Мы по работе довольно часто ездим в Карелию и там познакомились с молочной продукцией завода «Олония». Она хорошая и довольно недорогая, но в Петербурге почти не продается. Недавно мы узнали, что в городе открылось два магазина «Олонии», причем один из них - относительно недалеко от нашего дома. И решили туда съездить.
Так мы оказались в новом районе, который появился несколько лет назад на месте железнодорожных путей и сооружений бывшего Варшавского вокзала.
До начала 2000-х годов сюда приходили пригородные электрички из Гатчины и Луги и несколько поездов дальнего следования, а еще раньше, начиная с 1850-1860-х годов, это была конечная станция Петербургско-Варшавской железной дороги, откуда отправлялись из столицы Российской империи поезда в Европу.
Но все меняется. В соответствии с планами развития города существование Варшавского вокзала было признано избыточным. В 2001 году поезда, отправлявшиеся с него, перевели на соседний, близко расположенный Балтийский и частично на Витебский вокзалы. Бывший Варшавский вокзал некоторое время использовался в качестве железнодорожного музея, а потом превратился в торгово-развлекательный центр. Рельсы сняли в основном к 2013 году, а последний подъездной путь к нему был демонтирован в 2017 году. Станционная инфраструктура бывшего вокзала была разобрана, и на ее месте теперь появился новый городской район.
Но кое-что из старых станционных сооружений, к счастью, было сохранено и сейчас дополняет и оживляет жилую застройку.
Одну из таких построек мы нашли как раз недалеко от магазина. Это длинное здание когда-то являлось сараем (депо) для императорских поездов.
Как видно по датам на фасаде, построено оно было в 1897-1898 годах.
Депо выстроено в формах так называемого кирпичного стиля, распространенного в Петербурге в конце 19 - начале 20 веков, и выглядит весьма изящно для утилитарной постройки. Проект здания был составлен гражданским инженером Иосифом Юлиановичем Мошинским.
Функции здания первоначально заключались в хранении, обслуживании и ремонте подвижного состава, использовавшегося для поездок российского императора. Это единственное железнодорожное здание подобного назначения в Петербурге, дошедшее до наших дней.
После революции 1917 года императорские поезда остались в прошлом, но здание продолжало использоваться в качестве одного из станционных сооружений при Варшавском вокзале. В нем находилось вагоноремонтное депо «ВЧД-10» (ВЧД - железнодорожная аббревиатура, обозначающая "вагонная часть депо"), действовавшее, видимо, до 2011 года. Как раз рядом с ним проходила основная линия железной дороги.
На боковых фасадах сейчас можно рассмотреть двуглавых орлов. В советские годы они были сбиты. Их, видимо, воссоздали совсем недавно.
В настоящее время здание, признанное объектом культурного наследия, законсервировано и частично отреставрировано, но дальнейшая его судьба пока не до конца ясна. Предположительно здесь может появиться торговое пространство с магазинами и фитнес-центром. Звучит несколько банально, но хотя бы так. Само здание безусловно делает этот район ярче и интереснее. Рядом с ним сейчас проложен прогулочный бульвар и сделан довольно привлекательный ландшафтный дизайн.
Конечно, немного жаль, когда добротные и продуманные здания, построенные для какой-то цели, вдруг оказываются ненужными, так как то, для чего они строились, перестает быть актуальным. Но все-таки приятно, что и у них может быть шанс по-прежнему приносить пользу, пусть теперь уже и в каком-то ином качестве.
Кстати, рядом с бывшим сараем для императорских поездов можно встретить и другие сохранившиеся здания, оставшиеся от группы строений Варшавского вокзала.
Их не снесли, а законсервировали, что уже неплохо (тем более что так повезло не всем станционным зданиям - некоторые были разрушены). Надеюсь, что этим постройкам тоже найдется применение в новых условиях.
М.С.
Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)