Найти тему
CatGeek

«Круг Хармона» или как я перестал парить себе голову и совершил скачок

Оглавление

Здравствуй, гик! Перед тобой находится скромная попытка рассказать о сценарном методе, известном как «Круг Хармона»; о моем знакомстве с ним и опыте работы. Надеюсь, этот материал будет полезен для тебя или хотя бы занимателен. Однако, поскольку это личная история, придется ввести тебя в авторский лор…

Меня зовут Никита. Я — писатель и я пишу. Причем, делаю это без малого шестнадцать лет. За это время я сталкивался с множеством вызовов и кризисов. Не каждый из них я прошел, но с некоторыми все-таки справился. Например, с кризисом структуры. Это когда ты пишешь историю, знаешь или предполагаешь куда она должна прийти и откуда, но на каком-то этапе вдруг глохнешь, потому что не понимаешь что дальше. Или понимаешь, что дальше, но логика собственного произведения кажется тебе хромой. Вообще кризис структуры возникает в разных формах, но всегда из-за отсутствия этой самой структуры…

Собственно, супер-обложка моей книги «Свист на горе». Сейчас нет в официальной продаже, но…
Собственно, супер-обложка моей книги «Свист на горе». Сейчас нет в официальной продаже, но…

Лично я долгое время писал “от чувства”. То есть по интуиции. Ибо творчество, — убеждал меня распространенный миф, — это “божественная искра”, стихия и тому подобное. Оказалось, творчество — это ремесло. И, подобно любому ремеслу, оно имеет традиции и правила, которые я долгое время отвергал. Потому что бунтовал и потому что видел, как теоретические рамки забирали у людей их собственный голос. Только много позже я понял, что голос не отобрать. Просто у некоторых его никогда и не было. Однако вступление затянулось.

ИСТОРИЯ

Вернемся к структуре. Если вы пытались найти хоть какую-то базу по художественным текстам, то вам вероятно попадался «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, менее вероятно — «Морфология сказки» Владимира Проппа и точно — трехактная структура, которую и Кэмпбелл и Пропп так или иначе комментируют. Потому что трехатная структура — это так называемая база. Или нет?

Допустим, гик, ты не хочешь писать мономифический путь героя (по Кэмбеллу), волшебную сказку (по Проппу) или античную трагедию (дом трехактной структуры). Ты хочешь написать короткий рассказ о маленьких людях, квест для игры или, может, серию ситкома. Что-то, что не должно быть тяжеловесным, но должно оставаться логичным и интересным для твоего читателя, игрока или зрителя. Тогда оказывается, что все представленные выше структуры тебе не подходят. По крайней мере так было у меня…

Собственно, Дэн смотрит на тебя как на Авраама Гитлера
Собственно, Дэн смотрит на тебя как на Авраама Гитлера

Впрочем, так было не только у меня. Так было еще и у Дэна Хармона, создателя сверхпопулярного на Западе сериала «Сообщества», сверхпопулярного повсюду «Рика и Морти», а также локально популярного «Крапополиса». Правда, тогда этих шоу еще не вышли, а Хармон был сценаристом среднего возраста со скромным достижениями, да еще и в кризисе. Структурном кризисе.

В борьбе с ним Дэн ознакомился с множеством работ о сторителлинге, включая работу Кэмпбелла (увы, читал ли он Проппа мне узнать не удалось), проанализировал их и понял, что они ему не подходят. Однако он не сдался, а решил собирать самое на его взгляд важное, чтобы затем адаптировать это под себя. Так появился «круг историй» или же «круг Хармона». И хотя «круг» был создан в первую очередь телевизионщиком для телевизионщиков, он прижился и в других формах повествования. Но для начала его стоит рассмотреть.

ПРЕДМЕТ

Лучшая в своей содержательности памятка о круге, которую я знаю. Советую сохранить.
Лучшая в своей содержательности памятка о круге, которую я знаю. Советую сохранить.

Так что же такое «круг Хармона», кроме того, что это условный круг, который придумал Дэн Хармон? Это метод построения сюжета, который позволяет с легкостью строить структурную основу для своего сюжета или же находить основу в сюжетах других творцов, если ты, гик, хочешь их разобрать.

Выше я признался, что «трехактная структура», «морфология сказки» и «мономиф» мне не подходят. Потому что — повторюсь — они для глобальных сюжетов. Оригинальная трилогия “Звездные войны”, “Властелин колец”, “Гарри Поттер” — они построены на этих системах. Впрочем, они также с небольшой погрешностью перекладываются на «круг». Но это лишь важное отступление. Вернемся к предмету, а именно — заглянем в круг.

Геральт опечален фактом, что его никак не оставят в покое.
Геральт опечален фактом, что его никак не оставят в покое.

По Хармону он делится на восемь этапов и четыре доли — две «по вертикали» и две «по горизонтали». Этапы, грубо говоря, определяют движение героя, а доли контекст. Рассмотрим их на примере сюжета «Ведьмак 3» (игре восемь лет, спойлеры устарели).

Этапы:

Обычная жизнь. Это основа нашего героя/героев, вводная часть повествования. Начало всего. (Ведьмак Геральт видит сон про жизнь со своей приемной дочерью Цири).
Желание/проблема. Импульс, который заставляет героя/героев задуматься об изменении жизни. То, что начнет закручивать сюжет. (Йеннифер, экс-герла Геральта приводит его к императору, и тот дает задание найти Цири).
Новый мир/некомфортная ситуация. Первые последствия для героя, выход из привычного хода вещей. (Геральт получает первые зацепки, а затем узнает. что за Цири следует так называемая Крепкая Дикая Охота).
Адаптация/поиск желаемого. Этап, на котором герой начинает понимать “правила игры” для измененного мира, чтобы достигнуть цели, возникшей на этапе “желание/проблема”. (По крупицам Геральт собирает информацию о Цири и ее путешествии, чтобы узнать где она).
Достижение желаемого. Собственно, здесь герой, получив знания из прошлого этапа, достигает желаемого из этапа “желание/проблема”. (Геральт находит Цири на острове Туманов).
Расплата. “Большие” последствия проделанного пути, выстрелы всех “ружий”, не стрелявших до того. (Битва в Каэр Морхене, крепости ведьмаков, смерть Весемира, наставника Геральта).
Возвращение. Работа с последствиями, которые вскрылись в прошлом этапе. (Подготовка к призыву флагмана Дикой Охоты и финальная битва).
— Демонстрация изменений. Собственно, этап, который подводит итоги всех предыдущих этапов и демонстрирует изменение героя/героев, а иногда (зависит от глобальности сюжета) и мира в целом. (В зависимости от выбора игрока есть самые разные формы концовки, но она всегда есть, и она демонстрирует изменения).

Теперь доли:

По вертикали.

Незнание/слабость. Часть жизни, в которой герой еще не окреп, не нашел в себе потенциал к изменению и росту или преодолению. (Геральт не имеет понятия где Цири и пытается ее найти).
— Знание/сила. Часть, в которой герой овладел чем-то, что уже меняет его, или нашел что-то, что поможет ему преодолеть трудности. (Геральт собрал информацию о Дикой Охоте, а также нашел Цири).

По горизонтали.

Порядок. Это та часть жизни, которую герой так или иначе понимает, и которой может управлять. (Геральт ± знает куда двигаться, чтобы найти Цири. Геральт знает как вызвать Дикую Охоту).
Хаос. Соответственно, та часть жизни, которая скорее сама управляет героем. (Геральт идет туда, куда скажут, реагирует на реакцию мира и так далее).

Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что точка наибольшего хаоса является также точкой, в которой герой обретает знание, а наивысшая точка порядка наоборот является точкой, когда знания утрачиваются. А значит, грядет новый вызов. Это тонкая и при том простая демонстрация того, что путь продолжается всегда. То есть один круг переходит в другой, а тот в третий и так далее до самой смерти героя или автора. Если оно вам надо.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Теперь, когда ты что-то знаешь о «круге», я коротко расскажу свой путь, ибо это все еще лонг про личный опыт. А также приведу пример сюжета, который уже был составлен обычным мной, а не мэтрами из CDPR.

Кстати, вот круг внутри самого главного на данный момент произведения Хармона
Кстати, вот круг внутри самого главного на данный момент произведения Хармона

А вот кадр из Симпсонов, отдающий дань Хармону за проделанную работу.
А вот кадр из Симпсонов, отдающий дань Хармону за проделанную работу.

Впервые я увидел круг в шестой серии четвертого сезона «Рика и Морти». Эта та серия с поездом и буквальным спасением Иисусом. Если ты смотрел, то понял. Вообще серия затрагивает много больше сценарной меты, чем структура, однако кризис у меня был именно с ней, поэтому я и обратил внимание на «круг». Обратил, что-то отметил и забыл. А затем сел писать новый роман, но он просел. Сел писать заново — опять лажа. В общем, четыре попытки спустя я понял, что нахожусь в структурном кризисе, и мне нужна помощь. Тогда я взялся за «круг» и вот какой сюжет мне удалось построить (публикую, потому что забросил его, но совершенно по другим причинам, нежели структура).

— Крупный провинциальный предприниматель средних лет живет дефолтную для таких людей жизнь.
— У него возникает потребность в деньгах, и он пытается стрясти их со своих должников, самым большим из которых является местный артист, у которого как раз пошла в гору карьера.
— Артист внезапно умер.
— У артиста осталась супруга, которая получила крупное наследство. Именно с нее предприниматель хочет взыскать долг мужа.
— Не совсем честным путем ему это удается.
— Люди вокруг начинают говорить о том, что предприниматель не имеет души, ведь вместо скорби и поддержки по отношению к жене умершего он вот так вот прижимает ее.
— Закрывшись от народного гнева в себе, предприниматель вспоминает, что артист был в первую очередь его другом, а уже потом — должником. Причем, это именно предприниматель предложил артисту деньги, на которые тот продвинул себя, а затем опьяненный успехом погиб.
— Предприниматель приносит извинения в виде нескольких благотворительных жестов, главный из которых — открытие арт-пространства для молодых артистов, названное в честь погибшего.

Конец. Конец истории в смысле, а лонг еще немного продолжается…

УПРАЖНЕНИЕ

Чего? — возможно подумал гик, прочтя последний подзаголовок. Упражнение. Домашка типа. Погоди, сейчас объяснюсь. Когда я впервые узнал про «круг», это было мимолетно и пусто, ибо информация не отложилась. И произошло это из-за отсутствия практики. Я узнал про метод, решил, что он прикольный и просто забыл. Поэтому я не хочу, чтобы тот редкий гик, который решил развить свои навыки в сторителлинге, повторил мои ошибки. Если ты не из таких, то скипай и удачи тебе. Спасибо за чтение! Обнял.

Если ты еще здесь, то у меня предложение: а давай вместе составим скелет для какой-либо истории в комментариях. Может, в рамках разгона, а может — это выход из структурного кризиса. Я выступлю скромным проводником, а ты закрепишь информацию и поймешь — подходит ли метод для тебя. Узнаю тебя по комменту «готов к упражнению» или типа того…

Вот теперь все. Спасибо за внимание и — х**к! — сальто назад.

-7

Автор текста: Никита Ковальчук

Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.