Найти тему

Психология ценообразования

Почему стоимость услуг сопоставимых специалистов, может различаться на несколько порядков?

Фото из доступных источников
Фото из доступных источников

Какие факторы влияют на величину заработков?

Какое влияние на заработки оказывает психология мышления человека?

Фото из доступных источников
Фото из доступных источников

Под специалистами в статье рассматриваются: юристы, адвокаты, аудиторы, налоговые консультанты, работающие самостоятельно.

Когда за услугой обращается состоятельный клиент: провести аудиторскую проверку, оптимизировать налогообложение бизнес-процессов в фирме, оказать адвокатские услуги по предъявленному обвинению, сопроводить деятельность предприятия с многомиллионным оборотом, то, как специалисту оценить свою работу?

В общении с клиентом, порой существует трудность быстро определить сумму, которую можно с него взять. Это конечно не относиться к консультациям или стандартным услугам (для них существуют формальные методики расчета услуг, исходя из стоимости услуг в час или помесячно).

Но практически, цена услуг формируется, в зависимости от набора факторов: объем, сложность, конфиденциальность и деликатность работы.

Также должен учитываться личностный фактор и статус клиента. Что это такое, понятно на примере.

Когда-то занимаясь аудиторскими проверками предприятий, мы с партнером встречались с руководителем крупной аудиторской компании, аффилированной с финансовой академией при Правительстве РФ, оказывающей услуги многим известным иностранным фирмам. Этот руководитель рассказывал, что для него было проблемой оценить стоимость услуг и при этом, не прогадать. Можно было оценить стоимость аудиторской проверки в одну сумму, а потом узнать, что клиент был готов заплатить в 5 раз больше. Разброс стоимости аудиторских услуг мог, отличатся в несколько раз и даже на порядок в различных сегментах рынка.

Например, аудитору казалось, что вполне достаточно попросить за услуги, например 2000$, а «фирмач» был готов платить 20 000$. Для него это были совсем не запредельные суммы.

Фото из доступных источников
Фото из доступных источников

Стоимость сложных или не стандартных услуг, обычно не разглашается, являясь конфиденциальной, коммерческой информацией. Узнать ее у конкурентов порой совсем непросто.

картинка из доступных источников
картинка из доступных источников

Поэтому порой ее приходиться «нащупывать», в процессе переговоров. Зная примерный порядок, сначала цена завышается, а затем, в зависимости от реакции контрагента, в процессе торга, постепенно снижается, через предоставление скидок.

В таких профессиях многие стремятся вести статистику, проводя опросы среди своих коллег или "мониторить" цены, под видом заказчика, для примерного понимания рыночной конъюнктуры ценообразования.

У многих специалистов разные представления о достойном вознаграждении, в зависимости от их стажа в профессии, опыта, уровня привычных заработков, амбиций и др.

Например, специалисты, не привыкшие к большим деньгам и не имеющие достаточно клиентов, готовы оказывать бесплатные консультации, лишь бы заполучить клиента и рассчитывая окупить эти трудозатраты, в общей цене услуги.

Чтобы заработать побольше, человек берет, привычной для себя рутиной и типовой работы столько, сколько он физически может выполнить.

Картинка из доступных источников
Картинка из доступных источников

Стать «финансово состоятельным», с таким подходом в мышлении проблематично, хотя всегда будешь занят работой и обеспечен заработками, которых хватит на «кусок хлеба».

Повысить стоимость своих услуг, специалист такой категории (назовем ее массовой) опасается. «А вдруг клиент откажется, и я потеряю свой небольшой, но стабильный заработок».

На этом уровне господствует примерно такая психология: порой клиент из «эконом сегмента», заплативший мизерные суммы, полагает, что он вправе быть привередливым, требовать все, что он сам себе вообразит. А массовый специалист, опасаясь потерять заработок, исполняет все прихоти клиента.

Можно ли считать, что такие отношения формирует конкуренция? Далеко не всегда. Специалисты высокого уровня за клиентов из «эконом сегмента», не конкурируют с массовыми коллегами.

Ну не будет, например юрист обслуживающий ликеро-водочный завод заниматься оспариванием штрафов ГИБДД для клиентов, за «копеечное» вознаграждение.

Но бывают случаи, когда и состоятельный клиент, хорошо зарабатывая на крупной сделке, хочет «халявных» юридических услуг по этой же сделке.

Как пример, реальный случай со знакомым юристом.

Крупный коммерсант собирался продать земельные участки в Подмосковье, застройщику, занимавшемуся жилищным строительством. Юрист, работавший на застройщика, должен был провести экспертизу всех документов, по земельным участкам и определить, нет ли каких-то «подводных камней».

Коммерсант был очень заинтересован, чтобы строители купили у него землю, и пригласил юриста в ресторан обсудить "сделку". В процессе общения стало понятно, что коммерсант рассчитывает, «расположить» юриста к нужной экспертизе, оплатив за него обед в ресторане. Но хотя юрист и не имел никаких полномочий повлиять на сделку, он решил воспользоваться «заблуждением» скупого коммерсанта и убедил его, что такие услуги стоят 3000$.

Если с коммерсантов, зарабатывающих миллионы, брать 1000 рублей, это обесценить себя и свои услуги. Стоит ли вообще заниматься подобной деятельностью, за такое вознаграждение, от которого, как говорится "не холодно и не жарко".

Продолжение следует.