Найти в Дзене

Прогулка по окрестностям бывшего Варшавского вокзала: сарай для императорских поездов

Мы по работе довольно часто ездим в Карелию и там познакомились с молочной продукцией завода «Олония». Она хорошая и довольно недорогая, но в Петербурге почти не продается. Недавно мы узнали, что в городе открылось два магазина «Олонии», причем один из них - относительно недалеко от нашего дома. И решили туда съездить. Так мы оказались в новом районе, который появился несколько лет назад на месте железнодорожных путей и сооружений бывшего Варшавского вокзала. До начала 2000-х годов сюда приходили пригородные электрички из Гатчины и Луги и несколько поездов дальнего следования, а еще раньше, начиная с 1850-1860-х годов, это была конечная станция Петербургско-Варшавской железной дороги, откуда отправлялись из столицы Российской империи поезда в Европу. Но все меняется. В соответствии с планами развития города существование Варшавского вокзала было признано избыточным. В 2001 году поезда, отправлявшиеся с него, перевели на соседний, близко расположенный Балтийский и частично на Витебский

Мы по работе довольно часто ездим в Карелию и там познакомились с молочной продукцией завода «Олония». Она хорошая и довольно недорогая, но в Петербурге почти не продается. Недавно мы узнали, что в городе открылось два магазина «Олонии», причем один из них - относительно недалеко от нашего дома. И решили туда съездить.

Так мы оказались в новом районе, который появился несколько лет назад на месте железнодорожных путей и сооружений бывшего Варшавского вокзала.

Слева на фото - остатки железнодорожной насыпи, уже почти незаметные посреди нового района.
Слева на фото - остатки железнодорожной насыпи, уже почти незаметные посреди нового района.

До начала 2000-х годов сюда приходили пригородные электрички из Гатчины и Луги и несколько поездов дальнего следования, а еще раньше, начиная с 1850-1860-х годов, это была конечная станция Петербургско-Варшавской железной дороги, откуда отправлялись из столицы Российской империи поезда в Европу.

Вид на Воскресенскую церковь, которая находится на набережной Обводного канала, как раз рядом с бывшим Варшавским вокзалом.
Вид на Воскресенскую церковь, которая находится на набережной Обводного канала, как раз рядом с бывшим Варшавским вокзалом.

Но все меняется. В соответствии с планами развития города существование Варшавского вокзала было признано избыточным. В 2001 году поезда, отправлявшиеся с него, перевели на соседний, близко расположенный Балтийский и частично на Витебский вокзалы. Бывший Варшавский вокзал некоторое время использовался в качестве железнодорожного музея, а потом превратился в торгово-развлекательный центр. Рельсы сняли в основном к 2013 году, а последний подъездной путь к нему был демонтирован в 2017 году. Станционная инфраструктура бывшего вокзала была разобрана, и на ее месте теперь появился новый городской район.

-4

Но кое-что из старых станционных сооружений, к счастью, было сохранено и сейчас дополняет и оживляет жилую застройку.

Одну из таких построек мы нашли как раз недалеко от магазина. Это длинное здание когда-то являлось сараем (депо) для императорских поездов.

-5

Как видно по датам на фасаде, построено оно было в 1897-1898 годах.

-6
-7

Депо выстроено в формах так называемого кирпичного стиля, распространенного в Петербурге в конце 19 - начале 20 веков, и выглядит весьма изящно для утилитарной постройки. Проект здания был составлен гражданским инженером Иосифом Юлиановичем Мошинским.

Функции здания первоначально заключались в хранении, обслуживании и ремонте подвижного состава, использовавшегося для поездок российского императора. Это единственное железнодорожное здание подобного назначения в Петербурге, дошедшее до наших дней.

-8

После революции 1917 года императорские поезда остались в прошлом, но здание продолжало использоваться в качестве одного из станционных сооружений при Варшавском вокзале. В нем находилось вагоноремонтное депо «ВЧД-10» (ВЧД - железнодорожная аббревиатура, обозначающая "вагонная часть депо"), действовавшее, видимо, до 2011 года. Как раз рядом с ним проходила основная линия железной дороги.

Здание сарая для императорских поездов на карте Петербурга 1914 года (выделено красной стрелкой). Вокруг него разветвленная железнодорожная сеть Варшавского вокзала.
Здание сарая для императорских поездов на карте Петербурга 1914 года (выделено красной стрелкой). Вокруг него разветвленная железнодорожная сеть Варшавского вокзала.
А вот оно же на карте Яндекса в 2024 году (тоже выделено красной стрелкой), только теперь уже в окружении современных жилых комплексов.
А вот оно же на карте Яндекса в 2024 году (тоже выделено красной стрелкой), только теперь уже в окружении современных жилых комплексов.
Фото вагоноремонтного депо «ВЧД-10» (бывшего сарая для императорских поездов), сделанное в советские годы.
Фото вагоноремонтного депо «ВЧД-10» (бывшего сарая для императорских поездов), сделанное в советские годы.
То же здание на фото примерно в начале 2000-х годов. Судя по отсутствию поездов, вокзал уже не работает, но рельсы еще не сняты.
То же здание на фото примерно в начале 2000-х годов. Судя по отсутствию поездов, вокзал уже не работает, но рельсы еще не сняты.
Вид изнутри приблизительно в тот же период
Вид изнутри приблизительно в тот же период
На а так все выглядит сейчас. Примерно по линии прогулочной аллеи, расположенной чуть левее здания сарая для императорских поездов, ранее проходили железнодорожные пути, которые вели от Варшавского вокзала.
На а так все выглядит сейчас. Примерно по линии прогулочной аллеи, расположенной чуть левее здания сарая для императорских поездов, ранее проходили железнодорожные пути, которые вели от Варшавского вокзала.

На боковых фасадах сейчас можно рассмотреть двуглавых орлов. В советские годы они были сбиты. Их, видимо, воссоздали совсем недавно.

-15
-16

-17

В настоящее время здание, признанное объектом культурного наследия, законсервировано и частично отреставрировано, но дальнейшая его судьба пока не до конца ясна. Предположительно здесь может появиться торговое пространство с магазинами и фитнес-центром. Звучит несколько банально, но хотя бы так. Само здание безусловно делает этот район ярче и интереснее. Рядом с ним сейчас проложен прогулочный бульвар и сделан довольно привлекательный ландшафтный дизайн.

-18

Конечно, немного жаль, когда добротные и продуманные здания, построенные для какой-то цели, вдруг оказываются ненужными, так как то, для чего они строились, перестает быть актуальным. Но все-таки приятно, что и у них может быть шанс по-прежнему приносить пользу, пусть теперь уже и в каком-то ином качестве.

Кстати, рядом с бывшим сараем для императорских поездов можно встретить и другие сохранившиеся здания, оставшиеся от группы строений Варшавского вокзала.

Водонапорная башня Варшавского вокзала, построенная, видимо, во второй половине 19 века.
Водонапорная башня Варшавского вокзала, построенная, видимо, во второй половине 19 века.
Бывший южный товарный пакгауз Варшавского вокзала. Постройка того же периода.
Бывший южный товарный пакгауз Варшавского вокзала. Постройка того же периода.

Их не снесли, а законсервировали, что уже неплохо (тем более что так повезло не всем станционным зданиям - некоторые были разрушены). Надеюсь, что этим постройкам тоже найдется применение в новых условиях.

Травяной лось, которого можно увидеть рядом со зданием бывшего сарая для императорских поездов.
Травяной лось, которого можно увидеть рядом со зданием бывшего сарая для императорских поездов.

М.С.

Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)