опасалась, что это окончательно сломит дух ребенка, поэтому выбрала другой путь. Она обнаружила, что недалеко от нее живет семья Джиффинов. Они делали то же самое, что и первые приемные родители Нормы Джин. Грейс согласилась, чтобы Джиффины присматривали за Нормой. Она почти ежедневно навещала их и еженедельно писала письма в различные инстанции, с просьбой обойтись без помещения ребенка в приют. Через два месяца суд разрешил Грейс забрать Норму Джин к себе домой.
Для Нормы Джин по итогу все складывалось как нельзя лучше. Но в дело опять вмешался случай, который никак нельзя было предсказать. Впервые за несколько последних лет Грейс завладела любовь к мужчине, который навсегда изменил ее планы и судьбу Нормы заодно.
Эрвин Годдард был на десять лет моложе Грейс, красивый мужчина высокого роста, дублер известных актеров. Они поженились всего через несколько месяцев после знакомства, которое произошло весной 1935 года. Также в доме поселилась дочь Годдарда от первого брака. Грейс была счастлива, но для Нормы Джинн все было не так хорошо. У Годдарда были вечные проблемы с финансами, и он начал уговаривать Грейс оставить Норму в приюте по причине того, что у него были проблемы с деньгами и он не знал как прокормить двух детей. На тот момент Грейс все еще оформляла опекунство, однако в конце концов она уступила мольбам мужа.
В свете грандиозного плана по превращению девочки в кинозвезду нелегко было сообщить ей, что в сентябре ей придется переехать в детский дом. Для Нормы Джин это означало еще один внезапно разорванный союз и еще одно невыполненное обещание. 13 сентября 1935 года Грейс собрала вещи Нормы Джин и отвезла ее в детский дом в Лос-Анджелесе. Там она прожила следующие два года, но это не положило конец их отношениям. Грейс понимала, что поступила неправильно, поэтому продолжала добиваться опекунства. Теперь она просто тянула время, надеясь, что Годдард найдет хорошую работу, но, к сожалению, этого так и не произошло. Поэтому Грейс отмахнулась от своих ожиданий и забрала Норму Джинн домой, как только ей исполнилось 11 лет. И снова началась новая жизнь с приемной матерью и ее мужем. Однако и вторая попытка оказалась недолгой.
Однажды ночью пьяный Годдард вошел в комнату Нормы Джин и попытался ее изнасиловать. Норме удалось вырваться и убежать на улицу, где она несколько часов бродила, всхлипывая и трясясь от страха. Для девочки, оставшейся без отца, этот случай стал одним из самых травмирующих в ее жизни. Ее первый физический опыт с мужчиной навсегда разделил секс и любовь. Норма Джин немедленно пожаловалась Грейс, которая, вместо того чтобы развестись с обидчиком, решила снова отослать приемную дочь подальше от дома, на этот раз к своим родственникам.
Норма нашла приют у двоюродной бабушки, которая жила с внуками в маленьком городке на границе Лос-Анджелеса и штата. Но это не спасло ее от насилия: в 1938 году, незадолго до того, как Норме Джин исполнилось 12 лет, двоюродный брат принудил ее к сексуальному контакту. Этот инцидент еще раз напомнил Норм, что мужчины вожделеют ее, но только для того, чтобы еще больше оскорбить и унизить. Не стоит забывать, что в то время ей не было и 12 лет, и это оставило ей сильную травму.
Становление личности
С деньгами в семье было туго. Юбка, которую купила Грейс, со временем стала тесной в бедрах. Поэтому Норма нашла креативное решение. Она купила пару дешевых мальчишеских брюк. Это вызвало большой переполох в классе. В те времена девочкам не разрешалось носить брюки. Ее дважды отправляли домой, чтобы она оделась как следует. Но, разумеется, безрезультатно. И это было еще не все. Постепенно Норма Джин начинает осознавать свою сексуальную привлекательность. И ей это нравится. Она наносила яркий макияж в то время, когда косметика не была нормой в школе. Но ей удавалось оставаться в рамках приличий. Однако для самой Нормы это была своего рода игра. Она как будто создавала свой образ, пытаясь стереть плохое прошлое. Когда она приводила себя в порядок перед зеркалом, то словно становилась другим человеком. И вот вместо потерянного, одинокого и брошенного ребенка родилась королева школы. Норма Джин не выглядела особенно красивой девочкой. Ни волосы, ни лицо, ни черты. Но она обладала обаянием. Это было тем более удивительно, что никто в школе не считал ее распутной. Между девочками иногда возникали грязные сплетни. Но никогда о Норме Джин.
Тогда она предприняла первые попытки выступать на сцене. Однако она ужасно боялась публичных выступлений. Настолько, что стала жутко заикаться и не могла говорить сама. Странная черта для будущей звезды, не находите? Кстати, эта проблема не исчезла, когда началась ее кинокарьера. Норма Джин всю жизнь боялась сниматься. В 15 лет в ее жизни появилась первая любовь, Джеймс Догерти. Он был на пять лет старше Нормы Джин и, если уж на то пошло, имел самую маленькую разницу в возрасте из всех ее будущих возлюбленных. Юной Норме он казался идеальным мужчиной, особенно ей нравились его усы, за счет которых он прибавлял в возрасте.
Сам Догерти поначалу не обратил внимания на девушку. Напротив, она показалась ему слишком маленькой. И, возможно, этот роман закончился, не успев начаться. Однако развитию их отношений стала активно помогать Грейс. Она давала Норме деньги на походы в кино с Догерти. Она предложила им вместе отправиться в горы. Догерти не знал, что ее считают парнем Нормы Джин. В начале 1942 года, в разгар Второй мировой войны, пришло еще одно важное известие. Муж Грейс наконец-то нашел работу и переезжает в другой штат. Это означало, что, если Грейс и ее муж уедут, Норме Джин придется вернуться в приют до своего совершеннолетия. Это было совершенно невыносимо. И на этот раз она бы не простила этого Грейс. Но из этой ситуации был выход. И нашла его не Грейс, а мать парня Нормы Джин. Она сама дала сыну подсказку, чтобы тот женился на девушке. За несколько месяцев до окончания учебного года 16-летняя Норма Джин буквально ошеломила своих учителей и одноклассников. Она объявила, что бросает школу, потому что выходит замуж. С тех пор ее формальное образование действительно прекратилось.
Девушка делилась, что в связи с этим браком не горевала, но и не чувствовала себя в нем счастливой. они с мужем редко разговаривали и не потому что были обижены друг на друга или поссорились, а потому что им было нечего друг другу говорить.
Они ходили на танцы, где Норма была звездой шоу. Все это постепенно стало сводить Догерти с ума и вызывало сцены ужасной ревности. Однажды она жестоко пошутила с мужем, притворилась, что спрятала любовника дома, и с ужасом и весельем наблюдала, как он пытается его найти. Наряду с танцами это было одним из ее немногих удовольствий в браке. Следует также сказать, что Норма Джин никогда не изменяла своему мужу.
Шел 44-й год, армии требовались молодые, сильные мужчины, и Догерти отправили инструктором на Тихоокеанский флот. А Норма Джин превратилась из домохозяйки в пролетарку. Свекровь нашла ей работу на авиационном заводе. Там будущая кинозвезда Норма Джин лакировала фюзеляжи самолетов за самую низкую зарплату в стране, и там же она познакомилась с фотографом, который решил использовать ее в качестве модели.
Этот момент можно считать ключевым в ее карьере, и об ее последующей жизни я расскажу в следующей статье. Делитесь своими впечатлениями о раннем детстве и юности великой актрисы в комментариях!