Из всего огромного количества меломанов виниловыми грампластинками увлекаются процентов 10-15. И из всей общей массы винильщиков, тех, кто всерьёз обращает внимание на издания, процент примерно тот же. А настоящих исследователей, буквоедов, вообще, единицы. Таких доброжелатели называют чудаками, а недоброжелатели, чудаками на другую букву. Многие любители относятся к этим заморочкам скептически. Они считают, что незачем им копаться в этих буковках, циферках, бортиках и канавках, а нужно просто слушать музыку. Во многом они правы, сама музыка намного важнее любых самых редких и ценных изданий. Но музыку можно послушать и с других носителей, а тем, кто всерьёз подсел на винил, мат-часть знать необходимо. Главная ценность винила это звук. А чтобы подобрать лучшее издание по звуку, нужно перебрать и переслушать их не один десяток. На первый взгляд, визуально все пластинки почти идентичны, но звук у них может быть разным. А вот чтобы выбрать из всех изданий лучшее, нужно обращать внимание на лейблы и мастеринг. Но оставим звук в покое, иначе мы можем слишком далеко забрести. Винил это не только звук, но ещё предмет коллекционирования. И у каждого винилового издания есть своя коллекционная ценность. Как я писал выше, на первый взгляд виниловые пластинки и их конверты ничем не отличаются, но прайс на них может быть очень разным. Одна пластинка одного и того же альбома может стоить 5 $, а другая 5000 $. И чтобы отличить одну от другой, нужен определённый опыт и знания. Некоторые мои приятели не относятся всерьёз к разнице изданий. Они говорят, что им безразличны все эти первопрессы, лейблы и матрицы. Но это всё до той поры, пока у них не наступает момент продать надоевшую пластинку. Вот тут они идут ко мне и спрашивают, какой у них пресс? Я им отвечаю – «вам же это безразлично». Но они тогда говорят – «а вдруг у меня шанхайский барс, а я его продам по цене мексиканского тушкана». Железная логика. Или ещё такой диалог – «почему у меня пластинку не покупают за тысячу рублей, а тебе за такую же предлагают тысячу евро?» Я им отвечаю –«Стало быть, не за такую, а немножко за другую. Учите мат-часть!» Действительно, некоторые прайсы на винил впечатляют, и они вполне обоснованы. Редких оригинальных пластинок больше не становится, и цены на них только растут. А коллекционеры народ грамотный и прагматичный. В пустышку они вкладываться не будут.
Может быть, сравнение не совсем корректное, но давайте возьмём в пример живопись. Репродукции Джоконды продаются в каждом ларьке и стоят копейки. Обычный любитель на беглый взгляд хорошую копию от оригинала вряд ли отличит. Но оригинал её бесценен, и ценители искусства едут в Лувр со всего мира, чтобы только на мгновение взглянуть на этот шедевр.
Примерно такая же ситуация и с винилом. Настоящие коллекционеры, ни за что не будут размениваться на переиздания и новоделы. Их интересуют только, самые первые прессы, с оригинальными лейблами, самыми ранними матрицами и полной комплектацией. А вот определить самое первое издание – это целая наука. У коллекционеров джаза в приоритете американские издания, они исследуют лейблы, производившие джазовую музыку. А коллекционеры рока в основном копают английские прессы.
Для идентификации первого пресса иногда бывает достаточно одного лейбла. Но часто в дизайне лейблов годами не происходило никаких изменений, тогда в помощь приходят матрицы. Но и их данных не всегда бывает достаточно. Встречается, что и лейблы и матрицы одинаковые, а издания разных годов. Тогда уже нужно обращать внимание на оттиск пресс-формы штампа. Приведу несколько примеров. Альбом Deep Purple “The Book Of Taliesyn” несколько лет печатался с одних матриц A-1G/B-1G. А вот лейбл за это время менялся неоднократно. Сам дизайн оставался без изменений, но тексты и обозначения на нём менялись 5 раз. А вот с альбомом Pink Floyd “WYWH” обратная ситуация. Лейбл на протяжении многих лет почти не менялся. Были только небольшие изменения в кредитах на его первой стороне. На первом прессе у 5й части Shine On You Crazy Diamond авторство значилось Waters-Gilmour-Wright. А у более поздних только Waters. Но матрицы, особенно на второй стороне, менялись очень часто. Как-то у меня с одним оппонентом возник спор. Он выдал пресс с матрицами A-1/B-5 за первый. Я уточнил, что первый тиражный пресс имеет матрицы A-1/B-3. В своё оправдание он сказал, что тираж в то время производился одновременно с разных матриц, и пресс 1/5 можно считать первым. Но как его можно считать первым, если вторая сторона имеет уже другую нарезку? Первый пресс может быть только один! А вот у альбома Black Sabbath “Sabbath Bloody Sabbath” и оригинальный лейбл и матрицы полностью идентичные, но издания могут быть и 73го и 74го года. Дело в том, что завод Филипс, который печатал этот альбом, заменил свои пресс-формы во второй половине 74го года. На них появился по краям заметный бортик. И выходит, что прессы с бортиком на лейбле являются уже переизданием 74го года, а оригинальный лейбл 73го года плоский. Таких примеров масса. Так же часто на первых изданиях были орфографические ошибки, или перепутаны треки. Такие издания считаются миспрессными, позже ошибки исправлялись, и именно с ошибками их стоит считать самыми первыми. Но первые прессы не предел мечтаний коллекционеров. Самые крутые собирают пред тиражные прессы. Это промо издания, тест прессы, и ацетаты. Промо издания не предназначались для продажи в розничной сети. Многие из них были отштампованы с самых первых матриц, и лейблы их часто были белого цвета, но с сохранением дизайна лейбла. Тест прессы это опытные образцы, которые были напечатаны в единичных экземплярах, чтобы обнаружить брак на нарезке. Лейблы их были чисто белыми, или отпечатаны на специальных шаблонах. Надписи на них писались вручную, или печатались на пишущей машинке. Часто они были односторонними. А ацетаты - это пробные пластинки из специального материала, которые нарезались на станке вручную, чтобы выставить правильные коррекции на главной нарезке лакера. Стоимость таких ацетатов и тестов, порой превышает даже самые первые тиражные издания. Так же коллекционеры с пристальным вниманием относятся к конвертам и дополнительным к ним вложениям. Нужно знать адреса оригинальных заводов делающих полиграфию. Так же обращать особое внимание на текстуру картона и бумаги, из которых изготавливались конверты, т.к. в последнее время появилось очень много подделок. Подделывать сейчас умудряются и сам винил. Например фейковое немецкое издание альбома Buffalo “Dead Forever” на лейбле Vertigo Swirl можно отличить только по матрицам (на оригинале штампованные, на фейке начертанные) и по профилю лейбла. На оригинале круг от пресс формы чуть уже чем на подделке. А вот на немецких левых Warhorse умудрились подделать даже оригинальные матрицы. Невооружённым взглядом их отличить невозможно. Нужно внимательно смотреть шрифт, (он слегка отличается), и делать замер самой нарезки от центра диска. Такие тонкости различить может только эксперт, а пластинки совсем недешёвые. Поэтому всем, кто всерьёз решил подсесть на винил, рекомендую не игнорировать мат часть, не пренебрегать буковками, циферками, бортиками и канавками. Это подстрахует вас от обмана и сэкономит ваш бюджет.