В конкурентной борьбе за клиентов-предпринимателей банки предлагают им большое количество высокотехнологичных решений. Шагнув далеко за пределы электронного документооборота и ведения бухгалтерии, банки вводят автоматизированные сервисы для участия бизнеса в госзакупках и настраивании контента на различных площадках Технологии уже давно стали фактором выживания и успеха на рынке банковских услуг: чем больше банк помогает клиенту сэкономить времени и сил, тем больше тот готов заплатить за содействие в достижении его результата и тем более он лоялен. Поэтому у большинства российских кредитных организаций для бизнеса есть отдельные приложения или платформы. Через них банки стараются предложить малому и среднему предпринимательству различные высокотехнологичные сервисы, чтобы упростить их рутинные задачи и помочь эффективнее вести дела. Использование технических решений позволяет банкам оптимизировать трудозатраты сотрудников, ускорить обслуживание клиентов и процессы внутри банка, а также снижает вероятность операционных ошибок и сбоев из-за человеческого фактора, отмечает представитель ВТБ. Помощь с документами Один из основных функционалов, предлагаемых банками бизнесу, – это помощь с ведением различных документов, их обменом с партнерами, составлением отчетностей, в том числе бухгалтерских. В Сбербанке есть бесплатный пакет услуг для предпринимателей, в который входит онлайн-бухгалтерия, электронный документооборот и консультация юриста по телефону или в чате. В частности, сервис электронного документооборота позволяет клиентам вести обмен документами, в том числе и юридически значимыми, со своими партнерами. В интернет-банк «Уралсиб» интегрирован автоматизированный сервис для ведения бухгалтерии «Мое дело». Он дает клиентам единую точку доступа как к сервисам самого банка, так и к сервису бухгалтерии, а также позволяет бесшовно синхронизировать данные по операциям между двумя системами, обмену платежными поручениями и выписками. «Норвик банк» предлагает клиентам различные интеграционные решения, особенно в части сбора и обогащения данных, говорит директор по продажам и маркетингу Игорь Розанов. Сюда он относит, например, автоматизированные проверки по данным из открытых источников – анализ кредитной истории, проверка контрагентов и т. д. Банковские гарантии и госзакупки Большой блок сервисов направлен на быстрое получение банковских гарантий и помощь с участием в закупках. У ВТБ есть отдельная платформа для участия в закупках, которая также предлагает подробный отчет о контрагентах для оценки рисков работы с ним. Информация собирается из данных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), ФНС, банка решений арбитражных судов, единой информационной системы госзакупок, также на платформе реализован информационный обмен с порталом поставщиков г. Москвы и витриной закупок корпорации МСП, поясняет представитель ВТБ. Для участия в госзакупках на электронных торговых площадках бизнес должен иметь специальный счет, который могут открывать только банки из перечня правительства, говорит вице-президент банка «Дом.РФ» Николай Козак. Благодаря интеграции банка «Дом.РФ» с банком «Точка» его клиенты-предприниматели могут открывать счета, даже не выходя из своего онлайн-банка, отмечает он: все управление проходит в едином интерфейсе «Точки», а банк «Дом.РФ» выступает «бэком», связывая со всеми площадками проведения госзакупок. После внедрения такой технологии открыли спецсчета и участвуют в госзакупках уже более 20 000 предпринимателей, говорит Козак. В банке «Уралсиб» для взаимодействия с МСП по выпуску банковских гарантий в рамках госзакупок используется полная автоматизация процесса и электронный документооборот, что позволяет клиенту оперативно получить гарантию из любого уголка страны, говорит его представитель. Весь процесс занимает в ряде случаев максимум 15–20 мин и позволяет оперативно поучаствовать в государственной закупке и получить выгодный контракт, добавляет представитель банка. С помощью таких технологий «Уралсиб» научился выпускать более 1000 гарантий в день и нарастил клиентскую базу. Помощь в работе с клиентами Еще одним из важных сервисов для предпринимателей является блок решений, который помогает выстраивать отношения со своими клиентами, настраивать платежи и упрощать работу на различных площадках. У Сбербанка есть целый ряд предложений для бизнеса из сфер оптовой, розничной и интернет-торговли, услуг, транспорта, ЖКХ и недвижимости. Например, решение для онлайн-торговли помогает продавцам с помощью инструментов управления торговлей на маркетплейсах изменять цены, остатки, создавать единую ленту всех заказов, говорит представитель «Сбера». Также решение позволяет создать сайт-визитку за 5 мин с помощью искусственного интеллекта (ИИ) с возможностью подключения онлайн-оплаты. Кроме того, в данное отраслевое решение интегрированы ИИ-инструменты, которые помогают генерировать описания карточек товара, а также отвечать на вопросы и отзывы от клиентов, добавляет он. В сервис встроена CRM-система (управление клиентской базой) для обработки заявок и заказов: она помогает вести проекты, не терять лиды, видеть все стадии согласования документов и прохождения сделок, поясняет представитель Сбербанка. Также банк предоставляет предпринимателям платформу для создания умных ассистентов и автоматизации общения с клиентами на сайте, в соцсетях и мессенджерах. По словам представителя «Сбера», решение содержит готовые шаблоны для настройки бота под разные отрасли, например для торговли, управляющих компаний и ЖКХ, медицинских центров и др. Внедрить такого бота у себя достаточно легко, он поможет предпринимателю не терять клиентов из-за долгого ожидания ответа, отмечает он. «Сбер» предлагает и сервисы, с помощью которых клиенты могут продвигать свой бизнес в различных каналах из единого рабочего кабинета без привлечения профильных специалистов и не вникая в тонкости запуска рекламных кампаний на разных площадках. Похожие сервисы есть у ВТБ и «Тинькофф». ВТБ предоставил бизнесу возможность использовать готовые плагины для всех основных систем управления контентом, платежные виджеты для быстрой интеграции клиентов по электронной коммерции, выставления счета в интернет-банке. Также клиентам ВТБ доступны сервисы онлайн-резервирования счета и упрощенная процедура его открытия. Благодаря интеграции с государственными системами банк запрашивает минимальный пакет документов, а остальные необходимые данные «подтягивает» самостоятельно. По направлению внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ВТБ расширил возможности по трансграничным расчетам через чаты, в том числе c возможностью проведения платежа в валюте и в рублях нерезиденту – при необходимости клиент может проконсультироваться с сотрудником ВЭД. Банк «Уралсиб» позволяет интегрировать 1С (базы данных) своих клиентов с банковскими сервисами дистанционного обслуживания (ДБО), говорит его представитель. Интеграция включает в себя отправку платежных поручений из 1С в ДБО, запрос выписок из ДБО в 1С. Этот инструмент дает возможность не просто отправить из 1С в ДБО черновик платежа (который потребует отдельного подписания в самом ДБО), но и сразу в 1С поставить подпись и немедленно отправить платеж в обработку, поясняет представитель банка «Уралсиб». Кредиты В банках, особенно крупных, выдача кредитов бизнесу давно автоматизирована: подача заявки и получение денежных средств происходит онлайн и без участия сотрудника кредитной организации. Например, в 2022 г. ВТБ внедрил конвейер для кредитования малого бизнеса. Это комплекс собственной разработки, состоящий из нескольких десятков информационных систем, позволяющий как принимать заявки онлайн и без дополнительных документов, так и выносить решение о предоставлении кредита, пояснил представитель банка. Конвейер кредитных решений есть и в Азиатско-Тихоокеанском банке (АТБ): инструмент автоматизирует процесс подачи, рассмотрения и утверждения кредитных заявок. Благодаря этому сервису представители МСП могут получить предварительное решение всего за несколько минут после онлайн-обращения, а окончательное решение – за 15 мин при сумме до 5 млн руб. или за 2 ч при сумме 20 млн руб., говорит член правления АТБ Ильнур Салихов. Банк «Дом.РФ» совместно с «Точкой» осенью 2023 г. запустили проект по онлайн-кредитованию для бизнеса через межбанковскую интеграцию на микросервисном технологическом стеке. Сейчас клиенты «Точки» могут получить кредит от банка в режиме онлайн, не выходя из привычного им интерфейса, говорит Козак. При этом не требуется посещения офисов банка, заполнения бумажных документов, а весь процесс полностью бесшовный и проходит без необходимости открывать расчетный счет в банке-партнере и без других скрытых условий, добавляет он. Таким способом уже выдано кредитов более чем на 1,6 млрд руб. для развития бизнеса, делится Козак.
Какие сервисы банки предлагают бизнесу для эффективной работы
15 апреля 202415 апр 2024
1
7 мин