Найти тему
Съездить по Глобусу

Африканские маршрутки: так ужасно вы наверняка ещё нигде не ездили!

Путешествуя по Африке, так или иначе вы будете вынуждены столкнуться с местным общественным транспортом, который чаще всего представлен мини-бусами, более известными у нас как «маршрутные такси». В разных странах он называется по-разному: просто «такси», «чапа», «матату» и т.д. Принципы работы практически не меняются от страны к стране.



Отправляются африканские маршрутки всегда по наполнению. Когда вы подходите к автостанции, вас выискивают зазывалы, и узнав, что вам надо в нужный для них пункт, чуть ли не силой попытаются запихнуть в свою колымагу. Дальше вы ждёте, когда она заполнится. «Заполнится» может значить как от «большинство мест занято», до «пассажиры набиты, как селёдки в бочку». Обычно используется промежуточный вариант, когда просто заняты все сидячие места. Но даже и при нём маршрутка после этого отправляется не сразу, а немножко покружит по автостанции, зазывая ещё пассажиров. Как это можно уехать с пустыми местами? А если не повезём одного пассажира и не получим с него ещё полдоллара, ну это ж катастрофа будет.

-2



Ну вот, вроде маршрутка заполнилась до нужной кондиции, и можно ехать. Мы отправляемся и едем… правильно, на заправку! Заправиться перед посадкой маршрутководителям не позволяет их специальная маршруточная религия – это не практикуется вообще нигде в Африке, ни в западной, ни в восточной, ни в южной! Всегда заправляться нужно именно будучи заполненными пассажирами.

-3



Практически всегда у африканской маршрутки есть экипаж из двух человек: водитель, который крутит баранку, и кондуктор – многофункциональная должность, в обязанности которой входит ехать в странной скрюченной позе, высовываясь из полуоткрытой двери, орать название пункта назначения, зазывая потенциальных пассажиров, собирать плату за проезд, рассаживать клиентов максимально плотно, чтобы вместилось их как можно больше.

-4



Если маршрутка вдруг уехала незаполненной, не спешите радоваться: это значит, что она гарантированно будет останавливаться у каждого столба и подбирать всех, кого только можно. Вон той тётеньке надо проехать 800 м, а мы едем на 100 км? Ну подвезём же, получим с неё ещё 10 центов, чем плохо? Кондуктор-зазывала всю дорогу не просто выкрикивает названия населённых пунктов, он обращается чуть ли ни к каждому прохожему, вопрошая, не надо ли ему случайно в том направлении. Если кто-то дал знак, что надо, помогала стучит по кузову, это знак водителю – остановиться.

-5



Кстати, изменить трассу следования ради того, чтобы ещё одного пассажира забрать - как нечего делать. Маршрутки часто отклоняются от маршрута, заезжая в сторону на 200-500 м, если вдруг там образовывается реальная перспектива обрести даже одного пассажира. Сколько они при этом теряют времени, которое можно бы было на дополнительный рейс потратить, считать не очень принято.

-6



Даже если в маршрутке заняты все места, это не проблема набирать ещё пассажиров. Часть из них можно впихнуть в проход стоя, часть – в проём между креслами, часть – ну как-нибудь ещё. Всё пойдёт ради цели заработать максимально насколько возможно. Я видел, как уже забитая в мясище маршрутка с 7-8 стоящими людьми, точно так же останавливалась, как полупустая. И так же помогала впихивал и впихивал ещё людей – бесконечный процесс.

-7

При этом проход между креслами обычно таков, что даже если вы невысокого роста, ваши ноги будут всю дорогу скрестись о колено впереди стоящего кресла.

-8



Большинство маршруток в ужасном техническом состоянии: все они помяты, разбиты, иногда не хватает каких-нибудь стёкол. Обивка кресел скорее подрана, чем не подрана, часто торчат всякие винты и штыри, а иногда сидения плохо закреплены. Маршрутка такая вполне может сломаться по дороге от таких условий работы: ну двигатель там закипеть, масло вытечь или что-то ещё. Тогда конечно после некоторых попыток самостоятельного неуспешного ремонта водитель с помогалой стопят другие маршрутки и впихивают несчастных пассажиров в них.

-9



Иногда, когда водителю лень ехать весь маршрут, он может «продать» своих пассажиров коллегам. Для пассажиров это ничего не стоит, просто в каком-то промежуточном пункте надо из одного ведра выгружаться и пересаживаться в другое, которое тоже может быть уже довольно забитым.

-10



А, да, а где едут вещи пассажиров? Африканцы очень любят возить с собой кучу вещей. Какие-то тюки, коробки, мешки. Часто они везут какую-то еду или шмотки из одного места в другое на перепродажу. Ну в Западной Африке стандартным местом для багажа является крыша, куда всё это приматывают верёвками. Иногда к вещам могут каких-нибудь коз добавить (не спрашивайте о чистоте вещей после соседства с козами).

-11



В южноафриканских странах крыша в качестве багажного отсека не столь популярна, но необходимость возить гигантские баулы здесь точно такая же. Поэтом их пихают под сидения, в задний отсек или в пространство между водительской частью и салоном или под ноги пассажирам. Задняя багажная дверь при этом не обязана закрываться - маршрутка может же и так ехать.

-12



Обычно погрузка-выгрузка багажа занимает множество времени: запихать один мешок, перепаковать другие, пересадить людей, чтобы между ними влезло ещё одно багажное место. А представьте, что с такими баулами может ехать половина маршрутки, и у каждого своё место посадки и высадки. Таким образом, часто поездка превращается в череду таких долгих остановок и перебежек по 300-500 м. Ну а даже если и пассажир без вещей, но сидит где-то глубоко внутри, и ему надо выйти, то вставать и вылезать наружу, чтобы его выпустить, приходится половине маршрутки. Потом все залезают обратно – процесс не быстрый.

-13



На каждой остановке водитель ещё глушит двигатель, чтобы бензин зря не расходовался (он же не думает, что для завода его нужно ещё больше). Если маршрутка городская или пригородная (а часто и нет особого деления на городские, пригородные и междугородние), она будет следовать по точно такому же принципу, и расстояние в 10 км она может ехать около часа. На крупных транспортных узлах пассажиры подвергаются атаке уличных торговцев, желающих продать всё от воды до чипсов, орешков, пирожков, фруктов. Часто они свой товар прямо в салон через открытые окна тебе под нос суют.

-14



Наверное, всё это звучит очень смешно и захватывающе, и какое-то количество раз в таких условиях прокатиться ради необычного опыта будет интересно. Но представьте, что африканцы ездят так всю жизнь. У них нет автобусов-гармошек с кондиционерами, да и поездов "сименс" с USB-зарядками как-то не очень много.