Самолёт создавался в качестве перехватчика берегового базирования. Проект получил наименование «Гром» (Райден). В роли заказчика выступили Военно-морские силы императорской Японии. Решение о его разработке было принято в 1938 году.
Машина должна была иметь скорость, превышающую на 70 км ту, которую развивали бомбардировщики того периода (более 600 км), время полёта на максимальных нагрузках 45 минут, скороподъёмность на высоту 6 км за 5,5 мин, пулемётно-пушечное вооружение, способное гарантированно сбить любой самолёт. Разработчиком выступила «Мицубиси». Однако, в силу высокой загруженности проектом модели истребителя корабельного базирования, первые опытные образцы, под маркой J2M1, поднять в воздух опытный образец удалось только в 1942 году (март месяц).
Конструкция
Самолёт был выполнен как свободнонесущий низкоплан. Имел хвостовую опору и убирающиеся шасси. В качестве двигателя выбрали модель Mitsubishi Kasei 13, мощность которого составляла 1430 л.с.
Однако заказчики отказались принимать машину в силу ряда выявленных существенных недостатков конструкции, несоответствия показателей скороподъёмности и скорости.
Основные недостатки удалось устранить к октябрю 1942 года (поменяли двигатель, модернизировали шасси. Форму фонаря, провели ряд иных конструктивных изменений). В результате самолёт пошёл в серию под обозначением J2M2 (Гром 2). Однако проблемы с двигателем привели к тому, что за полгода было изготовлено всего 14 самолётов.
Лишь к декабрю 1943 года удалось отладить большую часть существующих технических проблем и самолёт пошёл в серию в версии J2M3. За год удалось изготовить всего 141 самолёт. Машина получила более мощное вооружение: четыре пушки калибра 20 мм (тип 90). Две расположили под обтекателями, две, имевшие меньшую скорострельность, в профиле крыла. От фюзеляжных пулемётов отказались.
Однако замечания по низкому качеству самолёта продолжали массово поступать из войск. В связи с чем руководство ВМС приняло решение (июнь 1944) выбрать на роль основного перехватчика другой самолёт, «Сиден», производившийся Каваси, а Гром доводить до ума и выпускать только после его полной готовности.
Параллельно создавалась две версии высотного перехватчика:
· J2M4, получивший двигатель МК4R-С (Касей 23С). Модификация получила турбокомпрессор, что позволяло на высоте 9,2 км развивать мощность до 1420 лошадиных сил (на обычных аналогах подобная мощность была доступна на высоте до 4,8 км);
· J2M5 (мод 33) - вэтом исполнении перехватчик составил реальную угрозу для В-29, используемых США. Впервые перехватчик взлетел в 1944 году (май).
Обе версии удалось изготовить малыми сериями. Параллельно произведены несколько особых модификаций (в нескольких экземплярах каждая): J2M3а – 21 самолёт. Разница, по сравнению с версией серийной, только в установленном вооружении. Крыльевые пушки в обтекателях типа 99 (модель 1) заменили на 99 модель 2; модификация J2M6 (тридцать первая модель – один экземпляр, получивший изменённый фонарь, более просторную кабину.
Велись перспективные работы по созданию версии J2M7 (модификация 23).
Но до конца 2 Мировой войны серийное производство 5 и 7 модели так и не смогли организовать.
Непосредственных боевых действиях «Гром», в различных модификациях (в основном, 2 и 3) активно использовался, начиная с 1944 года. но ожидаемого результата (срыва бомбардировок метрополии) достигнуть не смог. Однако, в обороне территориальной Японии они сыграли значительную роль.
узнать больше на: https://war-book.ru/j2m-raiden-istrebitel-firmy-mitsubishi/