Всем привет! Сегодня мы поговорим о детской травле, о булле, о тех детях и подростках, которые агрессивно преследуют, унижают, бьют других детей и подростков.
Мы поговорим о том, что побуждает их к этому поведению, поговорим о том, кем вырастают в будущем эти самые булли, и в конце я дам несколько рекомендаций родителям, которые заметили, что их ребенок является булли, что их ребенок агрессивно преследует, бьет и унижает других детей, что делать в этом случае.
Итак, буллинг. Вообще, когда заменяют какое-то русское слово на иноязычное, у меня возникает такое ощущение, что стараются сменить смысл, стараются смягчить смысл. Потому что, к примеру, вот у буллинга есть вполне себе нормальное русское слово «травля». Это агрессивное преследование одного из членов социальной группы.
Травлю мы где можем пронаблюдать? Например, в подростковой среде, в среде школьников, еще во взрослой среде тоже есть травля, есть у нас такое слово дедовщина в армии, это тоже буллинг травля, или в среде на работе, в корпоративной среде, когда травят какого-то члена коллектива.
Хотят, чтобы он уволился, его начинают преследовать, и в этом случае, кстати, это называется не буллинг, а моббинг. Моббинг, слышите, моббинг, буллинг, такие мягкие-мягкие названия. Я все-таки призываю вас слышать не моббинг и буллинг, а травля, психологическое насилие, унижение, подавление, агрессия.
Давайте подумаем, почему вообще люди, дети, склонны бить других детей? Как это вообще в голову может им прийти? Какие есть предпосылки для возникновения такого поведения?
Ну, во-первых, при буллинге какая строится система отношений? Иерархическая. То есть один в ней не желает другого. Один сильный, другой слабый. Здесь не про соревнование, не соревновательная система. Здесь про подавление. Где эту иерархическую систему ребенок может увидеть? В семье. В семье где, например, папа имеет авторитет какой-то, а мама такая слабенькая.
И папа ее постоянно травит, постоянно кричит на нее, постоянно бьет ее, например. И ребенок видит, вот так вот можно силу свою проявлять, как папа. Чтобы я был сильным в коллективе, например, я должен унижать слабых. И все взаимоотношения в коллективе ребенок строит исходя из того, что он увидел дома, какой шаблон поведения он воспринял дома.
Следующая предпосылка для буллинга отсутствие внимания и признания в том же доме, в семейной системе. И это внимание и признание ребенок старается забрать силой, потому что иначе не может. Вот таким примитивным образом, пытается забрать внимание и признание в школе.
Потому что дома, есть братик и сестренка, которому уделяют больше внимания, человеку обидно, тоже хочется. Присутствует потребность принадлежать к социальной группе. И приходится забирать силой, это самое, внимание.
Все это очень индивидуально. Здесь может быть и братик, и сестренка, может быть, что родители постоянно работают, и внимания человечку просто мало. Может быть дома находится какой-то болезненный человек, или это просто алкоголик, и ребенок не может получить больше внимания. Все внимание на этого болезненного человека, и ребенок ведет себя таким образом в школе, чтобы получит хотя бы здесь внимание.
И иногда вот это шаблонное поведение, или я буду пить, вот тогда на меня тоже будет внимание, вот это вот про это может быть. То есть здесь все очень индивидуально, и буллинг, он произрастает, как следствие глубокого одиночества внутри, у ребенка.
Следующая предпосылка, это злость на родителей, это какие-то недоговоренности с родителями. Родители в чем-то виноваты, и ребенок с этим чувством вины не может справиться. Вообще подросток редко, когда может сам справиться со своими чувствами. Ему нужна помощь, или иметь что-то, куда можно вылить эти чувства.
Вот эту злость на родителей он переносит в школу, на своих сверстников. Мне это напоминает, когда во взрослом коллективе у кого-то проблемы дома, и этот человек приходит на работу и начинает выливать всю эту негативщину в коллектив, начинает травить кого-то, начинает так же агрессивно преследовать.
Очень трудно приходится всем, когда этот человек занимает какой-то большой пост, высокий пост, и начинает вот так давить на всех, когда у него у самого проблемы.
Мужчина получает выговор на работе, приходит домой, начинает кричать на свою жену, жена начинает кричать на ребёнка, ребёнок начинает кричать на котёнка, котёнок писает в тапки. Я, кстати, недавно видела ещё одну версию, когда котёнок вешается. То есть вот это вот круговорот насилия, где каждый выступает и в роли булли, и в роли жертвы булли. То есть вот это вот всё растекается на всю социальную систему, и у ребенка это проявляется и в школе.
Ну и еще предпосылкой к формированию качеств булли, агрессора могут быть и родители, и педагоги. Каким образом? Родители могут говорить, не общайся вот с этой Настенькой, она какая-то не такая, какая-то она болезненная, вообще не того социального круга, ты выше, Настеньки.
Ребенок начинает понимать, что да, я выше Настеньки, поэтому Настю можно травить. Ребенку очень важно куда-то выплескивать свою агрессию. И часто папа, мальчику говорит, мужчина должен быть сильным, мужчина должен быть воином, мужчина должен постоять за себя.
Но не отправляют его ни в какую секцию, где он может следовать папиным советам и рекомендациям. И мы получаем такие вот кружки, где мальчики собираются и начинают мутузить пятиклассника за школой или окунать головой в унитаз кого-то и снимать это на видео. Помните всю эту историю? Это про буллинг.
Педагоги, каким образом они могут повлиять на формирование буллинга в классе. Выделять учеников. Вот эта вот Машенька хорошая, потому что она похожа на мою дочку. Потому что она дочка завуча, потому что она моя дочка, потому что какие-то черты у этой Настеньки есть, или Машенька, или наоборот выделяет человека, который не очень втягивается в школьную систему, плохо понимает математику, русский, ну немножко какой-то не такой как все.
И учитель начинает сам травить этого ребенка. Все видят, что раз учитель травит его, значит, я тоже его буду травить. Или начинают завидовать вот этой Машеньке, которую учитель восхваляет. А за что это? Значит, я ее буду травить в качестве компенсации.
Чаще всего булли меняются. Они попадают в систему отношений, где травля не является нормой, в этом случае им приходится находить другой способ взаимодействия и этот способ им кажется более нормальным, адекватным и они растут, то есть становятся достойными членами общества.
Но бывает и так, что булли не меняются, бывает так, что они становятся алко-наркозависимыми и в их жизни появляются тюремные заключения. Выстраивание семейных отношений для них становится очень трудной задачей. Они не могут найти себе нормальную пару, они не могут устроиться на нормальную работу, они постоянно прыгают с места на место, постоянно меняют место работы.
Внутри у них остается глубокое невыраженное чувство одиночества, чувство гнева, агрессии, чувство какой-то обиды. Часто, когда мы говорим о булли, мы говорим о людях с нарциссическим расстройством личности, то есть это нарциссики, которые не могут нормально взаимодействовать с людьми, они не могут нормально чувствовать, проявлять какие-то свои чувства.
Что делать, если ваш ребенок булли, если вы заметили, что ваш ребенок травит и унижает других детей.
Во-первых, не бить и не ругать, не нужно подкреплять в нем осознание того, что сильный может бить слабого именно так он добивается цели.
Поговорите с ребенком, поговорите о том, что его поведение низко морально, поговорите о том, что за все нужно отвечать, обязательно скажите о том, что есть какие-то уголовные последствия за причинение вреда другому человеку, что во всем виноват не только он или жертва буллинга, но и все другие члены этого больного общества.
Следующее, что можно сделать, это объяснить, как выглядит все это со стороны, что буллинг это нездоровый коллектив, это болезнь всего коллектива, и поступки булли низко моральные поступки. Поставьте ребенка на место вот этой жертвы, расскажите ему, проиграйте с ним вот эту самую ситуацию.
Как это выглядит, чтобы показать ему, как это выглядит со стороны. Укажите ему на то, какими он чертами в этот момент обладает. Не говорите о жертве, не говорите, как ей плохо, не подкрепляйте вот этот азарт. Говорите о том, как это выглядит с его стороны, каким он человеком становится.
Каким он человеком вырастает, говорите о своих чувствах, скажите, что вам страшно, если ваш сын бьет других, значит вы чувствуете себя плохим человеком плохим воспитателем плохой матерью или отцом.
Нужно обязательно на эту тему поговорить с педагогами. Обычно педагоги либо потакают буллингу считая, что детки сами разберутся или считая, что это нормально, что таким образом закаляется характер.
На самом деле это болезнь коллектива и педагоги первые, кто должен бить тревогу. Чаще всего они реагируют каким образом? Рассаживают на разные парты жертву и булли, но это совсем ничего не решает, потому что булли всегда не один, у него есть последователи, которые тоже травят этого человека, и эта болезнь распространяется. Этим ничего не решить, нужны профилактические беседы,
Нужно привлекать школьного психолога, нужно вести постоянные разговоры о том, насколько это плохо, насколько это низко морально в этом коллективе.
Следующее. Воспользуйтесь услугами детского психолога или подросткового психолога. Отправьте своего ребенка к детскому психологу, пусть он там проработает свою агрессию.
Пусть психолог расскажет ему, как еще можно проявлять агрессию. Сами сходите к психологу, пусть психолог вам расскажет, как лучше всего показывать детям проявление разных чувств, научитесь этому всему, если вы не умеете этого делать. Что еще можно сделать? Перевести в другую школу.
Это, конечно, радикальная мера, но иногда помещение булли в более здоровый коллектив, это для него же и лучше. Не закрепится это поведение, не закрепится стремление именно так выстраивать взаимодействие с людьми.
Обязательно подумайте о том, чтобы отправить ребенка в какую-то секцию где он может выражать свои эмоции через что-то другое.
Может быть вы были жертвой буллинга или наоборот вы были тем самым булли. Было бы интересно почитать, пообщаться с вами.
Пока!