Все рожденное – подвижное и неподвижное – происходит от соединения Материи и Духа.
В главе 14 Арджуна попросил Кришну рассказать о том, что такое
- Пракрити – материя, и
- Пуруша – Дух.
Об этом знании поведал Кришна:
«Это тело, о сын Кунти, именуется полем, а того, кто познает это поле, мудрые называют познающим поле.
О Бхарата, знай Меня как Познавшего поле во всех полях. Знание поля и Познающего поле – это истинное знание; таково Мое мнение.
Пять первоэлементов, эгоизм, разум, непроявленное, десять чувств и ум и пять объектов чувств;
Желание, ненависть, счастье и несчастье, тело, психическая деятельность, стойкость – так вкратце описывается поле и его изменения.
Смирение, скромность, отказ от насилия, терпимость, искренность, служение учителю, чистота, стойкость, самообладание;
Отвращение от объектов чувств, отсутствие эгоизма, понимание того, что рождение, смерть, старость, болезни и страдания есть зло;
Отрешенность, отсутствие привязанности к сыну, жене, дому и прочему, постоянное спокойствие в желанных и нежеланных событиях;
Безраздельная, неизменная преданность Мне, стремление к уединенным местам, отсутствие влечения к сборищам людей;
Постоянство в познании Высшего Я, устремлённость к постижению Истины – это называется знанием, а все отличное от этого – неведение».
Затем Кришна описывает Высшее Я:
«Отраженный в деятельности всех чувств, Он Сам не имеет чувств. Он лишен привязанностей и все же поддерживает всех, Он вне гун природы и все же наслаждается ими.
Он вне и внутри всех существ, Он подвижный и неподвижный, Он непостижим вследствие тонкости. Он далеко и близко.
Он – неделимый, но кажется разделенным в существах. Он познается как поддерживающий всех существ, как разрушитель и создатель.
Он – свет светов. Он вне всякой тьмы. Он – знание, объект познания и цель знания; и Он пребывает в сердце всех существ».
Кришна об отношениях Материи и Духа:
«Знай, что материя и дух безначальны; знай, все гуны и видоизменения происходят от материальной природы.
Материальная природа считается причиной возникновения тела и чувств; дух считается причиной восприятия радости и страдания.
Дух, пребывая в материи, наслаждается гунами, рожденными материей. Привязанность к гунам – причина рождения в добрых или дурных лонах.
Знай, о лучший из Бхарат, что все рожденное – подвижное и неподвижное – происходит от соединения поля и познающего поле».
И в завершении Кришна о том, как искать Высшее Я:
«Некоторые созерцают сами в себе Высшее Я через медитацию, другие – через рассуждение, а иные – через деятельность без привязанности к плодам.
Некоторые же, не знающие этих путей, поклоняются Высшему Я, слушая других; даже они преодолевают смерть благодаря преданности тому, о чем слушают».
Полную аудио-версию данной главы "Бхагават-Гиты" вы можете прослушать в телеграмм канале "Имеющий уши" https://t.me/ImeyushchijUshi