Найти тему

Из иерусалимских огласительных слов

Из иерусалимских огласительных слов (Слово 22, Тайноводственное, 4, 1. 3-6. 9)

Хлеб небесный и чаша спасения

"Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, воздав благодарение, преломил и подал его ученикам Своим, говоря: примите, ядите, сие есть Тело Моё. Подобным же образом взял чашу и, возблагодарив, сказал: примите и пейте, сие есть Кровь Моя". Если Сам Христос изрёк слова сии, и сказал о хлебе: "Сие есть Тело Моё", кто же дерзнёт усомниться И если рек: "Сия есть Кровь Моя", кто отныне мог бы сомневаться и утверждать, что не есть сие Кровь Его? Потому равно и мы в совершенном убеждении вкушаем хлеб и вино как Тело и Кровь Христа. Ибо ты под видом хлеба приемлешь Тело и под видом вина - Кровь, вкусив же Тела и Крови Христовых, соделываешься причастником Тела Его и Крови. Итак, мы делаемся носящими Христа, коль скоро в членах наших пребывают Тело Его и Его Кровь. По слову святого Павла, становимся мы причастниками природы Божией. Некогда Иисус, вступив в спор с Иудеями, сказал: "Если не будете есть Плоти Моей и пить Крови Моей, то не будете иметь в себе жизни". Но они не разумели слов сих духовно, и отошли, соблазнясь, полагая, что Он призывает их ко вкушению человеческой плоти.

В ветхозаветное время также были хлебы предложения, впрочем, они минули вместе с ним, ибо принадлежали Ветхому Союзу; в Завете же Новом хлеб есть хлеб небесный, и питие приносит спасение, освящающее душу и тело. Ибо как хлеб пригоден для тела, так равно Слово Отчее есть пища, потребная Духу. Итак, принимая Евхаристию, помни, что сие не есть простой и всеобычный хлеб, и не таковое вино, но, по речению Господню, сии суть Тело Его и Кровь. И, хотя бы разум и подсказывал что иное, вера подает тебе неколебимое убеждение.

Ты наставлен в сем и совершенно уверен, что кажущееся тебе хлебом, не есть хлеб, хотя и имеет вкус его, но - Тело Христово; и кажущееся тебе вином, не есть вино, хотя вкус его утверждает сие, но - Кровь Христова. О сем много прежде сказал уже Давид в псалмах: "Хлеб подкрепляет плоть человека и умащение просветляет лицо".

Итак, подкрепи сердце своё, вкушая сие яство духовное, и проясни лицо души твоей. И, с просветлённым лицом, а значит, - чистым сердцем, созерцай славу Господню, кою зришь как бы сквозь стекло тусклое, и простирайся от славы в славу, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому да будут слава, честь и сила во все веки. Аминь.